Развивающее занятие в сенсорной комнате

Развивающее занятие 1 модуля «Знакомство с волшебной комнатой»

Основные структурные элементы занятий:
ритуал начала занятия;
релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение;
ритуал окончания занятия.
Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Тема: «Подводные обитатели»
Тип занятия: развивающее комплексное интегрированное занятие (окружающий мир, русский язык, математика)
Цели:
развивать когнитивную сферу детей;
активизировать произвольное внимание, умственные способности;
развивать проприоцептивную (собственную) и тактильную (осязательный, взаимодействующее общение) чувствительность, мелкую моторику (двигательную активность);
формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо-моторную координацию;
развивать органы чувств и вестибулярный аппарат;
закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи;
развивать коммуникативные навыки;
формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений (возбуждающихся бессознательно) и представлений образов;
формировать навыки саморегуляции.
Задачи:
развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления;
развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов;
развитие умения передавать ощущения в вербальной форме;
создание положительного эмоционального настроя.

Развивающие и обучающие цели занятия:
из области знаний по предмету «Окружающий мир»:
закрепление знаний о рыбах, как о группе животных
углубление знаний об обитателях моря
развитие познавательного интереса
из области знаний по предмету «Математика»:
закрепление знаний о геометрических фигурах
составление схем для решения задач по рисунку
формирование умений записывать решение задачи по составленной схеме
получить представление о составлении подобной, аналогичной и обратной задач
из области знаний по предмету «Русский язык»:
пополнять словарный запас
развивать устную речь

Материалы и оборудование: Лягушка (мягкая игрушка), голубой шарф, волшебная палочка, видео-ролик (рассвет на берегу моря, звук прибоя), аромалампа (запах морского бриза), песочный лабиринт, 4 кружочка разных цветов(отметки начала дорожек), модели рыбок (Дамбо, манта, нетопырь, скорпена), картинка с изображением подводного мира, клей, фломастеры, листы-шаблоны для выполнения заданий, 4 конверта с изображением рыбки, + 1 конверт с изображением КУТКУТЬИ, 4 задачи в рисунках, + 1 обратная задача в рисунке, + 1 аналогичная задача в рисунке, + 1 подобная задача в рисунке, 4 предложения в словах , + предложения для конверта КУТКУТЬИ, аквариум, видео-ролик (закат на море), мантра об удивительном и прекрсном .


























Этап занятия
Содержание этапа
Время

1
Ритуал начала занятия
Я: Здравствуйте, ребята! Вновь мы встречаемся с вами в волшебной комнате. Но сегодня мы здесь не одни. У нас гости. Давайте представимся и поприветствуем их.
- Здравствуйте! Я учитель 1-Д класса. Меня зовут Анна Александровна.
Ребята воспроизводят фразу, изменяя данные:
- Здравствуйте, Меня зовут... (Лиза, Настя, Иван, Дима).
Я: Сегодня, впрочем, как и обычно, к нам присоединится ещё одна гостья. А кто она, вам придётся угадать
До ушей зеленый рот.  В камышах она живет.  И в болоте хохотушка  Громко квакает ...Лягушка
Задания:
А где же живёт наша знакомая лягушка? (В озере). Хотите поплавать по озеру? Используйте для этого кувшинки.
А как передвигается лягушка? Покажите.
Давайте широко улыбнёмся, как будто хотим произнести звук «и». Вы очень похожи на маленьких лягушат!
А какие звуки издаёт лягушка? («Ква-ква»)
Представьте себя прыгающими лягушатами и пригласите к нам на занятие лягушку, используя лягушачий язык. Прыгая, как лягушка, проквакайте предложение: «Лягушка, иди к нам!».
(Появляется Лягушка) А почему именно там спряталась наша знакомая? (она маскируется)
Я: Вчера она прислала мне письмо с таким изображением на конверте. Я узнала, что это обитательница морей и дальняя родственница нашей озёрной лягушки. Это морская лягушка. А называют её КУТКУТЬЯ.
Так вот, сегодня, лягушка приглашает нас посетить подводный мир моря. А для того, чтобы она себя комфортно там чувствовала, ей нужно перевоплотиться в КУТКУТЬЮ. Поможем ей, ребята? Нужно произнести волшебное заклинание: «По лягушачьему хотению, по нашему велению, стань КУТКУТЬЕЙ!»


2
"Песочный лабиринт»
Я:А знаете ли вы, что море бывает разноцветным? Его цвет зависит от погоды, времени года, времени суток...оно всегда разное и неповторимое.
Я предлагаю вам выбрать цвет своего моря, определить дорожку на песочном лабиринте и пройдя по ней познакомиться со своим навигатором.
Пройти по этой дорожке, выбрав цвет моря, который вам нравится.
«проскользить» 1пальчиком;«пройти» двумя пальцами, имитируя шаги;«пропрыгать» на одном пальце;«пропрыгать» всеми пальцами, делая на подскоке щепотку (3 пальца)
ВЫКЛЮЧИТЬ СВЕТ.


3
"Морское путешествие»
Я: Итак, ребята, мы в подводном мире. Я не ошибусь, если скажу, что мы впервые здесь. Поэтому немудрено заблудиться ...Но лягушка позаботилась и об этом. Подойдите к столу. Это карта подводного мира. Но вот не задача! Когда море так часто меняет свой цвет, то оно из тихого, нежного, ласкового и игривого превращается в бурлящее, грохочущее, штормовое... И от этого на карте образовались разноцветные рифы, подводные скалы, морские камешки, которые называются галька, солевые кристалы (горки цифр), песочные насыпи (красные фишки), ракушки.
Чтобы нам узнать, как называются эти морские обитатели, нужно расчистить карту. Приступим?
1. Возьмите по 1 морскому камушку.
2. Уберите с карты 2 коралла одинакового цвета и одинаковой формы.
3. Найдите коралловый риф, состоящий из трёх частей.
4. Уберите подводную скалу, состоящую из четырёх элементов.
С помощью ракушек на которых написаны цифры, определите:
1. Сколько фигур жёлтого цвета у вас получилось. Посмотрите, как это делаю я.
2. Сколько фигур красного цвета?
3. Сколько фигур синего цвета?
4. Сколько фигур зелёного цвета?
??? Сколько ракушек вы взяли? (4)

У нас очень хорошо получается. Давайте уберём песочные насыпи.
Подвиньте к себе планшеты. Расположите на планшете такое количество песчинок, которое написано на ракушке, которую вы взяли первой. Отложите в сторону эту ракушку. То же самое сделайте и с другими ракушками. У нас получилось одинаковое количество песчинок. Давайте их сосчитаем. (10).

Как же мы получили это число? Давайте вспомним...Мы взяли 1 песчинку (потому что на первой ракушке цифра 1), затем добавили ещё 3 песчинки, потом ещё 4 и ещё 2. Мы добавляли, иначе говоря складывали числа. То есть, занимались сложением. Сложив 4 числа получили одно.
Я получила 10 таким образом: 1+3+4+2=10
А вы как? (дети называют свои примеры)

Чтобы сложить, нужно добавить или соединить...сложение это образование нового числа путём объединения чисел в одно. Давайте сложим с вами из всех фигур 1.
Какие фигуры у вас получились?

Молодцы!
Я: Давайте рассмотрим карту. Найдите силуэт своего морского навигатора и узнайте его название.
(Ребята сопоставляют картинки и читают названия)


4
"Письма из морских глубин»
Я: Хотите узнать о своём навигаторе больше? Они оставили для вас письма в тех местах, которые больше всего помогут вам узнать о них. Найдите письмо и задержитесь на том месте, на котором вы его нашли.
(Ребята отправляются на поиски)
Я рассказываю о морских обитателях:
Манта скат огромных размеров. Очень быстро передвигается. Это рыба.
Скорпена это рыба, похожая на камень. Её родственник речной ерш.
Нетопырь морской обитатель, на теле которого находятся большие красные губы. Он живёт на самом дне моря и не умеет плавать. Это рыба.
Дамбо это осьминог с ушами. Назван в честь слонёнка Дамбо из мультфильма. У него 8 ног. Он передвигается ползком. У него три сердца. Это моллюск. (Моллюск это мягкотелое беспозвоночное животное)
Я: Возвращайтесь к карте морских глубин. Давайте посмотрим, что же в конвертах.
( Ребята рассматривают содержимое)
Я:
Составьте на планшетах с помощью песка схемы для решения задач. А с помощью ракушек покажите ответ.
Справились ли мы с задачами занятия?
- Конечно! Мы молодцы!


5
"Море волнуется раз...»
Я: Ребята, наши навигаторы были хорошими помощниками на нашем занятии. Давайте разместим их на карте подводного мира, что на следующем занятии вновь встретиться с ними.
А вам я предлагаю поиграть в известную игру «Море волнуется раз...» Нужно найти такое место, где вам будет удобно и вы сможете расслабиться.
Под звук прибоя ребята занимают удобное место в комнате, принимают комфортную позу


6
Релаксация
На стену проецируется видео-ролик с морским закатом...
Я: Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды.
Свежий ветерок обдувает ваше лицо. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.
Прекрасно всё на море.
Прекрасно на земле.
Прекрасно всё на свете.
Прекрасно всё во мне.
Откройте глаза. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.


7

Наше занятие подошло к концу. У вас хорошее настроение?
Я хочу, чтоб вы изобразили на песке то настроение, которое хотите подарить всем-всем.
Спасибо, ребята. До новых встречь в волшебной комнате. До свидания.



15