Бинарное занятие по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта «Путешествие «Колобка»
Бинарное занятие по логопедии, чтению и развитию речи в классе со сложной структурой дефекта «Путешествие «Колобка»
(Разработала учитель – логопед Елена Владимировна Ребрик)
“Олигофренопедагог должен использовать компенсаторные возможности каждого умственно отсталого ребёнка.
От знания особенностей психики умственно отсталого ребёнка, от умения подойти к нему часто зависит судьба ребёнка и даже всей его семьи”.
С.Я.Рубинштейн
Цель: Приспособление ребёнка с ограниченными возможностями здоровья к жизни в обществе, использование всех возможностей для его социализации.
Формирование коммуникативной функции речи на основе предметно-практической деятельности у детей со сложной структурой дефекта.
Задачи:
Коррекционные:
Развитие мотивации речи, мелкой и артикуляционной моторики;
-развитие у детей слухового и речевого внимания;
- развитие правильной воздушной струи при длительном выдохе;
- развитие эстетического чувства детей, эмоционального отклика, чувства ритма;
-развитие речевых и мимических движений;
- обогащение словарного запаса по теме.
Обучающие:
-Знакомить детей с русским народным творчеством;
-закрепление произнесения гласных звуков;
-Формировать умение соблюдать правила общения;
-Стимулировать желание общаться, быть активными.
Воспитательные:-воспитывать интерес к народному творчеству;
-воспитание эстетических чувств детей.
Звуковой ряд : шум леса, пение птиц, мелодия из мультфильма «Колобок»
Технические средства: компьютер.
Дидактические средства:
Таблицы с изображением животных, рисунки, картинки, разрезная азбука.
Ход занятия.
Активизация внимания.
Логопед: зазвенел у нас звонок, начинаем представленье.
Звучит мелодия из сказки
К нам гости пришли
Они встречи с вами ждали.
Сказку мы покажем вам с нашими друзьями
Много сказок есть на свете,
Сказки эти любят дети.
Логопед. Ребята, какую сказку мы будем показывать, для этого давайте соберем разрезные картинки.
Правильно, “Колобок”.
Итак, отправляясь в сказку, мы должны говорить красиво, плавно, четко, правильно выговаривать все звуки, слоги и слова. Сказка начинается.
(На экране- дом, дед, баба.)
Развитие мелкой моторики.
Логопед:
Жили – были дед и баба.
Вот в деревне дом стоит
У окошка дед сидит
Рядом бабка все хлопочет
Колобка слепить всё хочет.
Лепим, лепим колобка
Будут круглые бока.
Две руки сложены над головой в форме домика. Далее движения по тексту.
(дети сжимают лист бумаги в «колобок» и катают по столу)
Логопед: вылепили колобка.
Развитие дыхательная гимнастика.
Дует, дует ветерок
Остужает колобок.
Прыг с окошка на дорожку,
Покатился наш дружок.
Развитие зрительного восприятия формы, цвета, размера и артикуляционной моторики
-Ребята, давайте расскажем, какой у нас получился Колобок. А чтобы вам было легче, сначала определим форму и цвет предметов по фигуркам.
(На столе лежат геометрические фигуры.)
-А теперь определите форму нашего Колобка, выберите соответствующую фигуру и назовите её. Вы выбрали шар, значит Колобок какой? (ответ детей)
-Какого цвета Колобок? Выберите соответствующий цвет и назовите его.
-А какого он размера? Наш Колобок большой или маленький? (ответы детей)
-Назовите, какой получился у нас Колобок? Наш Колобок…? ( ответы детей)
Развитие слухового восприятия
Звучат звуки леса
-Катится, катится колобок по дорожке, смотрит налево, смотрит направо
(движения детей по тексту)
Развитие голоса, артикуляционной и мелкой моторики
-Катится Колобок, катится, а навстречу ему…КТО?.
-А на встречу ему зайка: (выставляется картинка зайца)
Физминутка
Развитие мелкой и общей моторики
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Хочет колобка поймать.
( Дети становятся в круг, делают пальчиковую гимнастику. Пальчики в кулачок, выставить верх указательный и средний пальцы. Ими шевелят вперед – назад. Дети прыгают вокруг себя.)
Гимнастика для челюстей.
Говорит зайчик: «Колобок, колобок я тебя съем!
(опускание и поднимание нижней челюсти)
Логопедические распевки.
Колобок: Не ешь меня косой, я тебе песенку спою:!
Выставляется буква А.А-А-А!
Дети произносят звук А.(рот широко открыт на выдохе произносят А)
Логопед: спел колобок песенку и покатился дальше.
(дети катают «колобок» по столу)
Развитие слогового анализа и артикуляционной моторики
Покатился Колобок дальше.
Артикуляционное упр. «Вкусное варенье» с круговым движением языка.
Катится Колобок, а навстречу ему… Кто?
Серый волк. (На экране картинка- Волк)
Волк: Колобок, колобок я тебя съем!
Серый волк зубами щелк.
-Не боюсь тебя я волк!
( работа с прищепками)
Логопедические распевки.
Не ешь меня «Серый» лучше песенку послушай: « У-У-У по тропинке я иду и пою ДУ-ДУ-ДУ-!
Выставляется буква У. ( дети втягивают щеки при раскрытых челюстях произнеся звук У)
Понравилась волку песенка, он тоже стал её напевать.
Довольный колобок покатился дальше.
Развитие голоса и артикуляционной моторики
Катится колобок по тропинке и напевает песенку:
О – О –О жить на свете хорошо!
Колобок изобразили
Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать
Колобок изображать.
Выставляется буква О.
( произношение звука О)
Логопед: катится Колобок по тропинке .
(дети дуют на ком бумаги «колобок»)
Катится, катится, а навстречу ему… Кто?
(на экране картинка Медведь)
Развитие координации движения
Физминутка
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в мешок кладет.
Посмотрел медведь направо
посмотрел медведь налево
поднял глазки к солнцу вверх,
а затем скорее вниз.
Носом воздух он обнюхал
И увидел колобка.
(Движения по тексту)
Медведь: Как ты вкусно пахнешь колобок румяный бок!
Колобок, колобок я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня я тебе песенку спою.
И запел песенку Ы-Ы-Ы- собираем мы грибы.
( дети вытягивают несомкнутые губы вперед и держат в таком положении,
делая длительный выдох, произнося звук Ы)
спел колобок свою песенку и покатился дальше.
Катится колобок , а навстречу ему .. Кто?
Хитрая плутовка, рыжая головка
Ротик открывает, зайчиков пугает.
Лисонька – лиса.
(Работа с прищепками. Рука согнута в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцем. Ритмично открывает и закрывает «ротик» -прищепки)
Рыжая лиса говорит колобку: « Колобок, колобок спой мне песенку!
Развитие голоса и артикуляционной моторики
Колобок прыгнул на нос лисе и стал петь: И-У-О--Ы-А! Она его и проглотила.
Облизнулась и открыла рот, чтобы повторить песенку. Тут колобок выкатился и покатился прочь от хитрой лисы.
Гимнастика для губ и языка.
Широко открыть рот , на выдохе произнести звук А, затем круговое облизывание губ кончиком языка)
Развитие пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, повторение изученных букв
Катился колобок по лесу, деревья высокие, высокие вокруг. Катился по полю, трава низкая и прикатился в свою деревню. А дом найти не может. Давайте поможем колобку
Вот в деревне дом стоит
У окошка дед сидит
На дорогу всё глядит
Видит, круглый колобок
Катится навстречу.
Рефлексия, развитие связной речи
Обрадовался Колобок, хотел рассказывать свою историю дедушке и бабушке, а вспомнить не может. Ребята, давайте поможем Колобку.
Кто испёк Колобок?(ответы детей)
Какой Колобок по форме?( ответы детей)
Кого Колобок встретил первым? (ответы детей)
Какую песенку спел Колобок зайцу? ( ответы детей)
Кого вторым встретил Колобок? (ответы детей)
Какую песню напевал волк?
Кого еще встретил Колобок на своем пути?
Что сказал медведь Колобку?
Лиса съела Колобка?
Колобок вернулся домой?
Молодцы, вы очень внимательно слушали сказку и все хорошо запомнили.
Итог
Ну вот, и сказочке конец, а кто сказку рассказывал и показывал и Колобку помогал – молодец!