Тема урока: «Современность музыки Л. Бетховена»
УРОК МУЗЫКИ В 7 КЛАССЕ
(I четверть)
Тема урока: «Современность музыки Л. Бетховена»
«Две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, и они поднимают тем выше, чем чаще и настойчивее занимается им наше размышление – это звездное небо над нами и моральный закон в нас».
Л. Бетховен
Художественно-педагогическая Подчеркнуть актуальность содержания музыки
цель урока: Бетховена в наши дни, его основную творчес-кую и смысловую интонацию «через тернии к звездам», «через страдания к радости».Оформление урока: портрет Л. Бетховена, на классной доске тема урока, в правом углу доски эпиграф.
Оборудование урока: фортепиано, проигрыватель с фонохрестоматиями, портрет Л. Бетховена.
Музыкальный ряд: Л. Бетховен – фрагмент из I части 5 симфонии; «Лунная соната» (1 часть); «Рондо» (Ярость по поводу утерянного гроша); «Экоссезы».
Задачи урока:
– воспитательная: две вещи наполняют нашу душу всегда новым удивлением и благоговением, и они поднимают тем выше, чем чаще и настойчивее занимается им наше размышление – это звездное небо над нами и моральный закон в нас. (Л. Бетховен).
– образовательная: подчеркнуть актуальность жизненного содержания музыки Л. Бетховена в наши дни, его основную творческую и смысловую интонацию «через тернии к звездам», «через страдания к радости». На новых произведениях для учащихся показать жизнелюбие композитора и присущее ему чувство юмора, как проявление оптимизма.
– развивающая: формировать у учащихся навыки и умения воспринимать музыку, внутренне ее слышать, сопереживать, самостоятельно анализировать музыкальное произведение, эмоционально исполнять песни, выражать свои мысли, разбираться в особенностях музыкальной речи произведений, разбираться в характерных чертах музыки разных эпох и народов, ассоциировать с произведениями других видов искусств, провести интонационные параллели с другими, уже знакомыми музыкальными произведениями.ХОД УРОКА.
Вход в класс учащихся под музыку симфонии №5 Л. Бетховена (фрагмент из I части).
Не объявляя названия произведения, автора музыки, предложить учащимся определить произведение. Обратить внимание на интонационную особенность музыки Л. Бетховена, дух песен и маршей Французской революции, огромную выразительность и роль ритма, напряженность и конфликтность образов, неуклонное движение мысли и чувства, сложный сплав общественной и личной борьбы пронизывает не только музыку, но и жизнь великого композитора.
«Лунная соната» № 14 (часть I) – прослушивание и размышления учащихся о средствах музыкальной выразительности, создающих образ (глубокие басы, ритмические интонации траурного марша, безостановочное движение мерными триолями в одном диапазоне), волновали ли человека в разные эпохи проблемы нравственного становления, существенные стороны внутренней жизни. «Лунная соната» популярна во все времена потому, что содержание ее отвечает духовному миру наших современников. Потому, что любовь и страдания, и радость, и огорчения – эти понятия существовали и будут существовать всегда. «Как божьему дару мы рады за то, что умеем любить» Маргарита Алигер.
Когда Бетховену было около тридцати лет, он ясно ощутил, что к нему подкрадывается страшная, особенно для музыканта, беда – глухота. И именно в эту пору он почувствовал, что к нему пришла великая радость – любовь. «Она любит меня, и я люблю ее! Это первые светлые минуты за последние два года» - писал он своему врачу, надеясь, что счастье любви поможет ему одолеть надвигающийся недуг. Но она – ее звали Джульетта Гвиччарди, - воспитанная в аристократической семье, свысока смотрела на своего учителя (Бетховен учил ее играть на фортепиано), пусть знаменитого, но незнатного происхождения, вечно страдавшего от денежной нужды, да еще терявшего слух. Джульетта нанесла Бетховену двойной удар – отвергла его любовь и вышла замуж за совершенно бездарного сочинителя музыки, зато … графа.
Вот тогда-то Бетховен создал свою великую сонату, поставив под ее настоящим названием «Соната вроде фантазии» посвящение «Графине Джульетте Гвиччарди». Бетховен был великим музыкантом и великим человеком. Человеком титанической воли, могучего духа, человеком высоких помыслов и глубочайших чувств.
Никакие беды не лишили Бетховена чувства юмора, которое он сохранил до конца жизни. Подшучивая над одним из своих друзей – скрипачом, чрезвычайно тучным для своего возраста, Бетховен сочинил канон для четырехголосного хора и назвал его «Похвала тучности». Посмеиваясь над близорукостью первых исполнителей своего дуэта для альта и виолончели, одним из которых был он сам, сделал надпись на нотах: «Дуэт для двух пар очков».
Одним из образцов произведения –шутки является «Рондо» (Ярость по поводу утерянного гроша).
Прослушивание произведения «Рондо» Л. Бетховена.
Вопросы к учащимся:
понравилось ли произведение?
понятны ли юмор и шутка в музыкальном произведении?
какими средствами выразительности передает композитор переживания незадачливого героя? (темы, пассажи, динамика, украшения).
почему автором выбрана именно форма рондо?
Обобщение: Сколько остроумия и фантазии в этой музыке! Форма рондо наилучшим образом выражает основную идею произведения. Главная мысль (тема) – постоянное возвращение одной навязчивой мысли – об утерянном гроше, - подвергается непрерывному развитию, слово это не рондо, а вариации.
Неожиданным, на первый взгляд, в творчестве великого мыслителя музыки являются обыкновенные танцы. Разносторонность его проявляется в том, что в своем творчестве он не проводит грани между «высоким» (серьезным) и «низким» (легким) искусством. Лучшими из бетховенских танцев однозначно признаны «Экоссезы» для фортепиано.
Экоссез – танец, распространенный в начале XIX века. Наряду с вальсами окоссезы звучат в русских операх, действие которых происходит в ту пору – «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и «Война и мир» С.С. Прокофьева.
Прослушивание «Экоссезов».
Вопросы к учащимся:
понравилось ли произведение?
что представляет собой по форме танец? (среднее между рондо и песенно-куплетной формой).
Обратить внимание учащихся на то, как по-бетховенски мужественно звучит этот игривый, изящный по своей природе танец.
Весь творческий путь Бетховена озарен благородной мечтой о распространении музыки среди самых широких слоев простого народа.
«Музыка – народная потребность» - писал Бетховен. И он желал процветания искусству «славному и благодетельному» для народного счастья.
В качестве тем для вариационных циклов Бетховен использовал народные мелодии – австрийский, английские, русские, тирольские, украинские и др. Л-В. Бетховен осознавал ту роль, которую играет каждая из национальных культур в культурном развитии человечества.
Показать песню «Верный Джони».
Вокально-хоровая работа над песней, разучивание по фразам, исполнение песни в медленном темпе.
Итог урока. Таким образом, сама жизнь, историко-социальные условия поставили перед Бетховеном проблемы, каких не знали его предшественники. Его творчество пронизано не только чудесными страницами, ласковой добротой, безграничной любовью, глубоким драматизмом, но и личной борьбой человека с трагическими обстоятельствами жизни и освободительной борьбой целого народа.