Статья на тему Романтическая проза о войне
Романтическая проза о войне.
Наиболее яркими представителями такого литературного явления, как романтическая проза о войне, можно назвать Э.Г.Казекевича, Б.Васильева, Г.Я. Бакланова. В произведениях указанных авторов мы встречаем внутренне сильного главного героя, который неповторим и уникален. Этим героем может выступать 1 человек. Довольно часто истории, описанные в повестях, - это собирательный образ судьбы целого народа. Герой противопоставлен внешнему миру, в данном случае - врагу-захватчику. Победа остаётся за героем - спасителем, который готов защищать Родину даже ценой собственной жизни. Также для романтической прозы о войне характерно описание природы, одухотворенной, целительной, утверждающей идею вечной гармонии и красоты, показывающей противоестественность войны.
Такая проза очень лирична, в ней ярко выражено присутствие автора, его неравнодушное отношение к рассказанным судьбам и событиям.
Читатель, знакомясь с романтической прозой о войне, сталкивается с ситуацией двоемирия: наличие 2-х миров противоборствующих сил.
Рассмотрим более подробно произведения Э.Казакевича, Б.Васильева, Г.Бакланова как образцы романтической прозы о войне.
В книге Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» описан небольшой эпизод Великой Отечественной войны: пять девушек – зенитчиц со старшиной Васковым ведут неравный бой с немецкими солдатами. Погибая такими молодыми, девушки доказывают противоестественность законов войны. Произведение строится на контрастах между дивной природой с «тихими зорями» и страшными событиями 1942 года. Сюжет потрясает читателя до глубины души. Герои повести не отступают, так как в каждом из них есть осознание того, что Родине нужна их защита: «И не было во всем мире больше никого – лишь он, враг да Россия».
Именно мужественность, стойкость и смелость русской женщины показана в произведении «А зори здесь тихие...», тогда как враг, напротив, описан трусливым, эгоистичным и жалким: «Васков. Все понял: себя спасает, шкура фашистская. Плевать ему на умирающего, на приказ, на друзей своих, что к озерам ушли: он сейчас только о том думает, чтоб внимание к себе не привлечь. Он невидимого противника до ужаса боится и об одном лишь молится: как бы втихую отлежаться за бревнами в обхват толщиной.
Да, не героем фриц оказался, когда смерть в глаза заглянула. Совсем не героем».
Интересно, что такой же образ врага будет представлен в произведениях «Звезда» Э.Казакевича и «Навеки – девятнадцатилетние» Г.Бакланова.
Э.Г.Казакевич. Повесть «Звезда».
Примечателен эпизод, когда советские солдаты, одетые в зеленые балахоны, проходят мимо спящих немцев. Это производит на последних «впечатление чего-то нереального, колдовского». Хладнокровие Травкина здесь противопоставлено глупости немецких солдат, которые далее описаны как «жрущие, горланящие, загадившие окружающие леса… карьеристы и каратели, вешатели и убийцы», а также автором акцентировано внимание на том, что идут они «прямо к своей гибели, и смерть опускает уже на все эти пятнадцать тысяч голов свою карающую руку».
Захватническая война приносит утраты, боль, разлуку с близкими. Проникновенно показана девушка Катя, которая ждет у аппарата, что ей ответят. Именно в этом эпизоде возникает метафорический образ Звезды, «закатившейся» и «погасшей», т.е. померкшей Звезды, что означает отсутствие света и красоты с появление на родной земле врага.
При чтении возникает ощущение ДВОЕМИРИЯ: мир фашистский и мир советский противопоставлены. Важно отметить, что в каждом произведении возможно проследить мысль о том, что жизнь русского народа разделена войной на до и после, т.е. враг воплощает собой разрушительную силу.
Такой взгляд будет описан и в повести Г.Я. Бакланова «Навеки – девятнадцатилетние». Третьяков, вспоминая о матери и детстве, с болью говорит: «Все довоенное сейчас, как исчезнувший мир». А самое страшное, что не даёт покоя мысль, «что этой войны могло не быть. Что в силах людей было предотвратить это. И миллионы остались бы живы...»
Природа в произведении, как и в повести «А зори здесь тихие…», играет особую роль. Только здесь читатель видит цвета крови, смерти: «Сквозь лес прозрачное светилось зарево: красное зарево, черные деревья на нем. И всюду под деревьями лежали, сидели, шевелились на земле раненые».
Свой долг перед Родиной осознает каждый: «Сейчас война идет, война с фашистами, и нужно воевать», - говорит один из персонажей. Вся сущность русского человека противится захватнической войне. Даже в речи советского солдата каждое слово «врага разит» (курсант Шалобасов). Вера в Победу никогда не гаснет в сердцах освободителей: «Никогда еще от каждого из нас не зависело столько. Потому и победим», - считает Атраковский.
Трусость немецких диверсантов показала в следующим эпизоде: «Четырнадцать боящихся расправы немцев стояли на поле, жались в кучу, по лицам пытались понять, что их ждет, испуганно опускали глаза под взглядами».
Таким образом, писатели Э.Казакевич, Б.Васильев, Г.Бакланов, как представители такого литературного явления, как проза о войне, создают в своих повестях обобщенный образ врага, которому противопоставлен советский народ как идеальный герой, возможно, чем-то схожий с древнерусским богатырем: бесстрашный, смелый, стойко и мужественно идущий к правде, справедливости, доброте и миру.