Опыт работы.Особенности воспитательной работы в период обучения учащихся на предприятиях.
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Заларинский агропромышленный техникум»
Опыт работы:
В период обучения учащихся на предприятиях.
Тема:
Особенности воспитательной работы в период обучения учащихся на предприятиях.
Выполнил Мельников Ю.А.
Мастер п/обучения.
п. Залари
2015 г.
Учреждения НПО не могут не отражать, не воспринимать тенденции,которые появляются на рынке труда .Советом Европы было определены ключевые компетенции, которыми учебные заведения должнывооружить молодежь-политические и социальные ;
-компитенции определяющие владения устным и письменным общением;
компетенции связанные с возникновением общества информации;
компетенции, реалицующие способность и желание учиться.
Стремительное научно-техническое преобразования в сфере материального производства ставят перед мастерами задачу: показать тесную связь своего предмета с жизнью и предметами профессионального цикла и, непосредственно с профессией учащихся .В наше время рыночные отношения диктуют жесткие условия к рабочим на рынке труда.В условиях перехода на новые образовательные стандарты повышается роль общеобразовательной подготовки для освоения общих компетенций включающими в себя способность:
-осуществлять поиск информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач.
Главная задача мастера в период обучения учащихся на штатных рабочих местах –готовить их к работе в трудовом коллективе.
Время обучения юношей и девушек на предприятиях –это последние месяцы их пребывания под опекой наставников .После техникума начинается самостоятельное их расходование, личное распоряжение свободным временем. знакомства. Подготовлены ли выпускники к этому ?Жизнь требует мужества, опыта, и не каждый может правильно ее начать .Нужно позаботиться, чтобы учащиеся сохранили творческую активность , стремление к знаниям .Поэтому в завершающий период обучения ,когда для учащихся самостоятельность становиться реальностью, мастер готовит их к этому .Некоторые мастера стремятся приукрасить учащимся их жизнь после выпуска ,уходят от действительности .Это не правильно .Такая подготовка может привести к плохим результатам . Встретивщись после техникума с дествительностью , выпускник обнаружит ,что не все так идеально ,как говорил мастер .Самостоятельно разрешая возникшие противоречия, учащийся может поставить под сомнение все ,чему учил его мастер ,может произойти ломки его убеждений. Рассказывать учащимся о предстоящей самостоятельной жизни нужно правдиво, не скрывая имеющиеся недостатки в организации производства, в организации производства, в отношениях между людьми. Учащиеся должны знать что может встретиться им после выпуска. Необходимо нацеливать их на то, что именно они, молодые, культурные и грамотные рабочие обязаны быть в первых рядах всех хороших начинаний, следовать примеру лучших кадров рабочих как в организации производства ,так и в борьбе с недостатками.
Готовить молодежь к жизни, самостоятельному труду нужно вдохновенно, с оптимизмом. нужно воспитывать мужество ,волю к преодолению трудностей. постоянное стремление делать что-то нужное для Родины. Следует показывать на примерах ,что самый отвержанный подвиг не случайность .что это результат длительного духовного развития. Честно прожитая жизнь. большая творческая работа это тоже подвиг, который приносит признание, уважение и славу, большую радость.
В период обучения в техникуме происходит нравственное самоутверждение подростков. этому возрасту свойственно недоверие, склоность к возражению. Все сказанное старшими проверяется через собственные суждения. В этом возрасте молодежь анализирует, размышляет о правах и обязанностях, о своей роли в обществе, коллективе, о понятиях долга. Именно этот возраст нуждается в примере яркой, сильной личности для утверждения своего идеала. Нередко ,встреча с такой личностью, даже литературный герой для многих становиться началом нравственного самоутверждения , определяет их принципы в суждениях и поступках .Но этот процесс формирования личности проходит невидимо для воспитателя.
Хорошо если усвоенным принципам представится возможность проявиться. Тогда педагог найдет способ для своего влияния. А если учащийся замкнутый, необщительный, суждений не высказывает, то его поступки неожиданны, они могут обрадовать или глубоко огорчить нас. «Разве мог кто-нибуть подумать, такой незаметный»-обычно так реагирует на случившееся. Поэтому самые сложные учащиеся -это инертные, безразличные; как правило, они тихие, никому не вредят, никого не беспокоят, нигде не участвуют. У многих мастеров, особенно молодых, они выпадают из поля зрения. Мастера заняты учащимися, у которых внутренний мир открыт постороннему взгляду. Такие учащиеся, нетерпеливы ,склонны к возражениям, порой резки в суждениях. Мастеру постоянно приходится отвечать им на какие-то вопросы, удерживать от прорывов, часто они не соглашаются с доводами мастера, и он считает их трудными учащимися.Но так ли это? Часто на оборот. Во-первых, возражения в этом возрасте не характеризует осознанную недисциплинированность, это своебразная форма проверки своего мнения. Очень ценно, если педагог уловит, где и в чем зародилось сомнение и рассеет его. Во-вторых откровенность учащихся раскрывает для мастера их личность. Мастер знает о таких учащихся значительно больше, чем о тихих. Это позволяет ему предвидеть возможное повидение таких учащихся в той или иной ситуации ,а следовательно. более уверенно выбрать и применить нужное педагогическое средство. Другое дело, когда учащийся внешне тихий. Если учащийся внешне не проявляет активности, это не значит, что он не видит окружающей жизни, ч то все происходящее вокруг не оказывает на него влияния. чаще бывает на оборот. такая натура более восприимчева. Его сознание анализирует события, он что-то отрицает, что -то принимает.