Концепция воспитательной работы
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
4 «А» класса
МБОУ СОШ №6
ПРОЩЕНКО АННЫ НИКОЛАЕВНЫ
2011-2012 г.
Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.
Педагогическая целесообразность создания воспитательной системы.
Ребенок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны.
Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту.
Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе.
В процессе построения воспитательной системы формируется лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества.
Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
Компоненты воспитательной системы.
Индивидно – групповой, представляющий собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной деятельностью в рамках учебного класса и гимназии. Он состоит из нескольких элементов:
- классного руководителя – его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из существенных и системообразующих факторов.
- учащихся класса – важнейший составляющий индивидно –группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом. С одной стороны, они – полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.
- родители учащихся – не должны оставаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы класса.
- педагоги ,работающие в классе – должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана, тона и подходов к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса.
Ценностно – ориентационный.
Воспитание младшего школьника есть искусство подведения его к успеху, вооружение опытом положительных переживаний самого себя и собственной деятельности. Ему необходимо сознание того , что он знает, способен и умеет.
Поэтому, ключевой идеей своей воспитательной системы считаю- качество воспитания определяется не объемом проведенных мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми.
А ключевыми понятиями характеризующими сущность воспитательной системы класса являются:
- самостоятельность;
- доброта;
- творчество;
- активность;
- коллектив.
- индивидуальность;
Каждый человеческий индивид – это отдельный, самобытный мир, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет при этом свою относительную самостоятельность. Помочь определить свою индивидуальность как самобытность, способность стать и быть самим собой – составляет смысл моей воспитательной деятельности. Человек – это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы – к человеческому роду. В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.
Индивид – это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).
Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.
Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.
Становление индивидуальности есть процесс индивидуализации объекта. Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек.
Четыре ключевых аспекта, характеризующих сущность характера индивидуальности
Индивидуальность как уникальность, неповторимость, особенное в человеке. Индивидуальность дана от природы, так как наследственность, темперамент, характер, окружающая природная и социальная среда, активность самого человека даёт огромное количество отличительных черт по отношению к другим людям. Но эти отличительные черты не являются самоценностью для большинства детей, считается это мнимая индивидуальность.
Индивидуальность как свойство, качество, признак, характеристика человека. Если личность, по мнению Б.Г.Анавьева, «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность- это «глубина» личности и субъекта деятельности.
Индивидуальность- уровень развития человека. Это очень длительный процесс, где идет поиск способов и средств реализации своих способностей. Важно чтобы воспитатель смог умело и заботливо поддержать и взрастить ростки индивидуальности в детские годы.
Индивидуальность- это способность быть самим собой, то есть самовыражение. Я согласна с представителями гуманистического направления в педагогике, в том, что в самоутверждении и заключается полное счастье человека, предназначение его бытия.
Схематическое представление концепции
Уровень развития личности
Индивидуальность
поиск способов и средств
реализации своихспособностей
творческая деятельность
Личность
личные качества
мотивы деятельность
Индивид
темперамент
характер
способности
наследственность
В основу моей Концепции воспитания, как классного руководителя, вошло Письмо Министерства образования РСФСР от 07.06.1991 года, включающее в себя концептуальные основы содержание деятельности классного руководителя (классного воспитателя), программная задача которой – формирование гармоничной, всесторонне развитой личности, стремление дать каждому школьнику базовое образование и культуру, и их основе представить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия и объективные возможности семьи, школы. Формирование здорового образа жизни с учетом пола и возраста.
Целью моей воспитательной работы как классного руководителя является – воспитание индивидуума (семья, я в семье, я и природа, я и чувства..), т.е. помощь ребёнку в проявлении своего «я».
Для достижения этой цели необходимо решить поставленные задачи:
Оказание помощи ребёнку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.
Формирование потребности в творческой деятельности.
Развитие художественно-эстетических способностей.
Воспитание общительности, своей общности с коллективом.
Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире и приобщению к национальным традициям.
Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений.
Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, к ЗОЖ.
Методы:
научно-исследовательский;
метод проектов;
коммуникативная методика;
личностно-ориентированный метод;
метод креативного мышления;
репродуктивный метод;
метод критического мышления;
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации,
тренинги, занятия, курсы;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления, балы, карнавалы, фестивали; дебаты, дискуссии, консилиумы, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
Для того, чтобы процесс становления и проявления индивидуальности ребёнка протекал успешно, необходимо придерживаться следующим педагогическим принципам и подходам:
Принцип природосообразности. Принимать ребенка таким, каков он есть. Природа сильнее, чем воспитание. Природа – корни, воспитание – крона. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его надо найти. Не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.
Принцип целостности учебно - воспитательного процесса. Целостно все: образ окружающего мира, образ себя, урочная и внеурочная деятельность. принцип направлен на развитие системообразующего свойства, придающего человеку целостность – индивидуальность.
Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия.
Принцип доминанты – концентрация интеллектуальных, душевных и физических сил на важном аспекте своей жизнедеятельности. Здесь необходимо создать условия для развития и проявления сильных сторон ребенка.
Принцип вариативности – создать условия постоянного выбора (цели, содержания, формы и способы организации индивидуальной и коллективной деятельности) так как без выбора не возможно развитие индивидуальности ребёнка, проявление его способностей.
Принцип творческой активности – рассматривается как деятельность, связанная с созданием чего-то нового по смыслу ( жизненный опыт ребенка должен быть успешным).
Принцип рефлексии– формирование умения и навыков самоанализа и самооценки.
Личностно - ориентированный подход. Уважение личности ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его личным чувствам, ожиданиям, к его духовной жизни, к мотивам его поведения.
Деятельностный подход. В деятельности изменяются, укрепляются отношения между детьми, меняется отношение и к самому себе - растет самоуважение.
Возрастной подход. Младший школьный возраст - период познания себя и окружающего мира.
Цель воспитательной системы – поэтапное создание в классе условий для развития личности ребёнка. Это значит создание условий для решения каждой личностью 4 задач на каждом возрастном этапе своей жизни:
Самопознание, самоопределение, саморегуляция, самореализация. Школа должна помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все четыре задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:
сфера познания (учёба, информация, знания);
сфера практической деятельности (трудовая деятельность, умения, навыки);
сфера игры (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей, способностей);
сфера физического развития (реализация физических возможностей);
сфера отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними).
Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.
Целью воспитательной системы в начальной школе является поэтапное создание в классе условий для развития личности ребёнка. А это значит создание условий для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе своей жизни.
Самореализация
саморегуляция
самоопределение
самопознание
Содержание воспитательного процесса можно представить в виде данной схемы(переход к следующему этапу проводится после обязательного диагностирования и анализа результатов предыдущего):
1 этап Самопознание Дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа-Я - Я-реального и Я-идеального.
2 этап Самоопределение Включение личности и коллектива в социально-значимую деятельность по интересам и освоение личностью других областей приложения творческих способностей
3 этап СаморегуляцияРабота над формированием умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью, целенаправленно строить процесс воспитания
4 этап Самореализация Определение своей индивидуальности как самобытность, способность стать и быть самим собой, способность к творческой самореализации и саморазвитию;
Критерии
эффективности воспитательной работы в классе:
Критерии эффективности ВР в классе
Воспитанность учащихся
Защищенность и комфортность ребенка
в классе
Удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе
Репутация
класса
Проявление
индивидуальности
классной
общности
Сформированность классного
коллектива
Управление системой
Классное сообщество
Ребенок
КТД
Воспитательные центры школы:
музей, библиотека, мастерские, кабинет информатики, кружки, спорт. секции
Воспитательное пространство города
Родительский
комитет
Воспитывающие ситуации
Коллективные
и индивидуальные поручения
Личность классного руководителя
Общешкольное и
классное самоуправление
При планировании воспитательной работы в классе на год я учитываю и методику коллективных творческих и ключевых дел, многие из которых стали традиционными.
Традиционные
дела
класса
День
рождения класса
Мама, папа,
я – спортивная
семья
День матери
День
открытых дверей
Бал цветов
КТД
«Ветераны»
Праздник
именинников
Лукошко
добрых дел
Программа воспитательной работы
Этапы Содержание работы Сроки
1 «Здоровье». Веселые старты сентябрь
Спортивно-оздоровительные мероприятия В течение года
Уроки здоровья В течение года
Эстафета «Самый быстрый» январь
Праздник «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» март
День Здоровья май
«Взаимодействие»
Праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы» сентябрь
Оформление классного уголка сентябрь
Организация дежурства по классу
В течении года
Разведение комнатных растений
декабрь
Экскурсия в парк Март- апрель
Мероприятие «Я и мой товарищ» май
Дни именинников В течении года
«Нравственность». Конкурс рисунков «Дон - наш дом». ноябрь
Ролевая игра «День вежливости»
декабрь
Знакомство с символикой района, края, РФ январь
Экскурсия в музей февраль
«Интеллект».
Конкурс рисунков «Здравствуй осень золотая» Сентябрь-октябрь
Конкурс поделок из природного материала ноябрь
Конкурс загадок ноябрь
Изготовление новогодних игрушек декабрь
Конкурс рисунков «Наша Зимушка-Зима» январь
Конкурс загадок по сказкам март
«Мы играем и считаем» апрель
«Досуг».
Осенняя ярмарка октябрь
«Пусть всегда будет мама» - конкурс рисунков ко дню матери ноябрь
Конкурс по ПДД «Дорожная сказка» ноябрь
Новогодний праздник «Забывчивый Дед Мороз». декабрь
Праздник «Тридцать три богатыря» февраль
Мероприятие «Широкая масленица» март
«Семья» Тематические родительские собрания В течении года
Анкетирование родителей, детей.
октябрь
Праздник «Наши мамы и мы сами». март
Рисунки «Мои родители» апрель
«Мама, папа, я - дружная семья» май
Лекции для родителей
В течении года
Этапы Содержание работы Сроки
2 «Здоровье». Спортивно-оздоровительные мероприятия «Сильные, ловкие, смелые» В течении года
Уроки здоровья В течении года
Спортивная игра «Здоровому все здорово» ноябрь
День здоровья май
Классные часы «В здоровом теле – здоровый дух». В течении года
«Взаимодействие»
Оформление классных уголков сентябрь
Осенняя ярмарка октябрь
Конкурс новогодних сказок декабрь
Разведение комнатных растений В течении года
Оформление газеты по ПДД 1 раз в четверть
Операция «Школьный двор» «Нравственность».
Конкурс поделок «Мое хобби» октябрь
Тематические классные часы "Изучаем родной край" В течение года
Цикл бесед на нравственную тематику В течении года
Конкурс чтецов «Русское слово» май
«Интеллект».
Конкурс рисунков « Лесной ковер» Сентябрь-октябрь
Выставка творческих работ «Умелые руки не знают скуки»
декабрь
Конкурс «Мы идем играть». февраль
Игра «Зов джунглей» март
«Досуг»
Осенняя ярмарка октябрь
«Казачьи посиделки» ноябрь
Новогодний праздник «Снеговик и елка» декабрь
Праздник "Поздравляем наших пап!" февраль
Масленица март
Праздник «Вот и стали мы на год взрослее» май
«Семья» Тематические родительские собрания В течении года
Консультации для родителей В течении года
Спортивная игра «Неразлучные друзья, взрослые и дети» октябрь
Конкурс рисунка "Моя семья" декабрь
"Моя семья, её история, традиции" март
Этапы Содержание работы Сроки
3 «Здоровье» Весёлые старты «Я выбираю спорт» Сентябрь-октябрь
Спортивно-оздоровительные мероприятия В течении года
Уроки здоровья В течении года
Турнир «Самый быстрый» февраль
День Здоровья май
«Взаимодействие»
Организация классного самоуправления сентябрь
Осенняя ярмарка октябрь
Конкурс рисунков «Как я перехожу через дорогу» декабрь
Ппроведение конкурсов “Накрываем стол”, февраль
Операция «Школьный двор» март
Проведение конкурсов “Приглашаем гостей” апрель
Подготовка праздников В течении года
«Нравственность».
Ролевая игра «День вежливости» Акция «Мир без наркотиков» Казачьи колядки Единые классные часы "Я - ученик". Права и обязанности. Акция "Спешите делать добро «Интеллект»
Конкурс рисунков «Осенняя палитра» октябрь
Игра «Самый умный» ноябрь
январь
Классные часы: «Что значит быть гражданином своей страны» В течении года
Игра «Школа интеллекта и творчества» март
Выставка "Творчество юных" май
«Досуг».
Мероприятие «Путешествие в страну знаний» сентябрь
Игра – путешествие «Устное народное творчество октябрь -ноябрь
Новогодний праздник декабрь
День Святого Валентина февраль
Конкурс патриотической песни «Пою тебе мой край родной» февраль
Масленица март
Инсценированной сказки апрель
«Семья» Тематические родительские собрания В течении года
Семейный праздник «Здоровая семья –здоровый я» октябрь - ноябрь
Рисунки «Мои родители» декабрь -январь
Составление и описание генетических древ
март -апрель
Дни открытых дверей 1 раз в четверть
Направления Мероприятия воспитательного характера Сроки
4 «Здоровье» Весёлые старты «Мы за здоровый образ жизни» Сентябрь-октябрь
Спортивно-оздоровительные мероприятия В течении года
Уроки здоровья В течении года
Часы общения «Спорт - ты жизнь…», В течении года
«Взаимодействие»
«Здравствуй школа»
сентябрь
Осенняя ярмарка октябрь
Анкетирование «Какой мы коллектив». декабрь
февраль
Классный вечер: «Знаем ли мы друг друга», март
«Культура общения – способ организации жизни»
май
«Нравственность Урок гражданственности
сентябрь
Мероприятие: «Прошлое – возрождение донского казачества» ноябрь
декабрь
Классный час «Нравственность – это разум сердца» январь
Я чувствую здоровье"; февраль
Урок мужества «Мир нужен всем»
март
«Интеллект»
Конкурс рисунков «Золотая осень»
Игра «Звездный час» сентябрь
Конкурс стихотворений о ПББ ноябрь
Выставка творческих работ «Умелые руки не знают скуки»
декабрь -январь
Конкурс «Алло, мы ищем таланты!» февраль
Фестиваль знаний март
Концертная программа "Поздравляем наших мам!" апрель
Праздник "Прощание с начальной школой! май
« Досуг»» Конкурс плакатов «Мы одна семья» ноябрь
Новогодний праздник декабрь
«А ну-ка, мальчики!» февраль
Праздник «Весёлая Масленица» март
Мероприятие «Таланты и поклонники» апрель
Инсценировка отрывков из сказок русских писателей
май
Подготовка мероприятия «Прощай, начальная школа» май
«Семья» Тематические родительские собрания В течении года
Конкурс плакатов «Мы одна семья» ноябрь
Семейный праздник «Мама, папа, я –здоровая семья». январь
Урок общения по теме "Моя семья, её история, традиции" февраль
Сочинения о семье
март
Дни открытых дверей 1 раз в четверть
Воспитательная работа в классе проводится в 6-ти направлениях.
«Здоровье».
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам. Сократ
Задачи:
Формирование здорового образа жизни школьника;
Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
Цель этого направления состоит в том, чтобы показать ребенку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. В этом направлении основное внимание уделяется просветительской работе с учащимися и родителями, диагностики утомляемости, формированию позитивного отношения к своему здоровью, урокам физкультуры, вовлечению ребят в спортивные секции и пропаганде здорового образа жизни в активных формах.
Спортивно- оздоровительное
Оно нацелено на:
развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
воспитание потребности в здоровом образе жизни;
воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
развитие навыков гигиены и соблюдения режима дня.
Наряду с традиционными формами спортивно-оздоровительного воспитания (разнообразные спортивные секции, спартакиады, дни здоровья и т.д.) в школе существуют и нестандартные, например, стали традицией школьный туристический слет и легкоатлетический кросс
Цели направления:
Обеспечение и достижение допустимого здоровья и здорового образа жизни.
Помощь учащимся в познании своего организма и поддержании его в здоровом состоянии.
Обучение учащихся приемам восстановления умственной работоспособности.
Задачи:
Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
Привлечение учащихся ко внеурочным занятиям физкультурой.
Дальнейшая отработка механизмов создания и подготовки сборных команд школы по различным видам спорта.
Развитие системы туристической, экскурсионной работы в школе.
Работа с родителями с целью вовлечения в процесс решения поставленных задач.
Предполагаемые результаты:
-снижение количества пропущенных уроков по болезни
-привитие навыков ЗОЖ (снижение количества курящих школьников и употребляющих спиртные напитки);
-вовлечение в спортивные секции большинства учащихся
оптимальная организация режима работы школы
овладение учащимися элементарными навыками обслуживающего и сельскохозяйственного труда;
сознательный выбор профессии выпускниками школы;
воспитание уважительного отношения к людям любой профессии
«Нравственность»
Нравственность – это разум сердца. Генрих Гейне
Тому, кто не постиг науки добра,всякая иная наука приносит лишь вред.Мишель де Монтень
Цель направления– помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
Формирование системы ценностных ориентаций обучающихся как основы их воспитанности;
Содержание нравственного воспитания:
моральное воспитание — формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
этическое воспитание - формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений;
патриотическое воспитание - формирование чувства любви и ответственности за свою Родину, готовности встать на защиту Родины и своего народа;
формирование чувства собственного национального достоинства и уважения к другим нациям и народам;
политическое воспитание - формирование политического сознания. В свою очередь, каждое из этих направлений включает:
формирование духовных начал человека, его стремления к познанию себя и своего места на земле, в космосе;
нравственное просвещение в вопросах морали, этики, политики (мораль представляет собой совокупность правил, норм поведения людей, их обязанности по отношению к себе, другим людям, обществу; критерии различения зла и добра, хорошего и плохого, достойного и позорного);
развитие механизмов нравственного самовоспитания, саморегуляции поведения.
Воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
Виды деятельности:
развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Воспитательная работа в этом направлении формирует у детей необходимость оказания помощи больным и слабым, создает атмосферу эмоциональной отзывчивости, развивает желание знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях, воспитывает интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться. Не менее важным является формирование позитивного отношения к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способности самостоятельно сделать правильный выбор в любой ситуации.
4. «Интеллект».
Большое значение в работе классного руководителя имеет работа по развитию интеллектуальных умений учащихся, изучению особенностей учебной деятельности класса в целом и каждого ученика в отдельности. С помощью внеклассных мероприятий развивается позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию.
«Досуг».
Направление «Досуг», в которой лежит единство сознания и деятельности, предполагает такую организацию деятельности коллектива и личности, когда каждый школьник проявляет активность, инициативу, творчество, стремится к самовыражению.
Направления: Художественно-эстетическое направление (поездки в театр, постановка спектаклей, организация вечеров, праздников)
Цель: Формирование потребностей в разумном досуге и организация их реализации. . Задачи: Развитие творческого потенциала и мобильности коллектива. Организация интересных дел, создание творческого актива школы.
Предполагаемые результаты:
постараться создать такую обстановку, когда каждый ученик желал бы и принимал активное участие в жизни школы.
Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Детские праздники - одна из самых распространенных комплексных форм воспитательной работы. Праздники предоставляют детям огромные возможности для самопознания, самовоспитания, самовыражения, самоутверждения, самоопределения, саморегуляции, самореализации.
Воспитательная роль праздника состоит в его «мудрости», «чтобы, развлекая, учить» . Вместе с тем они служат познанию юными гражданами окружающего мира и развивают их мировоззрение, укрепляют в них высокие нравственные принципы и прививают им тонкие эстетические вкусы. Особенностями детского праздника являются: общественно значимое содержание; игровая форма; зрелищность; эмоциональность; гармоничное соотношение между поучением и развлечением, познавательным и эмоциональным содержанием; взаимодействие различных видов искусств, использование ярких художественных средств; коллективное участие и коллективное восприятие; добровольность участия, свобода выбора, демократизм отношений.
«Семья».
Семья – один из шедевров природы.Д. Сантаяна
Цель направления – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе “учитель — ученик - родитель”.
Виды деятельности в направлении “Семья”:
сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Содержание работы семейного воспитания:
совместная творческая деятельность учащихся и педагогов;
консультирование и решение проблем семейного воспитания детей-подростков;
родительское собрание не собрание для нотации, а встреча единомышленников с одними радостями и проблемами;
работа со школьным психологом, социальным педагогом, врачом, валеологом для решения насущных вопросов и проблем.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Главное в воспитании маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Огромный воспитательный потенциал кроется, по моему мнению, не только в сотрудничестве классного руководителя с родителями, но и в организации взаимного творчества детей и родителей.
Основная цель данного направления::Установление доверительных отношений между учащимися, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.
Задачи направления:
повышение роли семьи в реализации прав детей на образование;
активизация позиции семьи в образовании детей, приобщение их к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации детей и родителей;
расширение сферы участия родителей в управлении школой.
Основные направления организации работы образовательного учреждения с семьей:
составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень);
организация групповой и индивидуальной работы с семьей;
организация педагогического просвещения родителей;
создание массовых мероприятий с родителями
выявление и использование позитивного опыта семейного воспитания:
оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, профилактике наркомании, в предупреждении других негативных проявлений у детей и подростков;
использование различных форм сотрудничества с родителями-отцами;
создание условий для обеспечения прав родителей на участие в управлении ОУ;
разработка тематического оформления.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
родительские собрания – одна из основных форм работы с родителями
родительский лекторий способствует повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности
Связь семьи и школы. Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, школой и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, но безусловно, школа должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать не как потребитель и заказчик, а как партнер. Это обеспечивается, если приобщить родителей к педагогическому процессу, организовать информационно-педагогические не гречи; знакомить с результатами учебно-воспитательного процесса.
Предполагаемые результаты:
Установить доверительные отношения между учащимися, родителями и педагогами, объединить их в одну команду, для того, чтобы могли делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.
Через разнообразные формы работы я определяю для себя содержание воспитательной работы в классе, с учетом индивидуальных и психологических особенностей своих ребят и коллектива в целом.
Формы работы Направления воспитательной работы
- физкультминутки,
- подвижные игры во время перемен,
- Проведение спортивных конкурсов (воспитание интереса к физическому спорту, изучение новых игр, выявление самых сильных и ловких).
Здоровье
Организация дежурства в классе (по школе), трудовые десанты, субботники. Взаимодействие
- участие в акциях «Добру дорогу», «Внимание! Ветеран» и «Милосердие»;
- участие в выставках, конкурсах;
- классные часы «Мой город родной»,«Я люблю тебя, Россия!», «Русь, Россия, Родина», «Как мне милы родные звуки»;
- создание поэтических сборников класса;
летопись класса.
Нравственность
Часы общения, «Путешествие эрудитов», «Брейн-ринг по сказкам», «Зов джунглей»,«КВН», музыкальные вечера Интеллект
Классные вечера: «Знаем ли мы друг друга», «С днем юмора»», «Давайте жить дружно», «Моя семья», «С днем рождения!». Традиционные общешкольные вечера; самоуправление в классе. Досуг
Посещение семей• Родительские лектории, собрания;• Совместные туристические походы, поездки в театр, музеи (область);• Организации классных вечеров отдыха с приглашением
родителей;
• Заседания родительского комитета.
Семья
Естественно, конкретные мероприятия будут и должны меняться и дополняться в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, но основные положения остаются незыблемыми при достижении поставленных целей воспитательной работы.
УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ
Уровень воспитанности учащихся 3 «А» класса
2010-2011 учебный год
651510168910
Участие класса в мероприятиях.
7404101142365
7404101142365 1. Выставка букетов «Донская осень»
2. Конкурс чтецов
3. Поделки из природного материала
4. Конкурс рисунков по произведениям С Михалкова
5. Конкурс рисунков «Моя мама».
График призовых мест
Я стремлюсь создать максимальную вариативность возможностей для постепенного расширения, освоенного ребенком социального пространства, обогащения его индивидуального опыта.
У любого педагога рано или поздно вырисовывается своя система общения с ребенком и детским коллективом. Из опыта работы у меня сложилась своя определенная система воспитательной работы с классом. Система достаточно динамична, легко меняется и дополняется с учетом возрастных особенностей детей на разных ступенях обучения и воспитания.
Цель моей работы заключается в воспитании нравственно и физически здоровой, интеллектуальной личности, разносторонне подготовленной к успешной социализации.
Реализация такой многогранно поставленной цели воспитательной работы ставит передо мной, как педагогом-воспитателем главную задачу:
Смоделировать и построить воспитательную систему класса, направленную на раскрытие и развитие индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Мои ожидания на конец 4 этапа реализации программы:
Проектируемая модель выпускника начальной школы:
Знает свои корни
Уважительно относится к старшим
Уважительно относится к себе и всем окружающим людям
Умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается
Готов к созиданию
Умеет быть гуманным ко всему живому
Умеет быть культурным и стремится к знаниям
Умеет отвечать за свои поступки и слова, не умеет быть равнодушным
Умеет жить в гармонии с окружающим миром и укрепляет свое здоровье
Несет тепло и радость людям, делает их счастливыми!
Сплочение коллектива учащихся, повышение престижа интеллектуальной деятельности, успешное окончание детьми 4 класса, укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни, формирование у каждого учащегося определенной системы ценностей, которая служила бы ориентиром при решении конкретных нравственных задач, повышение толерантности учащихся, формирование у школьников объективного подхода к себе и к окружающим; развитие самостоятельности и ответственности за свои действия и поступки.
Список литературы:
1. Бухтинова Н.С. Концепция воспитательной системы класса// Классный руководитель. – 2006.- №4.- С.37-41.
2. Колпачкова М. В. Памятка для составления плана воспитательной работы в классе// Классный руководитель. – 2005. -№8.-С.16-18.
3. Ряжских А.А., Кардаполова Е.Е. Воспитательная система класса//НМЖ заместителя директора школы.-2007.-№4.-С.4-7.
4. Степанов Е.Н. 4-я лекция «Воспитательная система класса»// Классный руководитель. – 2006.- №4.- С. 5-19.
5. Степанов П.Н. Критерии и показатели определения школы как воспитательной системы// Воспитательная система в школе.-2007.-№4.-С.13-19.
6. Черноусова Ф.Н. Направления, содержание, формы и методы работы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе
(методические рекомендации). – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.- 160с.
7. Шамова Т. И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление – М.: ЦГЛ, 2003.-200с.