Доклад на тему: Концепция воспитательной работы


Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья
Истринская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат І, ІІ видов
Московской области
ДОКЛАД:
«Концепция
воспитательной работы»
Подготовила:
Акименко С.В.
учитель-дефектолог
Концепция воспитательной работы
Основная идея – качество воспитания определяется не объемом проведенных мероприятий, а качеством отношений между детьми и окружающими их взрослыми. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение – проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитывать человека, способного достойно занять свое место в жизни. Классный руководитель – наставник и помощник подрастающего поколения, центральная фигура процесса воспитания. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. А. С. Макаренко писал «Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его. Вы его воспитываете в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет».
Моя педагогическая цель – воспитывать именно таких людей: жизнелюбивых, добрых и активных в своей жизни.
Принципы формирования человеческой личности:
«Святая наука – расслышать друг друга»
- Работа по воспитанию культуры речи (ребенок – ребенок; ребенок – учитель; ребенок – родитель; ребенок – взрослый);- Сформировать коллектив и начать работу по его сплочению: развивать коммуникативные отношения, нормы нравственного поведения, правила этики.
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к труду других людей.
- Учить сохранять семейные традиции, уважать старших членов семьи, помогать им.
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
«Не требуй от ребенка больше того, что он может»
- Способствовать формированию учебной мотивации и развитию учебных навыков.
- Развивать интерес и любовь к книге, учить читать и пользоваться книгой.
«Всему надо учить: и любить и ненавидеть»
- проведение тематических классных часов и внеклассных мероприятий с целью формирования гражданской позиции ребенка.
4. «Если не я, то кто же?»
- Участие в общественно-полезной жизни класса, школы, района.
- Учить видеть красоту, сохранять и оберегать её, развивать чувство ответственности в отношении к природе.
5. «Я не знаю другого превосходства, кроме доброты»
- Учить отличать хорошее от плохого, ориентироваться в трудных ситуациях.
- Помощь в учебе отстающим ученикам.
- Доброта, терпение – средства общения людей.
6. «Не навреди»
- Ребенок – личность.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью: учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены.
- Оказание психолого-педагогической помощи родителям.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей.
- Классный руководитель – посредник между учеником и учителем.
Моя система воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей на данном этапе времени, что я могу изменить и чего ни в коем случае не должна делать. Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут самостоятельные и самодеятельные личности, понявшие свою самоценность путем саморазвития и самореализации.
Основываясь на своем жизненном опыте, жизненном опыте людей и классиков педагогики, я для себя определила способы достижения цели:
1. Организация разнообразной творческой деятельности детей:
- в процессе обучения (на уроках);
- вне процесса обучения: участие в творческих, инициативных группах;
2. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника:
- различные формы коллективной и групповой работы со школьниками;
- совместный поиск идеалов, совместное решение нравственных задач, моделирование проблемных ситуаций, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей школьников.
3. Организация деятельности воспитанников в классе как модели будущей жизни:
- проведение классных и групповых занятий, позволяющих школьникам приобрести навыки достойного поведения и усвоить правила современного этикета.
Для достижения намеченной цели и соблюдения принципов воспитания служит памятка:
1. Не отходить от поставленных целей и задач.
2. Мое поведение – пример моим воспитанникам.
3. Не забывать о принципиальной основе моего педагогического кредо – доброта, доверие, внимание, терпение.
Для меня как педагога очень важно, какие взаимоотношения рождаются в процессе деятельности. Поэтому занимаюсь мониторингом воспитанности, анализирую и диагностирую межличностные отношения и по необходимости оказываю помощь. Межличностные отношения в классном коллективе – это показатель успешности воспитания.