Методическая разработка на тему: Концепция воспитательной работы
КОНЦЕПЦИЯ
воспитательной работы на 2014-2015 учебный год
классного руководителя 5 класса
Калугиной Надежды Алексеевны
Введение
На сегодняшний день воспитательный процесс в школе является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воспитание в семье, воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности, формируется и преобразуется ее социальная адаптивность.
С точки зрения педагогики, процесс воспитания - сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (Харламов И.Ф.). В данном определении подчеркивается активная деятельность объекта воспитания, школьника. В нем отражается личностно-деятельностный подход к воспитанию, принятый в отечественной науке. Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью и ее угнетению.
Современные исследователи в области психологии и педагогики считают, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др. Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия) и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов. Например, средства массовой информации - сильный фактор воспитания, часто играющий не совсем положительную роль. При этом необходимо учитывать тот факт, что воспитание – это долговременный, непрерывный процесс, переходящий в самовоспитание. Следовательно, результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер. Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.
Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций. В нем выделен цикл педагогической деятельности - система действий по реализации процесса воспитания. Она включает в себя этапы:
- диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
- проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
- организация педагогического взаимодействия (реализация планов);
- проверка, оценка результатов.
Практика показывает, что только системный подход и метод моделирования могут стать эффективными средствами обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя в современных условиях. Построение воспитательной системы класса в связи с этим становится объективной необходимостью.
На современном этапе развития российского общества необходимо создать воспитательную концепцию образования таким образом, чтобы будущий выпускник школы смог безболезненно адаптироваться к требованиям рыночной экономической системы и найти свое призвание в жизни общества и страны. Взяв за основу и обобщив концепции воспитательной работы разных лет, я пришла к выводу, что цель воспитательного процесса в школе заключается в формировании личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей страны.
В системе воспитательной работы мною принципиально соблюдается правило единства процессов обучения и воспитания, направленных на развитие личности. При этом воспитательная концепция класса является неотъемлемой частью воспитательной системы школы в целом.
I. Содержание воспитания
Ключевыми понятиями воспитательной системы в 5 классе являются:
Личность – постоянно изменяющееся системное образование, проявляющееся как устойчивая совокупность свойств индивида и характеризующее социальную сущность человека.
Субъект – индивид или группа, обладающие осознанной и творческой
активностью и свободной в познании и преобразовании себя и окружающей действительности.
Субъектность – качество отдельного человека или группы, отражающее способность быть индивидуальным или групповым субъектом и выражающееся мерой обладания активностью и свободой в выборе и осуществлении деятельности.
Я-концепция – осознаваемая и переживаемая человеком система представлений о самом себе, на основе которой он строит свою жизнедеятельность. Взаимодействие с другими людьми, отношения к себе и окружающим.
Воспитание – целенаправленный организованный процесс педагогического управления развитием личности.
Воспитанность - это совокупность достаточно сформированных социально-значимых качеств, отражающих систему отношений личности к обществу, к людям; к умственному и физическому труду, к самому себе.
Ценности общечеловеческие – эталоны должного, общественные идеалы. Выработанные человечеством и передающиеся их поколения в поколение, нравственные ориентиры, регулирующие жизнедеятельность и отношения людей.
II. Система ценностей
Человек – абсолютная ценность, субъект общественно-исторической ценности, познающий и изменяющий мир, творящий культуру и собственную историю.
Отечество - единственная уникальная Родина, доставшаяся от предков.
Семья - первый коллектив ребенка и естественная среда его обитания.
Культура – высшее проявление творческих сил и способностей человека.
Творчество – созидательная деятельность, которая приносит человеку удовлетворение, возможность самовыражения.
III. Принципы построения воспитательной системы класса
1. Принцип природосообразности (надо принимать ребёнка таким, каков он есть).
2. Принцип целостности (охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность).
3. Принцип сотрудничества (работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия).
4. Принцип деятельностного подхода (в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками).
5. Принцип личностно-ориентированного подхода (уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям).
IV. Компоненты воспитательной системы класса
К основным компонентам воспитательной системы в классе следует на мой взгляд отнести:
1) индивидуально-групповой;
2) ценностно-ориентационный;
3) функционально-деятельностный;
4) пространственно-временной;
5) диагностико-аналитический.
[править] 1. Индивидуально-групповой компонент включает несколько элементов:
Классный руководитель.
Учащиеся класса,
Родители учащихся.
Педагоги и другие взрослые, которые участвуют в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
Классный руководитель – организует воспитательное пространство, регулирует и развивает воспитательную систему класса. Непосредственно отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективного управления воспитательным процессом в школе.
Он должен увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы.
Самой значительной и, безусловно, важной составной частью индивидуально-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они - полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, а с другой - объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности.
[править] 2. Ценностно-ориентационный компонент включает следующие элементы:
Цели и задачи воспитания.
Перспективы жизнедеятельности классного сообщества.
Принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
При разработке цели необходимо учесть следующее:
Цель и задачи должны быть направлены на развитие личности ребенка, на формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
Содержание цели и задач должно предусматривать овладение целостной системой знаний, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности.
Целевые установки должны быть сопряжены с интересами и устремлениями членов классного сообщества.
Цели и задачи должны быть четко и ясно сформулированными. [править]
3. Функционально-деятельностный компонент
Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения.
Основные функции воспитательной системы.
Педагогическое обеспечение и самоуправление, жизнедеятельность классного сообщества.
Выполняет роль главного системообразующего фактора, обеспечивающего упорядоченность и целостность, функционирование и развитие основных элементов и связей. Основу данного компонента составляют совместная деятельность и общение членов классного сообщества.
Класс по отношению к личности ребенка может выполнять следующие функции:
Образовательную, направленную на формирование у детей целостной и научнообоснованной картины мира.
Воспитательную, содействующую нравственному становлению личности школьника.
Защитную, связанную с психологической защитой ребенка от среды.
Компенсирующую, предполагающую создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации.
Интегрирующую и корректирующую - при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его.
[править] 4. Пространственно-временной компонент:
Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно-материальная среда.
Связи и отношения классного сообщества с другими общностями детей и взрослых.
Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения.
Этапы становления и развития воспитательной системы.
Воспитательная система класса не должна быть закрытой системой с ограниченными внешними связями и отношениями. Классный руководитель должен заботиться об установлении и укреплении связей класса со сверстниками из других коллективов, о формировании отношений внутри школы и за ее пределами.
[править]5. Диагностико-аналитический компонент
Критерии эффективности воспитательной системы;
Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы;
Формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
V. Технология моделирования воспитательной системы
В процессе моделирования воспитательной системы класса можно выделить три основных направления совместной деятельности классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями:
1) изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
2) проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества;
3) сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды для личности ребенка.
Таким образом, на 2014-2015 учебный год воспитательная работа в классе строится согласно приведенной концепции.
Цель воспитательной работы: помочь пятиклассникам адаптироваться в новых учебных условиях, создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития каждого ребенка; воспитание общечеловеческих ценностей, культа семьи и формирование здорового образа жизни учащихся.
Задачи:
- развитие личности ребёнка;
- формирование его интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетическое и физического потенциалов;
- овладение учащимися целостной системой знаний об окружающем мире;
- овладение практическими умениями и навыками в творческой деятельностью;
- овладение приёмами и методами самопознания и саморазвития, ценностным отношением к себе и окружающей социальной действительности.
В виду особенностей классного коллектива и индивидуальных потребностей учащихся в воспитательной работе 5 класса выделены две основные линии:
1 линия. «Давайте познакомимся».
Цели направления:
а) изучение учащихся класса, их отношений, общения и деятельности в классном коллективе;
б) познание личности каждого ребёнка, его особенностей, склонностей;
в) их ознакомление друг с другом.
2 линия. «Давайте жить дружно».
Цели направления:
а) сплочение и развитие классного коллектива;
б) создание условий для безболезненного вливания каждого учащегося в среду основной школы;
в) создание развивающей среды для личности ребёнка;
г) формирование атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, готовности помочь друг другу, сделать приятно одноклассникам.
Основные направления воспитательной работы в 5 классе
1. Познавательная деятельность. Развитие творческих способностей. Формирование готовности к самонаблюдению, самопознанию.
2. Духовно-нравственное воспитание, приобщение к культурным ценностям, нравственным традициям российского народа.
3. Патриотическое воспитание. Воспитание гражданственности.
4. Культура здорового образа жизни. Охрана жизни детей.
5. Профилактика правонарушений, формирование правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности.
6. Формирование экологической культуры.
7. Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде.
VI. Критерии эффективности и пути реализации воспитательной работы в классе
1. Уровень воспитанности обучающихся.
2. Показатели участия класса в жизни школы.
3. Отсутствие правонарушений в классе (или положительная динамика).
4. Уровень развития самоуправления в классе (какие полномочия отданы учащимся).
5. Примеры взаимодействия с общественностью, в том числе с родителями.
6. Отсутствие жалоб и обращений родителей на неправомерные действия классного руководителя.
Семья
ШКОЛА
Общественные организации
Учебная деятельность в школе
Внеклассная деятельность в школе
Кружковая работа
Внеклассная работа
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ВР