Методы и формы организации проектной деятельности на уроках географии




г. Выкса
2013 г.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Выкса

Методы и формы организации проектной деятельности на уроках географии

Методическое объединение учителей географии
Подготовила: учитель Сегина В.М.


«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.  Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».  «Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике»
Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов»
Проектное обучение способствует формированию, развитию и совершенствованию отдельных ключевых образовательных технологий.
1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
2. Общекультурные компетенции. Это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
3. Учебно-познавательные компетенции. Это элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.
5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки.
Использование проектного обучения на уроках географии развивает у школьников такие умения, как:
умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
умение решать проблемы;
умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
способность брать на себя ответственность;
способность участвовать в совместном принятии решения;
способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
умение сотрудничать и работать в группе и другие, что в конечном итоге способствует формированию ключевых образовательных компетенций учащихся.
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения прогнозировать результаты, развивает умения устанавливать причинно – следственные связи.
Этапы работы
Этапы работы
Содержание работы
Деятельность обучающихся
Деятельность
учителя

1. Подготовительный
Определение темы и целей проекта
Обсуждение и выбор темы
Предлагает темы проектов


Выделение подтем в теме проекта
Выбор подтемы или предложение новой подтемы
Совместное обсуждение подтем проекта


Формирование творческих групп
Объединение в микрогруппы, распределение обязанностей между членами команды
Организационная работа по объединению школьников в группы


Подготовка материалов к исследовательской работе
Совместная работа по разработке заданий, вопросов для поисковой деятельности, подбор литературы


Установление способов предоставления результатов (формы отчета) и критериев оценки результата и процесса
Обсуждение и корректировка форм предоставления результата и критерий оценивания
Предлагает формы отчета и примерные критерии оценивания

2. Планирование
Определение источников, способов сбора и анализа информации
Корректировка и дополнение предложений учителя
Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта
Осуществление накопления информации путем работы с литературой, анкетирование, эксперимента и др., ее обобщение
Поисковая деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации
Консультации, координирование работы обучающихся

4. Оформление результатов
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Оформление результатов согласно выбранной форме отчета
Консультации, координирование работы обучающихся

5. Презентация
Предоставление выполненной работы
Доклад о результатах работы
Организация экспертизы с приглашением педагогов школы, старшеклассников

6. Оценивание
Оценка работ согласно разработанным критериям
Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок
Совместное с экспертной группой оценивание, выявление неиспользованных возможностей, потенциала продолжения работы

Работа над проектом должна отвечать на следующие вопросы:
Проблема
Почему?
Что делать?
Как?
Что получить? (результат)
Первое требование - это наличие либо субъективно, либо социально значимой для ученика проблемы. Очень важный момент, что при использовании метода проектов проблема не предлагается ученикам в готовом виде, как это часто бывает в проблемных методах, а с помощью различных приемов, средств наглядности учащиеся подводятся к самостоятельной формулировке проблемы и гипотез её решения. Формулировка проблемы - это и есть ответ на вопрос "зачем?".
Второе требование: необходима практическая, теоретическая или познавательная значимость предполагаемых результатов, т.е. ученик должен осознавать, где и как он может применить полученные знания, какой продукт проекта будет его логическим завершением.                                      
Соотношение проблемы и практической реализации её решения и делает метод проектов столь привлекательным для системы образования.
Третья важная характеристика метода проектов - его самостоятельность, которая определяется, с одной стороны, имеющейся возможностью проявить свои способности, самостоятельно выбрать пути решения задачи, с другой стороны, личностной мотивацией выполнения проекта.
Каждый новый проект не только опирается на опыт работы учащихся над предыдущим проектом, на сформированные навыки, но и способствует приращению новых знаний и умений.
Таким образом, разработка проекта - это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Среди современных педагогических технологий в последние годы проектная деятельность учащихся приобретает все большую популярность, т.к. она
Личностно ориентирована;
Характеризуется возрастанием интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
Позволяет реализовывать педагогические цели на всех этапах;
Позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;\
Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда. Алгоритм проектной деятельности
Обсуждение вариантов темы проекта. Формулирование гипотезы.
Проект как совокупность информационных объектов. Цели и задачи проекта.
Составление плана работы.
Подбор и анализ источников информации по теме.
Широкое знакомство с литературой по изучаемому вопросу.
Углубленное осмысление информации, включая анализ.
Отбор методов проведения исследования.
Отработка материалов вербального блока проекта.
Создание документов наглядного блока проекта.
Выбор методов проверки гипотезы.
Проверка гипотезы.
Личное объяснение результатов как отражение позиции автора по исследуемой проблеме.
Обобщение результатов, соотнесение их с предложенной гипотезой и формулировка выводов.
Возможности практического применения темы.
Перспективы дальнейшего изучения темы.
Корректное изложение материалов работы в письменной форме.
Форматирование текстового документа – материалов работы.
Создание презентации для публичного представления результатов работы.
Создание пакета исполнительной документации.
Защита проекта.
Использование результатов работы учащимися школы на уроках и во внеурочной деятельности
Паспорт проектной работы
Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и трижды. Вначале – как методическая разработка проекта. Затем уточненный паспорт становится необходимым вступлением к проектной папке ( портфолио проекта), представляемой на защите проекта. Наконец, расширенный вариант паспорта проектной деятельности может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.
Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов:
Название проекта.
Руководитель проекта.
Консультант(ы) проекта.
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
Возраст учащихся, на которых рассчитан проект.
Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс).
Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).
Заказчик проекта.
Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
Необходимое оборудование.
Нотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание).
Предполагаемые продукт(ы) проекта.
Этапы работы над проектом ( для каждого этапа указать Фому, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.
Оформление проектной папки
Проектная папка (Портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.
Задача папки на защите – показать ход работы проектной группы.
Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:
Четко организовать работу каждого участника проектной группы;
Стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;
Объективно оценить ход работы над завершением проектом;
Судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;
Сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме. паспорт проекта;
планы выполнения проекта и отдельных его этапов;
промежуточные отчеты группы;
вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;
результаты исследований и анализа;
записи всех идей, гипотез и решений;
отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях и т.д.;
краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации (сценарий);
другие рабочие материалы и черновики группы.
В состав проектной папки (Портфолио проекта) входят:
паспорт проекта;
планы выполнения проекта и его этапов;
промежуточные отчеты группы;
вся собранная информация по теме;
результаты исследований и анализа;
записи всех идей, гипотез и решений;
отчеты о совещаниях группы, и т.д.;
краткое описание проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления;
эскизы, чертежи, наброски продукта;
материалы к презентации (сценарий);
другие рабочие материалы и черновики группы.
Литература

Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2006г., издательство «Деловая книга»
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование 2010
Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования. -- Мн., Пропилен, 2001.
Краевский В.В. «Методология педагогического исследования». Пособие для педагога-исследователя. Самара, 2004г.
Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие интеллектуальной активности. 
Новикова Т.Н. «Экспертиза инновационной деятельности». Москва, 2006г.
Полат Е.С. Метод проектов. 
Ясвин В.А. «Образовательная среда: от «моделирования» к проектированию». «РАО», Москва, 1997г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




15