Статья Использование мультимедийных презентаций на практических занятиях

Быкова И. П.,
преподаватель филиала ГАОУ СПО АО «АМК» в г. Северодвинске


Организация работы по использованию мультимедийных презентаций на практических занятиях.


Широкое внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс является насущной необходимостью современного этапа развития российского среднего профессионального образования.
В связи с этим преподавателю сегодня недостаточно ни традиционных информационных источников, которыми он привык пользоваться, ни стандартных видов учебной деятельности, которыми он привык оперировать на занятии. ИКТ могут обогатить его информационный, методический и дидактический арсенал, помочь в решении современных педагогических задач.
Электронные презентации можно рассматривать как дидактическое средство обучения, а мультимедийный проектор или интерактивную доску – технические средства, позволяющие показ презентации на занятии.
Под электронной презентацией понимают логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления.
Мною предпринята попытка проанализировать возможности использования электронных презентаций на занятиях.
Приступая к созданию презентации, необходимо четко определить:
Цели, которые надо достичь в результате проведения занятия:
- актуализация знаний;
- сопровождение объяснения преподавателем нового материала;
- первичное закрепление знаний;
- обобщение и систематизация знаний и др.
Задачи, которые надо решить в ходе занятия;
Мотивацию обучающихся на восприятие учебного материала;
Технические условия проведения занятия.
Желательно так установить технику, чтобы она не мешала свободному перемещению обучающихся и преподавателя и не исключала возможность работы с классической доской, макетами, муляжами и др.
Дисциплины «Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований» на специальности «Лабораторная диагностика» и «Основы микробиологии и иммунологии» на специальности «Сестринское дело» остаются одними из немногих предметов естественнонаучного цикла медицинских колледжей, которые немыслимы без прикладных исследований, лабораторных практикумов и самостоятельной работы обучающихся. При описании большинства явлений, в т. ч. на молекулярно-генетическом уровне, в основном используется табличный и графический материалы. Однако далеко не все способны представить себе различные процессы, происходящие в живом организме, не видя их. Кроме того, необходимо учитывать, что 90-95% информации человек получает с помощью зрения.
Выходом из создавшегося положения может быть использование ИКТ, например, различных электронных учебных пособий и атласов. Мною созданы электронные атласы «Вирусные инфекции», «Патогенные кокки», «Возбудители воздушно-капельных инфекций», «Возбудители особо опасных инфекций» и др.
Современная медицина характеризуется широким применением генетических знаний, без которых медицинский работник не может состояться как профессионал. Основные знания, касающиеся организации и функционирования генетического материала, диагностики, лечения и профилактики врожденной патологии обучающиеся получают при изучении дисциплины «Генетика человека с основами медицинской генетики» на 1 курсе медицинского колледжа. Мультимедийные презентации созданы по темам «Наследственность и патология», «Профилактика наследственных болезней человека. Медико-генетическое консультирование».
Варианты использования электронных презентаций:
При изучении нового материала.
Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания обучающихся на иллюстрациях, данных, формулах.
Мной созданы лекции-презентации по дисциплинам «Основы микробиологии и иммунологии», «Генетика человека с основами медицинской генетики» на специальности «Сестринское дело».
Также широко использую электронные презентации при изучении нового материала на практических занятиях.
Например, на дисциплине «Микробиология с основами эпидемиологии и методами микробиологических исследований» созданы презентации по темам:
«Воздушно-капельные инфекции, их лабораторная диагностика»;
«Спирохеты, их характеристика и диагностика»;
«Организмы с внутриклеточным паразитированием, их характеристика и лабораторная диагностика»;
«Лабораторная диагностика вирусных инфекций» и др.
Наглядная демонстрация процесса.
Некоторые процессы невозможно или достаточно сложно представить с помощью таблиц, схем. Поэтому, например, на дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» демонстрирую последовательность этапов митоза, мейоза и др.
Презентация по результатам выполнения индивидуальных или групповых исследований.
Эту форму использую при руководстве подготовкой доклада обучающихся к студенческой научно-практической конференции в рамках проведения Недели науки. Обучающиеся проводят исследование в течение нескольких месяцев, результаты обобщаются. Свое выступление на конференции сопровождают электронной презентацией.
Корректировка и тестирование знаний.
Одним из факторов успешного формирования специалиста становится индивидуализация обучения. Скорость восприятия материала на лекции, практическом занятии у обучающихся неодинакова, поэтому электронные презентации, атласы имеются в компьютерах библиотеки филиала АМК и могут быть использованы для самостоятельного обучения, корректировки знаний.
Составление электронных презентаций студентами, как один из видов домашнего задания.
Например, по дисциплине «Генетика человека с основами медицинской генетики» обучающиеся создают мультимедийные презентации: «Хромосомные болезни человека», «Наследственные заболевания соединительной ткани», «Методы пренатальной диагностики», «Уход за пациентами с наследственными болезнями» и др. Презентацию можно или включить в занятие при изучении нового материала или представить в виде визуального ряда во время повторения. Обучающиеся осваивают и совершенствуют работу в программе Power Point, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль.
В заключении хотелось бы подчеркнуть, что внедрение компьютерных технологий в учебный процесс позволяет не только заинтересовать обучающихся, но и повысить качество путем увеличения наглядности при объяснении процессов на различных уровнях организации биологических систем.
Разработка электронных пособий представляет качественный скачок в технологии обучения, обеспечивая существенное увеличение эффективности учебного процесса.



15