Создание психологического комфорта на уроке.


КГУ «Средняя школа имени В.И.Ленина» г.Усть-Каменогорск

Мастер-класс

Тема: Создание психологического
комфорта на уроке.
Подготовила: педагог-психолог Нугумарова А.Д.

Форма: мастер-класс
Цель: анализ и разработка условий, способствующих созданию психологического комфорта на уроках.
Задачи:
Расширить представления участников о психологическом комфорте и его значимости в образовательном процессе.
Рассмотреть приёмы и способы создания психологического комфорта на уроках.
Дать представление об упражнениях, способствующих созданию психологического комфорта.
Рассмотреть эффективные способы влияния на ребенка.
Ход мастер - класса:
Для начала давайте поприветствуем друг друга 1.Игра-приветствие. Участники делятся на пары. Первые номера становиться внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом каждая пара произносит стихотворение-приветствие и выполняет соответствующие действия:
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Взмахом руки.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! Разводят руки в стороны.
Как я рад! Обнимаются.
Психологический настрой «Всё в твоих руках»
Притча (музыкальное сопровождение)
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая - выпущу» Мудрец, подумав, ответил «Все в твоих руках»
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя «как дома». Тема нашего мастер-класса «Создание психологического комфорта на уроке»
ІІ. Теоретический ввод
Разобраться в понятии «комфорт» нам поможет игра-ассоциация.
Что такое комфорт?
- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт»?

Красота, мир, обстановка, толерантность, удобство, покой…
- Озвучим полученное.
Комфорт - заимствовано из английского языка, что означает «поддержка, укрепление» (Этимологический словарь Н.М. Шанский)
Комфорт – это условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют (толковый словарь С.И. Ожегов)
Существует три структурные составляющие данного понятия.
Комфортность:
Психологическая
Интеллектуальная
Физическая
Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Источником психологичекой комфортности является:
положительное эмоциональное состояние как ученика, так и учителя;
доброжелательное отношение между учителем и учеником, т.к. в школе главной фигурой был и остается учитель.
Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они замешаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребёнка.
Как писал Борис Слуцкий :Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит …
Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.
Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.
III. Основная часть
«Рассмотрим основную часть урока»
Выполнение специальных упражнений на уроках.
«Созданию психологического комфорта также способствуют игры и упражнения, включенные в урок. Эти упражнения являются соединением обучения и психологического тренинга. Помогают развивать способности личности эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, вырабатывать жизненно важные навыки и создавать благоприятный психологический климат на уроке.
«Мы проиграем с вами несколько таких игр. Остальные упражнения и игры вы можете увидеть в брошюре».
Проигрывание упражнений:
Упражнение . «Ковёр идей»
деление на группы по названиям цветов.
объяснение задания:
Необходимо в течение 5 минут обсудить в группах и записать на цветных листах личностные качества успешности педагога. Затем цветные листы с ответами оформить в виде красивого узорчатого ковра. В конце упражнения будет проведена презентация ваших работ. Мини – сообщение Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя Эмоциональность
Выразительность речи
Творческое начало личности
Организаторские способности
Чувство юмора
Настойчивость, дисциплинированность
Упражнение «Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Те, кто выбрал розовый, — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Оранжевый — будут настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Упражнение . «Это классно!»
Все участники становятся в круг. Один участник выходит на середину и продолжает фразу: «Жизнь научила меня...», а остальные участники после каждого высказывания выбрасывают вперед руку с выставленным вверх пальцем и произносят: «Это классно!».
Упражнение «Золотая рыбка»
Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте своё сокровенное желание. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (участники тренинга приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» вам во всех ваших начинаниях будут сопутствовать удача и успех!
Удачи вам,уважаемые учителя!
Добрые, скромные и деловые.
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
в школьные классы,
Одни — как в клетку,
другие — как в храм
Работа с таблицей.
Задание: « В левой половине таблицы даны фразы, которые учителю говорить не стоит. Заполните правую колонку. Как,с вашей точки зрения, надо сказать?» (Проверить не все пункты, обсудить те, которые вызвали особые затруднения.) Спикер каждой группы ознакомит с мнением своей группы,если уже сказано повторяться не желательно.
Так говорить не стоит!
А вот так надо!
Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!
Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?
Ты сейчас очень громко говоришь
Только бездельники и дураки списывают на контрольнойМне неприятно видеть, как ты списываешь
Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял
Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривалСейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам серьёзнее! Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!
Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали
Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…
Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки
Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать
ІІ.Заключительная часть.
Рефлексия
Для каждого из вас я приготовила в подарок цветок общения , в серединке нужно написать свое имя, отчество и отправить по часовой стрелке присутствующим,они в свою очередь написав свои координаты(ф.и.о.,номер дом.,сот тел.)передают следующему по направлению часовой стрелки и так ваш цветок вернется к вам.С помощью записанных данных вы можете поддерживать связь друг с другом,общаться,советоваться.
Учителям предлагается оценить свою работу с помощью пиктограммы (Paint). На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…
Раздача брошюр.
Мне так понравилось с вами работать. Я думаю ,что без вашего участия наш урок не был бы таким интересным и увлекательным. Спасибо за участие,успехов вам в начинаниях.
Встаньте все в круг, обнимитесь руками, образуя большой круг.
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…