Создание ситуации успеха на уроке.
Создание ситуации успеха
«Всё, что перестаёт удаваться, перестаёт и привлекать»
Франсуа де Ларошфуко
Сегодняшнее образование предполагает поворот школы к ребенку; принятие его Личностных особенностей, интересов; уважение его достоинств; доверие к нему; понимание социально-педагогической ситуации его развития; создание максимально благоприятных условий для раскрытия его способностей и дарований; оказание комплексной психолого-педагогической помощи и защиты в процессе его развития.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Сегодня я расскажу о формировании ситуации успеха, ее типах и технологии, её создании в педагогической практике.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные организации разного типа, одной из которых является школа. Однако есть дети, которые негативно относятся к школе. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Разочарование детей в этом – самая серьезная проблема обучения. Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего? В настоящее время ответы на данные вопросы достаточно актуальны для педагогов.
Мы должны создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Мы должны создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Мы должны помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.
Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех – результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.
Переживание учеником ситуации успеха:
повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
стимулирует к высокой результативности труда;
корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
развивает инициативность, креативность, активность;
поддерживает в классе благоприятный психологический климат
Алгоритм создания ситуации успеха
1.Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
"Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться".
"Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения". "Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили".
2. Авансирование успешного результата
Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности.
"У тебя обязательно получится".
"Я даже не сомневаюсь в успешном результате".
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
"Возможно, лучше всего начать с....."
"Выполняя работу, не забудьте о....."
4. Внесение мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
"Без твоей помощи твоим товарищам не справиться..."
5. Персональная исключительность.
Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
"Только ты можешь....""Только тебе я могу доверить..."
"Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой..."
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
"Нам уже не терпится начать работу..."
"Так хочется поскорее увидеть..."
7. Высокая оценка детали.
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.
"Тебе особенно удалось то объяснение".
"Больше всего мне в твоей работе понравилось..."
"Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы".
Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим мы часто сталкиваемся с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, которую мы создаём, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха).
Формы работы на уроке всегда в центре внимания учителя.
Оценка – не отметка.
Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.
Кредит доверия.
В некоторых случаях ставлю отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
«Оратор».
За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.
«Автор».
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?
… Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?
… Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.
Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме.
– Что вы уже знаете об этой теме?
–Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!
Психологи утверждают, что успех определяется пятью факторами: нашей верой в собственные способности, нашими усилиями, помощью других, сложностью задачи, удачей.
Дети могут контролировать только первые два: веру в свои способности и количество попыток. Они не могут знать, сколько помощи им понадобится от других, как трудна будет задача или, например, повезет ли им. Нужно дать понять им, что два первых фактора — самые главные составляющие успеха
Только анализируя прошлые успехи детей, мы поможем поверить им в свои силы, поддержим их попытки добиться новых успехов.
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век 21 – век открытий,Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успеховВ век инноваций, новизны!
Список литературы
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. М.:"Политиздат", 1989.
Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать? М.:"Просвещение", 1991.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – К.: Рад. шк., 1988.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974.
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979.