Реферат по теме Создание ситуации успеха на уроках иностранного языка
Министерство науки и образования Удмуртской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Степаненская средняя общеобразовательная школа»
Кезского района Удмуртской Республики
Реферат на тему: «Создание ситуации успеха на уроках английского языка»
Выполнила: учитель английского языка
(8 разряда) Савинова Надежда Дементьевна
Д. Степаненки
2014
Оглавление
Введение .
Глава 1.Понятие «ситуация успеха» как одно из ведущих понятий в педагогиеческой практике.
Понятие ситуации успеха.
Теоретические основы создания ситуации успеха
Создание ситуации успеха – одно из условий гуманизации процесса
Глава 2. Факторы, учитываемые при создании ситуации успеха
2.1. Специфика изучения иностранного языка.
2.2. Психолого- педагогические особенности учащихся начального, среднего, старшего звена школы..
Глава 3. Практические основы создания ситуации успеха
3.1. Создание ситуации успеха на уроках английского языка
3.2. Некоторые способы и приемы создания ситуации успеха на уроках иностранного языка...
Заключение.
Список литературы
Введение
«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». К. Д. Ушинский [11].
Для реализации основной цели своего педагогического творчества учитель большое внимание уделяет создании ситуации успеха на уроке. Ситуация успеха рассматривается как проживание учеником своих личностных достижений в контексте его собственной жизни. Учитывая, что данная ситуация всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив.
При этом учитель придумывает методические приемы, обеспечивающие:
снятие тревожности,
высокую мотивацию,
авансирование достоинств ученика-(оглашение),
преобладание скрытой инструкции,
поддержку индивидуальности (исключительности) школьника,
объективность и доброжелательность педагогического внушения
высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности
школьника.
На уроках иностранного языка основой для преподавателя является создание ситуации успеха в коммуникативной деятельности учащихся. Испытывая чувство успеха в коммуникативной деятельности на уроках иностранного языка, обучаемый переживает радость, эмоциональный подъём. Переживание успеха в учебном общении внушает ему уверенность в собственных силах; повышается самооценка, появляется желание вновь достигнуть хороших результатов в коммуникативной деятельности, чтобы ещё раз пережить радость успеха.
Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Внимание этой проблеме уделяли в своих работах В. А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. С. Белкин, В.Ю. Титюков, Н.Е. Щуркова.
В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуаций успеха, своеобразие ситуаций успеха и пути их реализации. Однако процесс создания ситуаций успеха изучен недостаточно. В этой связи тема имеет актуальное значение.
В качестве объекта исследования выступает организация ситуации успеха в педагогическом процессе.
Предмет: создание ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе, влияющих на формирование познавательного интереса обучающихся.
Цель заключается в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение школьников.
В соответствии с целью, объектом и предметом, были сформулированы следующие задачи:
Раскрыть понятие «успеха» и «ситуации успеха»;
Выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе;
Определить влияние ситуации успеха на обучение обучающихся;
Для реализации задач использовался комплекс методов:
Теоретический анализ научной литературы;
Наблюдение за деятельностью обучающихся на уроках и внеурочное время;
Проведение психологической и педагогической диагностик;
Анкетирование и тестирование обучающихся;
Применение различных методов, приемов и способов на уроках английского языка, выполнив которые, учащиеся ощущали бы успешность своих действий.
Глава 1. Понятие «ситуация успеха» как одно из ведущих понятий в педагогической практике
Понятие ситуации успеха.
Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это первая заповедь воспитания. Радость или, точнее, её ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Для школьника ожидание радости – источник его движения вперёд. Радость сама по себе не возникает. Её горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который заставляет человека двигаться дальше, а ребёнка тем более.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха.
Ситуация – совокупность обстоятельств, положение, обстановка..
Ситуация успеха – это переживание субъектом своих личностных достижений [10].
Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Важно иметь в виду, что даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребёнка, резко изменить стиль и ритм его деятельности, взаимоотношений с окружающими.
Ситуация успеха может стать спусковым механизмом дальнейшего движения личности, особенно если это касается учебы.
Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку:
1. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности .
2. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. С педагогической точки зрения успех – это достижение значительных результатов в деятельности, как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом
3. С социально-психологической точки зрения ситуация успеха - это
соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами её деятельности, когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих.
Умственный труд ученика, успехи и неуспехи в учении – это его духовная жизнь, его внутренний мир.
Ребёнок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, высказывает глубоко личное отношение к тому, что ему удается и не удается. Учащиеся не столько осознают, сколько переживаю, подходят к своему успеху или неудаче аналитически, ищут их корни, пытаются прогнозировать свои возможности.
1.2..Создание ситуации процесса – одно из условий гуманизации процесса.
Гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию.
Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.
Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальных функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие. Факторы внешнего мира либо способствуют, либо подавляют, разрушают гуманистический потенциал образования.
Источником знаний становиться преимущественно учитель, а показателем успешности – исполнительность и дисциплина школьников. Главный ориентир для учителя – объем знаний, который должен усвоить каждый ученик. Вторая функция делает акцент на целостном развитии личности, ее духовных и познавательных способностей, самоорганизации и саморегуляции, приобщении к универсальным ценностям культуры.
Организация учебного процесса, основанного на гуманистический позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися. И только в том случае, если обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее. Но сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности [5].
Таким образом, сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя. Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте многих учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое задание подготавливает к выполнению более сложного.
Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям [9].
Я считаю, что понятие «ситуация успеха» и его влияние в процессе педагогической деятельности, является важнейшим сочетанием условий, при которых можно достичь значительно больших результатов как коллектива в целом, так и отдельно взятой личности. Если ученик будет комфортно чувствовать себя на уроке и видеть свои достижения, пусть даже самые не значительные, его мотивация к изучению будет расти с каждым разом, он будет стараться добиться больших результатов.
Глава 2. Факторы, учитываемые при создании ситуации успеха
2.1. Специфика изучения иностранного языка.
Иностранный язык – специфический учебный предмет.
Говоря о создании ситуации успеха на уроках иностранного языка, нельзя не рассмотреть понятие языка. И.А. Зимняя предлагает следующее определение языка: язык – это ''сложное системное уровневое образование, посредством которого формируется понятийное (вербальное) мышление человека и опосредуется развитие всех его высших психических функций и которое является основным средством человеческого общения'' [4].
По определению В. Гумбольдта, язык ''это душа нации, в нем запечатлен весь ее ''национальный'' характер. Являясь социально-историческим продуктом, язык тем самым осуществляет и связь между разными поколениями, говорящими на этом языке. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое» [ 2].
Иностранный язык как учебная дисциплина очень отличается от других предметов школьной программы, и тем самым, очевидно, у учеников появляются некоторые трудности при изучении этого предмета.
По определению И.А. Зимней: ''Иностранный язык как всякая языковая система есть общественно-исторический продукт, в котором находит отражение история народа, его культура, система социальных отношений, традиций и др. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящего на нем. Он обладает также и силой обосабливать и соединять народы, сам по себе придавая единый национальный характер человеческим общностям даже когда они по своему происхождению гетерогенны''.
Иностранный язык характеризуется целым рядом отличительных признаков от родного языка. Он отличается:
направлением пути овладения, как отметил Л. С. Выготский [ 1];
плотностью общения;
включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность человека;
совокупностью реализуемых им функций;
соотносимостью с сензитивным периодом речевого развития ребенка, т.е. периодом наибольшей чувствительности к овладению языком (от 2 до 5 лет). Рассмотрим специфику иностранного языка по каждому из выделенных выше пунктов.
''Характеризуя направления пути овладения родным и иностранным языками, Л.С. Выготский определил этот путь для родного языка как ''снизу-вверх'', тогда как для иностранного языка характерен путь ''сверху-вниз''. ''Можно сказать, что усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с осознания и намеренности'' [1].
С изменением направления овладения иностранным языком меняется и плотность общения. Так, плотность общения ребенка с окружающими его детьми и взрослыми на родном языке несравненно выше, чем на иностранном языке в условиях школьного обучения.
Не менее существенной отличительной особенностью овладения и владения иностранным языком является его одностороннее «включение» только в коммуникативную, а не в предметно-коммуникативную деятельность. ''В школе ребенок только общается при помощи языка, не используя его в своей непосредственной предметной деятельности.
Иностранный язык в условиях школьного обучения уже не может в такой мере, как родной, служить средством «присвоения» общественного опыта, орудием познания действительности. Овладение иностранным языком чаще всего определяется ''удовлетворением либо учебно-познавательной потребности, либо потребности осознания формы выражения собственной мысли''. Как отметил Лев Владимирович Щерба, «наблюдения над языком являются наблюдениями над мышлением...» и «выполняет эту предпосылку, заставляя человека останавливаться на потоке своей речи, а, следовательно, и мышления, заставляя членить его на части, вдумываться в соотношение этих частей, сравнивать их друг с другом и углублять этим их понимание [13]. Необходимо также обратить внимание на характеристику языка как ''средства удовлетворения коммуникативной потребности выражения мысли, чувства, воли. И родной, и иностранный язык выступают в этом качестве. Иностранный язык в школе усваивается ребенком уже не в самый сензитивный период его речевого развития. Как известно, это ''период от полутора до пяти лет, это период осознания языковых «правил», формирования общей сетки житейских, бытовых, по Льву Семеновичу Выготскому, понятий, период построения ребенком ситуативного развернутого высказывания'' [ 1].
В отличие от других учебных предметов иностранный язык, является одновременно и ''целью и средством обучения''. Остановимся на рассмотрении трех очень существенных особенностей специфики иностранного языка:
«беспредметности»,
«беспредельности»,
«неоднородности».
Беспредметность иностранного языка заключается в том, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности. Соответственно, в процессе обучения иностранному языку нужно сначала определить предмет учебной деятельности. В качестве такого предмета могут выступать, например, сведения об истории, культуре, традициях народа, говорящего на этом языке, или социальные, житейские, научные проблемы, подлежащие решению
Иностранный язык характеризуется также беспредельностью, т.е. изучая язык, человек не может знать только лексику, не зная грамматики, или раздел «герундий», не зная раздела «времен», и т. д. Он должен знать всю грамматику, всю лексику, необходимые для требуемых программой условий общения. Но это «все», например, в лексическом и стилистическом планах в языке не имеет практически границ. В этой связи ученые ввели «ограничение» в учебный языковой материал. Согласно П. Д. Стревенсу, «ограничение это процесс, в соответствии с которым, зная, что нельзя научить «всему английскому языку», мы ограничиваем себя каким-то стилем и видом английского языка, и именно он попадает в наш учебный материал, т. е. инвентарь лингвистических единиц...».
Третьей особенностью иностранного языка как учебного предмета является его неоднородность. Язык, в широком смысле слова, включает в себя целый ряд других явлений, например, «языковую систему», «языковую способность» и т. д.
Еще одной особенностью иностранного языка является специфическое соотношение знаний и умений. Так, иностранный язык в процессе овладения им предполагает такой же большой, как и «практические» дисциплины (спорт, ремесла и др.), процесс формирования речевых навыков (умений).
Таким образом, знание специфики иностранного языка даёт возможность спланировать учебный процесс, избегая непонимания среди учащихся, а так же применять такие задания, где бы каждый учащийся видел свои результаты, свой успех.
2.2. Психолого-педагогические особенности учащихся начального, среднего и старшего звена школы.
Для того, чтобы на уроке создавать ситуацию успеха, важно не только знать специфику предмета, но и психологические особенности учащихся.
Мозг детей младшего школьного возраста ещё незрелый, однако, вынужден воспринимать огромный объём информации, которую принципиально неспособен качественно переработать.
Каждый внимательный учитель замечал среди своих учеников таких, которым трудно поддерживать оптимальный уровень активности. Они не сразу входят в рабочее состояние, а поработав, быстро устают - их работоспособность колеблется и скоро угасает. Даже долго находиться за партой этим детям трудно. Принципиальный путь помощи в подобных случаях: высокая мотивация (интересная игра, соревнование), действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием. На сегодня основной задачей педагогов является научиться видеть и оценивать микропобеды своих новых учеников, научиться им помогать, чтобы победы детей стали расти, а с ними пришла и радость совместного преодоления трудностей, а для этого необходимо разрабатывать такие задание и планировать деятельность таким образом, при выполнении которых, учащиеся видели бы результаты своей деятельности, имели бы успех.
Для учащихся средней ступени обучения характерно развитие внутреннего внимания и активности, чему способствует правильное направление работы на начальной ступени. В равной мере можно говорить и о развивающемся произвольном внимании. Внутреннее произвольное внимание получает свое развитие благодаря тому, что на начальной ступни обучение велось с расчетом на развивающиеся непроизвольное внимание. Это учитывалось как содержанием, так и формами работы. В результате интерес к иностранному языку, как к новому предмету должен усилиться за счет интереса, появившегося к самой деятельности, связанной с изучением лексического, фонетического и грамматического материала на уроке и дома, и к содержанию предмета. Постоянным и все время развивающимся фактором становятся интеллектуальные запросы учащихся. Следовательно, содержание материала и формы работы должны соответствующем образом меняться. Изложение материала должно все более и более приближаться и по своему существу и по формулировкам к научному изложению. Содержание учебных текстов должно соответствовать уровню общего развития учащихся.
Внимание становится более устойчивым, поэтому отпадает необходимость в частой смене видов работы на уроке.
Уроки целесообразно строить таким образом, чтобы их можно было классифицировать по преобладающему содержанию: уроки грамматики, лексики; по преобладающему виду работы: уроки аналитического чтения, устной речи, проверки домашнего чтения.
Такой перестройки работы будет соответствовать и сам языковой материал, который становится достаточно сложным и большим по объему.
У учащихся средней ступени обучения уже достаточно развита внутренняя речь, поэтому, читая на родном языке, учащиеся лучше воспринимают и осмысляют содержание прочитанного «про себя». Это, однако, лишь частично относится к иностранному языку. Читая иностранный текст, учащиеся испытывает потребность в громком чтении, чувствуя в этом дополнительную опору для понимания. В отношении трудных учебных текстов это положение остается в силе и в старших классах. Читая легкие тексты, предназначенные для домашнего чтения, в которых почти нет незнакомых слов, учащиеся, как правило, не прибегают к громкому чтению, так как полное артикулирование при недостаточном развитом навыке соотнесения графического и звукового образов слова отвлекает внимание от содержания теста. В этом случае чтение иностранного теста протекает «про себя», и, следовательно, артикулирование ограничивается той степенью его полноты, которая соответствует природе внутренней речи [3].
Из этого следует, что нужно поощрять громкое чтение иностранного текста; оно крайне необходимо как упражнение в правильном произнесении фонем в потоке речи и для соблюдения связанных с этим закономерностей произношения, свойственных изучаемому иностранному языку. Вместе с тем при чтении легких по языку текстов нужно давать учащимся установку на чтение «про себя», с тем, чтобы усиливать работу над выработкой этого крайне нужного навыка.
Для учащихся средней ступени обучения характерно развитие словесно-смысловой памяти, которая постепенно занимает доминирующее место. Восприятие чисто словесного объяснения все с меньшей степени нуждается в поддержке средствами внешней наглядности. В силу этого объем предлагаемого к изучению и запоминанию материала может быть значительно увеличен. Это увеличение объема материала, мотивируется не только развитием словесно-смысловой памяти, как объективным фактором общего развития учащихся, но и тем, что к этому времени учащимися уже накоплены знания определенного лексического и грамматического материала, что методы работы над изучением и запоминанием нового материала становятся иными, так как новый материал в той или иной степени связывается учащимися с ранее изучаемым материалом, вплетается в этот изученный материал, сходный или резко контрастный как по содержанию и функционированию, так и по форме.
Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. Значительный прирост предметных знаний создает хорошую базу для последующего развития умений и навыков в тех видах деятельности, где эти знания практически необходимы.
В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение, вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.
Так как программа требует, чтобы каждый ученик овладел определенным объемом знаний, требуемым уровнем умений и навыков, важно знать, как каждый ученик осваивает поэтапно изучаемый материал.
Кропотливая, настойчивая работа по формированию у школьников приемов умственной деятельности дает свои результаты: приобретаются знания, умения и навыки, дети учатся учиться, и не только английскому языку. Они осознают себя как мыслящую, активно действующую личность, понимают, что успех в учебе - это нелегкий труд, требующий немалых волевых усилий.
По моему мнению, учителю не достаточно знать только свой предмет, его специфику и особенности. Неотъемлемой частью педагогического труда является знание и понимание психологических особенностей учащихся того возраста, с которым он работает, необходимо знать как поведет себя тот или иной учащийся в определенной ситуации, и что для каждого из них означает слово «успех». Кроме того не следует забыть, что перед учителем находится не просто группа детей, а личности, где у каждого есть свои личные интересы, желания и способности, где каждый требует одинаково особенного внимания. В этом и состоит сложность создания ситуации успеха, так как задания и урок нужно стоить исходя из интересов и возможностей каждого.
Глава 3. Практические основы создания ситуации успеха.
Создание ситуации успеха на уроке английского языка.
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы.
В.Ф.Шаталов утверждал, что для того, чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать эффект «солёного огурца». Главное – создать рассол. Тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится [12].
На уроках английского языка необходимо создать комфортную эмоционально- психологичекую ситуацию.
Важные составляющие при изучении иностранного языка:
снятие тревожности;
высокую мотивацию;
авансирование достоинств ученик-(оглашение);
преобладание скрытой инструкции;
поддержку индивидуальности (исключительности) школьника;
объективность и доброжелательность педагогического внушения;
высокую оценку успешно выполненной каждой детали деятельности
школьника.
Решение коммуникативных задач является главной целью учителя, при этом общение на уроке можно условно разделить на следующие типы:
Естественное (официальное и личное);
Смоделированное (в вероятных учебных ситуациях, в невероятных учебных ситуациях).
Кроме того важно стимулировать учащихся на последующую работу, стимулы можно поделить на 3 типа:
Стимулы первого порядка (Как поощрение деятельности учащихся)
Оценка;
Яркая образная, эмоциональная речь учителя;
Словесная похвала (Молодец! Умница!);
Перспективы;
Организация коллективной деятельности;
Разноуровневые задания;
Усложнение заданий (креативный уровень);
Сравнение успехов ученика с его прежними;
Анализ учебных результатов учителем;
Положительный пример ;
Стимулы второго порядка (Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами)
Занимательная ситуация;
Дозированное домашнее задание;
Познавательная игра;
Использование элементов соревнования;
Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося;
Креативная минутка;
Оценка достижения учащегося на родительском собрании;
Громкая демонстрация итогов деятельности ученика;
Проблемно-поисковая ситуация;
Опора на анализ жизненных ситуаций;
Стимулы третьего порядка (Своевременная оценка деятельности учащихся):
Контролируемое доверие;
Задание практического характера;
Юмористическая минутка;
Запись благодарности в дневник;
Взаимоконтроль;
Учебная дискуссия;
Выставка лучших работ учащегося по итогам урока;
Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели;
Решение задач и проблем профессиональной направленности;
Рецензия товарища на результат учащегося.
При выполнение ряда условий, учащиеся будут чувствовать успех и стремиться достичь новых результатов.
3.2. Некоторые способы и приемы создания ситуации успеха на
уроках иностранного языка.
Важным принципом работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.
Как известно, отдых – это смена рода занятия, а потому очень важно чередовать формы и методы работы. Осуществить поставленные цели помогают используемые в работе технологии:
Игровая;
элементы исследовательско-проектной деятельности;
информационно-коммуникационная;
личностно-ориентированный подход;
Начальным этапом конструирования ситуации успеха стало формирование благоприятного социально-психологического климата в межличностных отношениях. Необходимо смотреть на педагогическую или другую ситуацию глазами ученика, чтобы понять мотивы его поступков, причины затруднения.
Все ситуации успеха, все методы направлены на получение максимально высокого результата в обучении, воспитании и развитии личности.
Первый блок:
1.Индивидуализация в процессе обучения
- ликвидация пробелов (использование различных диагностических материалов и коррекция знаний каждого ребёнка);
2. Индивидуализация обучения во фронтальной работе с классом:
- иная форма объяснения (использование вариативного изложения материала с помощью более доступных слов и выражений);
- многократные повторения (повторение сказанного более тихим голосом, индивидуальное обращение);
- разнообразные разноуровневые вопросы (использование для отдельных детей так называемых подсказывающих вопросов);
- диадическое общение (общение один на один, предполагающее более тесный контакт с конкретным ребёнком);
3. Индивидуальные задания на уроке:
- разноуровневые (предоставление возможности выбора задания разной степени сложности);
- предельной сложности (оказание помощи в выборе задания, лежащего в зоне ближайшего развития данного ребёнка).
4. Индивидуальные задания вне урока:
анонсирование (предварительное обсуждение того, что ребёнок должен сделать, помочь ему подобрать литературу, определить тему сообщения, выслушать первый вариант сочинения; своего рода репетиция для «сомневающихся»).
Второй блок: Использование нестандартных форм и методов работы с детьми привело к повышению творческой активности, интереса к учению, повышало качество знаний.
Работа обучающихся в парах;
Работа в группах;
Проблемное обучение – создание специальных ситуаций интеллектуального затруднения и их разрешение.
Приём «выбор». Ученик иногда может выбрать себе домашнее задание по предмету, наметить количество примеров, задач, которые должен будет решить за урок и т.д.
Метод опорных схем. Это вид обобщения и «подсказки» для учеников, которым не всегда удаётся успешно освоить тему.
Чтобы преодолеть замедленное, затруднённое чтение, с детьми выполняла следующие упражнения:
- мгновенное (за 1-2 с) чтение слов средней сложности с доски, с листа, из текста,
- чтение слов по слоговым таблицам, словарным карточкам,
- звуковая разминка,
- предварительное чтение тематического словаря (перед чтением текста),
-вычитывание новых слов из текста и их отдельное проговаривание (поисковое чтение, просмотровое чтение),
- чтение за лидером, на время, по цепочке и др.
- чтение скороговорки, увеличивая темп,
Использовала задания к тексту, которые вызывали интерес к чтению:
- Чтение по ролям.
- Придумать своё окончание к рассказу.
- Составить вопросы к тексту.
- Читала текст и заканчивала на самом интересном месте, предлагала учащимся закончить чтение.
- Предлагала проблемный вопрос, для ответа на который у ребёнка нет необходимых знаний, предлагала найти ответ в тексте.
Ситуацию успеха для ученика нужно создавать на любом уроке, используя карточки с дифференцированными заданиями.
Третий блок: Технологические приёмы взаимодействия учителя и обучающихся, направленные на осуществление успеха в учебной деятельности:
1. «Эмоциональное поглаживание» (особенно для «сомневающихся»).
2. «Упреждающий контроль». Заранее предупреждать о предстоящей проверке знаний, советовать, как подготовиться.
3. «Содержательное оценивание». Важно сказать не то, чего ребенок не сделал, а то что у него лучшего всего получилось.
4. «Я в тебя верю». Оптимистическая гипотеза.
5. «Позитивное рецензирование». Перечень достоинств работы, но с соблюдением чувства меры, чтобы ученик не переоценил свои возможности.
6. «Скорая помощь». Разумная помощь при выполнении задания «слабыми» учениками, при этом помощь могут оказывать более «сильные» ученики.
7. «Отсроченная отметка». Постановка более высокого балла за ответ, но при некоторых условиях.
8. «Похвала». Похвала исполнителя, критика исполнение.
9. «Престижная отметка». Ставлю только ту отметку, которую желает получить ребёнок. (Например, при проверке знаний 3-х форм неправильных глаголов)
10. Обращение к ребёнку только по имени.
11. Опора на психические особенности личности ребёнка. Хвалить детей за то, что у них лучше получается: одних за быстроту реакции, скорость выполнения задания, других – за сосредоточенность, вдумчивость, ответственность.
12. Поощряла стремление к самовыражению и самореализации в творческих делах.
13. В начале каждого урока сообщать/создавать самим план урока. Иногда план урока, если это нужно, писать на доске. Иногда предлагать выбирать, с какого задания начнём урок.
14. Просить оценить урок, какие задания больше всего понравились, какие нет, почему; у кого какие возникли проблемы; что они хотят посоветовать. Можно использовать соответствующие картинки.
16.Часто обращалась к детям с просьбой помочь: подготовить задания (кроссворды, вопросы), найти произведения на такую-то тему, такого-то автора для наших будущих уроков, составить сообщение.
18. При оценке работы ребёнка особое значение придавать:
- стараниям, упорству, труду, которые были потрачены при выполнении задания независимо от того, справился он с ним или нет;
- достигнутому успеху,
-его отношению к учению;
-его личным позициям, точкам зрения;
-его возможностям достичь большего успеха.
19. Поощрять в каждом ребёнке: смелость ума, умение сомневаться, разумный риск, стремление к самостоятельности, готовность защищать свою точку зрения, обдумывание, постановку сложных вопросов, пытливость, любознательность, самоконтроль, стремление находить и исправлять свои ошибки.
20. Придать общественную значимость успехам ребёнка:
Некоторые приемы создания ситуации успеха, которые уже имели место быть на уроках.
Прием «Неожиданная радость»
Радость - это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.
Алгоритм: 1 шаг: Психологическая атака. Суть состоит в том, чтобы переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт. 2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть состоит в том, чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой неуспех, найти его причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации. 4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых ученик, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками. 5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.
6 шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для отдельного учащегося общая реакция удивления для отдельного учащегося общая реакция удивления не оказалась единственной, чтобы неожиданная радость трансформировалась в сбывшуюся.
Приём «Следуй за нами»
Алгоритм:
1 шаг. Диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать, ушедших вперед одноклассников;
2 шаг. Выбор интеллектуального спонсора. Проще прикрепить сильного ученика. Для этого нужно пробудить мотивы, вызвать интерес.
3 шаг. Фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не оставалось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку, а самое главное- желание повторить, развить его.
Принцип «ты можешь выразить это по-английски (даже если не помнишь грамматику и лексику)»- один из основополагающих принципов ситуации успеха.
Приёмы могут несколько меняться, это зависит от группы учеников или от поставленной цели урока.
Проблема создания ситуации успеха состоит в том, что за неимением достаточности времени и большим объемом изучаемого материала, не всегда удаётся применить на практике как можно больше приемов, стимулирующих к успеху.
Заключение
Таким образом, ситуация успеха на уроках иностранного языка выполняет функцию коммуникативно – развивающей сферы и помогает учащимся эффективно осуществлять иноязычное общение и взаимодействие друг с другом и с педагогом.
Трудом для учащихся является, прежде всего, овладение приемами умственной деятельности. Вместе с учителем они учатся наблюдать, осмысливать, воспроизводить, запоминать, рассуждать. Вместе с ним они радуются, удивляются, огорчаются, оценивают, делают выводы, подводят итоги проделанной работы.
Труд учителя и труд учащихся должен обязательно сочетаться и быть подлинно творческим, лишь тогда он даст взаимное удовлетворение. В труде мы стремимся к достижению определенной цели, конкретного результата, который и является успехом. Это хорошо знают ученики. Именно поэтому считаю важным и обязательным показывать им, как они трудились, чему научились, что дает им возможность ощущать свое продвижение в учении, стимулируя их дальнейшую деятельность.
Используя комплекс методов, была достигнута цель и задачи моей работы. Исследуя различную литературу и использовав интернет - ресурсы было раскрыто понятие «успех» и «ситуация успеха». Выявить возможность использования ситуаций успеха в учебно-воспитательном процессе не составило труда. На каждом уроке я применяла различные способы создания ситуации успеха. После чего проводила анкетирование, которое показало, что ученикам нравились больше те уроки, где они видели свои достижения, где могли самостоятельно строить план своих действий на уроке, а так же где ощущали поддержку всего класса.
Определить влияние ситуации успеха на обучение обучающихся помогли наблюдения. Следует отметить, что создавая ситуацию успеха на уроках, ученики отличались повышенной активностью, высокой мотивацией, а так же было некое соперничество, когда каждый из детей хотел достичь лучших результатов. При этом атмосфера в классе была дружелюбной, чувствовалась поддержка. На таких уроках всегда достигается цель. Так же положительный результат использования ситуации успеха можно увидеть при подсчете и сравнении качества обученности в конце четверти, полугодия или года.
Таким образом, цель, заключавшуюся в том, чтобы теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность влияния организации ситуации успеха на успешное обучение школьников, считаю достигнутой.
Но относительно практического применения, тема данной работы является не завершенной, материал будет пополняться в соответствии с увеличением опыта, а также с появлением новых возможностей.
Библиография
Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова М.: Педагогика, 1991 – 480с.
Гумбольд, В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс. 2000.-400 с.
Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому / Под ред. И,В, Дубровиной. – М.: Педагогика, 1987.- 268 с.
Зимняя, И.А. Педагогическая психология. М.: Логос, 2004- 384с.
Иванов К.А. Все начинается с учителя. М.:"Просвещение", 1983-175.
Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. М.:"Новая школа ", 1993-72.
Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Просвещение, 1972 – 533с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 2-е изд., - М.: Изд-й центр «Академия» - 456с.
Невский Т. А. Трудный успех. М.:"Просвещение", 1981-126 с.
Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка – 1993.- 955с.
Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: "Педагогика", 1974-569 с.
Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М.: "Педагогика", 1979-175 с.
Щерба Л.В. Избранные труды. Перераб. М.: Логос, 2004 -138 с.
14 Интернет ресурсы
13PAGE 15
13PAGE 143115
15