Родительское собрание Как вызвать у детей интерес к чтению?
Тема: «Как вызвать интерес у детей к чтению?»
Задачи: ознакомить родителей с результатами развития читательских
умений учащихся класса, развивать интерес к формированию
интеллектуальных умений, желания читать.
Вопросы для обсуждения: значение книги в жизни младшего школьника,
как развивать читательский интерес ребёнка,
культура чтения школьника.
Ход собрания:
Всё, чего я достиг в жизни,
стало возможным, благодаря книге.
Ричард Бах.
Вступительное слово.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 7-8 классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условия задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представления в этом возрасте, им просто не известны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его- привычка ребёнка читать. Анализ ответов анкет это подтверждает.
Анализ анкет учащихся.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
Дарите ребёнку книги с дарственной надписью. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Если ребёнок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастит увлечённый читатель.
Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.
Часто бывает так, что ребёнок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому прочитать книжку?» И тогда в ход идёт принуждение:
« Прочитай ещё хоть строчку, пока не дочитаешь страничку, не буду с тобой играть».
Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идёт непринуждённо и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднительноНекоторые авторы считают, что к концу обучения в начальных школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту. Эта точка зрения В.А. Сухомлинского: «Если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В. А. Сухомлинского».
Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться. В. Н. Зайцев даёт следующие рекомендации.
Если ребёнок находится ещё только на первых ступеньках овладения техники чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5 – 7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час - два ещё 1 – 2 абзаца. Перед сном ещё одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течении часа-полутора за один приём.
Хорошие результаты даёт чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
Если ребёнок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребёнок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребёнок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребёнок просматривает диафильмы, две строчки под кадром прочитал, посмотрел картину – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, затем посмотрел картину. Этот приём вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
Для того, чтобы ребёнок наглядно видел свой рост в овладении техники чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.
Советы родителям:
Терпеливо помогать ребёнку, если у него недостаточная скорость чтения.
Больше играть с детьми. Путь к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
Рассказывать детям сказки.
Чаще устраивать семейные чтения.
Читать самим, пусть ребёнок видит, что свободное время мама и папа проводят не только возле телевизора.
Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное.
Обязательно записать ребёнка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним