Игровые формы работы на уроках географии как фактор ситуации успеха в учебной деятельности.


МО учителей географии
Игровые формы работы на уроках географии как фактор ситуации успеха в учебной деятельности.

Подготовил:
учитель географии
МКОУ Болдыревская ООШ
Носов А.А.
2014 год
В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем – технологическом уровне. Разработка технологии, как составной части методики предмета, предполагает получение гарантированного педагогического результата деятельности учителя. А этот результат учащиеся обнаруживают в период оценки качества их подготовки по предмету. Современной школе необходима принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами, организацию учебной деятельности школьников с чётко заданной целью и планируемыми результатами.
В практике работы учителей географии широко распространена технология  учебно-игровой деятельности. С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идёт процесс «взращивания» личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть «Я» в этом мире. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового.
В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за своё поведение, но на нём висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения. 
  Географическая игра наилучшим образом способствует «вживанию» в содержание изучаемого материала. В ней ярче проявляется личность учащегося, его духовное и социальное развитие. Игра в обучении географии позволяет больше использовать различные средства обучения, интегрировать знания по географии с историей, биологией, физикой, литературой. Использование игр в обучении географии решает множество задач одновременно: игры способствуют становлению творческой  личности ученика, формируют умение видеть проблемы, принимать решения, развивают познавательный интерес к предмету, оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют черты характера. Учебная игра как педагогическая технология даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активны и ученики, и сам учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
   Игра используется и в других формах организации учебной деятельности – лекциях, семинарах, экскурсиях. Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в проверку и закрепление изученного материала.
Во внеурочной работе игровые моменты эффективны во всех формах индивидуальной, групповой и массовой работы. Можно проводить различные игры и на уроках, и во время внеклассных мероприятий. Формы игр могут быть разнообразными: они могут быть рассчитаны на весь урок, элементы игры, игровые задания могут даваться учащимся на любом уроке.
 Игровые задания чаще всего можно использовать на этапе закрепления, такие как: «Угадай ПК по описанию», «О какой стране идёт речь», «Закончи предложения». На закрепление темы «Географические координаты» : кто определит географические координаты объектов ( 6 кл.)
В каком природном районе России находятся:
     Минеральные воды, изумруд, Волга, уссурийский тигр,   болота, алмазы, дубравы, женьшень, торф, голомянка, плато Путорана.  ( 8 кл.) и т. д.
На закрепление темы «Минеральные ресурсы» можно предложить ребятам расшифровать тайнопись, то есть дать текст о размещении полезных ископаемых на территории России, но вместо их названий в тексте лишь обозначения. Учащиеся, расшифровывая тайнопись, ещё раз повторяют изученный материал на уроке, но в игровой форме.
Иногда перед тем, как начать новую тему, необходимо повторить изученный ранее учебный материал. Предложить это сделать также в игровой форме. Перед изучением темы: «Внутренние воды России. Реки» в восьмом классе учащихся поделить на группы и выполнить задание: чья группа вспомнит больше понятий и терминов по теме «Внутренние воды» или «Река», изученных в 6 классе и объяснит их значение.
Игровые задания возможны и при объяснении нового материала, когда дети какие – то новые знания, особенно практические могут добыть сами, выполняя задания, например:
 Кто быстрее всех определит – Куда впадают реки? (8 кл.)
      Дон, Сев. Двина, Печора, Амур, Обь, Зея, Вилюй, Иртыш, Анадырь, Колыма, Волга и т.д.При изучении в 6 классе темы «Горные породы» учащиеся становятся помощниками Ивана – царевича, которому по сюжету сказки нужно вырыть глубокий колодец, чтобы добыть ключ Земли. Проходя испытания , то есть отгадывая загадки, отвечая на вопросы, выполняя задания, учащиеся знакомятся с видами горных пород, опускаясь с героем сказки всё глубже и глубже. В итоге их встречает прекрасная царевна в пещере с драгоценными камнями, то есть с отличными знаниями по теме. Материал в такой игре запоминается быстрее и эффективнее.
 Уроки географии переплетаются часто с другими науками. Поэтому на уроках не нужно забывать о межпредметных связях. Как правило, ученики очень любят решать задачи по географии. Сначала их удивляет, что на уроках географии требуется знание математики и математической логики, затем они постепенно учатся применять полученные на уроках математике знания и в географии  ( построение графиков, нахождение среднего арифметического, составление пропорций и т.д.). Идея такого урока заключается в интеграции географии и математике в игровой форме. Это может быть состязание учеников в решении задач, в конце урока составление в решении задач, составленных друг другом, проведение отдельного конкурса на лучшую, самую интересную задачу.                                                                        
   Большим подспорьем для учителя может стать художественная литература, особенно стихотворения. Например, в 6 классе « Найти в стихотворении атмосферные явления», в 8 классе на карточках раздложить стихотворения о природных районах России ( Урале, Сибири, Русской равнине, Дальнем Востоке и т. д.) и вопросы к ним: угадать по описанию из художественного текста – о какой природной зоне идёт речь; отгадать загадки: «Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, вас с ног сбивает» (ветер), «На холоде – горой, в избе – водой» (снег) и т.д. Использовать творческие задания: найти стихотворения, где описаны атмосферные явления, или подобрать песни на эту же или другую тему, например; «Гидросфера».
   Поэтическое слово на уроке выполняет познавательную, развивающую и особенно воспитательную функции. Использование поэтических образов является и одним из приёмов формирования экологической культуры на уроках географии. Это оказывает благотворное влияние на душу и чувства учащихся, заново открывают им красоту родной земли, учат бережно относиться к ней. Задания с использованием художественной литературы становятся частью ролевых игр, например, на уроке «Проблемы Байкала» группа учащихся, выступая в роли литераторов, делает подбор стихотворений о проблемах Байкала и зачитывает их остальным группам
  Различные формы игры можно использовать на обобщающих уроках, когда действительно могут быть активными и учитель, и ученики, освоив определённую тему или раздел.
На уроках – путешествиях, представляя себя в воображаемых незнакомых местах, учащиеся глубже познают изучаемый материал, ярче представляют то, с чем знакомятся, например, в шестом классе по теме «Гидросфера», «План и карта», в седьмом классе – «Путешествие по Африке», «Путешествие по странам Евразии», «Путешествие из Воронежской области в Антарктиду». ( 7 класс ). Цель путешествия – изучение растений и животных на остановках в долгой дороге.
Уроки можно проводить в форме соревнований, где учащиеся делятся на команды и выполняют различные задания. В шестом классе повторение по теме «Литосфера» провести в форме игры «Восхождение на гору».
Обобщающий урок по Африке, Австралии и т.д в 7 – м классе в форме игры «Морской бой», где команды представляли себя командой корабля и «сражались», только на игровом поле.
Удачнее всего в старших классах удаются ролевые игры, когда учащиеся выступают в качестве туристов или экскурсоводов, дипломатов государств на пресс – конференциях, политических экспертов на уроках – семинарах, представителей экологических организаций Такая форма работы вызывает у старшеклассников интерес к изучаемому материалу, способствует его более прочному усвоению, развивает навыки самообразования. Уроки с использованием ролевых игр позволяют не только развивать познавательный интерес к предмету. У школьников появляется стремление к осознанному и глубокому изучению материала, более старательной подготовке к каждому уроку географии. Ребята чувствуют себя взрослыми, способными нести ответственность за свои поступки, они начинают понимать, что от их решения многое зависит, не стесняются высказывать своё мнение, что – то доказывать, аргументировать, делать выводы. Учителю же такая форма уроков помогает охватить материал гораздо шире, чем в учебниках, причём дети в основном осваивают его сами. К тому же это позволяет сделать урок более увлекательным и интересным.
Применение игр повышает качество знаний, вызывает рост интереса к предмету, приводит к появлению новых межличностных отношений, снимает напряжение и делает атмосферу урока психологически более лёгкой и благоприятной. Игра – это и возможность для учащихся проявить себя, узнать что – то, выходящее из рамок школьной программы; игры, особенно ролевые, дают возможность ученику стать соавтором учителя на уроке и во внеурочной работе.