Основные правила построения урока иностранного языка с позиции здоровьесберегающих технологий.


Преподаватель иностранного языка
Яглова Ольга Сергеевна
Основные правила построения урока иностранного языка с позиции здоровьесберегающих технологий.
Здоровье – самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье – это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психолого-педагогическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Переход на новую, личностно-ориентированную парадигму образования и воспитания предполагает преподавателям иностранного языка уделить больше внимания здоровьесберегающим технологиям: смене видов деятельности, чередованию видов активности (интеллектуальной – эмоциональной – двигательной), включению “разрядок” (игры, разучивание стихов, инсценирование, пение), то есть личностное ориентирование - модель образования, метод сохранения и укрепления здоровья. Современный урок иностранного языка характеризуется большой интенсивностью и требует от обучающихся концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость вызвана еще и спецификой предмета: необходимостью в большом количестве тренировочных упражнений. Чтобы достигнуть высокой эффективности урока, следует учитывать физиологические и психологические особенности обучающихся, предусматривать такие виды работы, которые снимали бы усталость. В тоже время ритм и стиль современной жизни оставляет всё меньше возможностей для сохранения и укрепления здоровья.
Тысячи теоретиков и практикующих педагогов и психологов пытаются решить сложнейшую задачу: как помочь обучающимся освоить весь объем знаний, умений и навыков, необходимых для того, чтобы стать востребованными и успешными членами социума, и при этом максимально сохранить физическое и психическое здоровье молодого поколения, а значит, и нации в целом. По статистике состояния здоровья большую группу составляют дети, находящиеся "между здоровьем и болезнью". По данным исследований психологов уровень тревожности и негативных эмоций на 2011-2013 учебный год значительно превышал норму, то есть, почти 60% обучающихся постоянно или часто испытывают учебный стресс. Отсюда стремительно ухудшающиеся показатели психологического и физического здоровья обучающихся. На этом фоне снижается успеваемость, ухудшается дисциплина, усиливается состояние тревожности.
Здоровьесберегающий урок должен быть построен с учетом потребностей обучающихся в саморазвитии, в подражании, в приобретении опыта. Для повышения здоровья обучающихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки преподаватель должен строить урок в соответствии с динамикой внимания обучающихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ.
Развитию мыслительных операций, памяти и одновременно отдыху студентов способствуют:
Индивидуальное дозирование объема учебной нагрузки, рациональное распределение ее по времени.
Смена видов работ: самостоятельная работа, чтение, письмо, слушание, ответы на вопросы, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания, «мозговой штурм», «синквейн» и т.д. Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание и поиск ошибок; разноуровневые задания.
Строгое соблюдение объема всех видов тестов, проведение контрольных работ строго по календарно-тематическому планированию.
Физкультминутки, игровые паузы (драматизация диалогов, текстовых отрывков), зрительная гимнастика и, конечно, эмоциональную разгрузку.
Смена позы обучающихся, наблюдение за их осанкой, соответствие позы виду учебной деятельности.
Очень большую помощь в решении трудной задачи здоровьесбережения могут помочь новые учебники по английскому языку. В УМК нового поколения, особенно для старшей школы, находится много тем, связанных с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Это и информация о вредных и полезных для здоровья привычках, и о традициях и поведении людей других стран мира. Эти материалы помогают ребятам узнать много интересного и полезного, как вести здоровый образ жизни для того, чтобы подольше оставаться здоровыми.
Преподаватели почти на каждом уроке используют игровые моменты, проводятся мероприятия по профилактике утомления, нарушения осанки, зрения (физкультминутки, гимнастика для глаз). Ролевые игры в группе дают возможность воссоздания самых различных отношений, в которые вступают люди в реальной жизни. Они забывают о своем психологическом дискомфорте.
Благодаря использованию на уроках английского языка методов проектной технологии и ИКТ, имеет место стимулирование мыслительной деятельности обучающихся, и как следствие, они всё чаще попадают в ситуацию успеха. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, уменьшают утомление, улучшает психологический климат на уроке, предупреждает неврологические реакции детей.
Поэтому дело преподавателя – не вредить здоровью, а укреплять его. В. А. Сухомлинский писал: «Опыт убедил нас в том, что примерно у 85 % всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учёбе – плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя». Использование здоровьесберегающих технологий играет большую роль в жизни каждого обучающегося, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения английскому языку. Хотя традиционно считается, что основная задача образовательных учреждений – дать необходимое образование, не менее важная задача – сохранить в процессе обучения здоровье обучающихся.