Использование тестовой методики в преподавании грамматики английского языка


Использование тестовой методики
в преподавании грамматики английского языка

Корчагина Анна Геннадьевна
преподаватель иностранных языков
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Известно, что ведущей целью обучения как английскому, так и иностранному языку в целом, является коммуникация, реализация которой невозможна без базовых знаний грамматики. При овладении грамматическим материалом формируются грамматические навыки, которые помогают грамотно оформить речь. Формирование грамматических навыков - это сложный процесс, занимающий большое количество времени. Современному преподавателю необходимо искать новые пути решения этой проблемы. Так одним из таких путей представляется введение тестов в учебно-образовательный процесс. Формирование грамматических навыков происходит в ходе выполнения языковых упражнений. Тесты - один из видов этих упражнений, соответственно их можно рассматривать как средство формирования грамматических навыков.
При изучении дисциплины ОУД.03 Иностранный язык практическая грамматика является одной из составляющей программы на которую отводится два часа в неделю. Такие сжатые рамки предъявляют особые требования как к студентам – они должны уметь самостоятельно ознакомиться с новым теоретическим материалом и выполнить тренировочные упражнения на его закрепление, так и к преподавателю, задача которого состоит в разъяснении от простых до сложных случаев употребления тех или иных грамматических форм. При этом преподаватель осуществляет контроль качества усвоенных знаний и умений по грамматике. Обучение английскому языку на первом курсе мы относим к первому циклу обучения- формирования базы устной и письменной речи общеупотребительной лексики, а так же использования текстов по специальности. На этом этапе закладываются и формируются речевая база иностранного языка, вырабатываются основные коммуникативные навыки в области аудирования, говорения, чтения и письма. Учебный материал 1 курса (1-2 семестры) отличается нормативной правильностью и включает наиболее употребительные фонетические, грамматические, лексические конструкции. Различные типы словосочетаний и речевых клише, обеспечивающие практическое овладение основами устной и письменной речи в пределах тематики, предусмотренные программой. Лексический минимум, подлежащий усвоению, включает в себя лексические единицы и тематику общего содержания, которые, в основном, стилистически нейтральные, наиболее употребительные и характеризуются высокой степенью сочетаемости. Все это не исключает усвоение отдельных элементов обиходно-разговорной речи, фразеологизмов, пословиц и поговорок. В большинстве учреждений СПО основными учебниками по грамматике английского языка являются: «Английский язык» Агабекян И.П., «Учебник английского языка» (часть 1,2) авторы Бонк Н.А. и др. «Практическая грамматика английского языка» авторы Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. «Грамматика английского языка» авторы Кобрина Н.А и др. На первом курсе студенты медицинских специальностей изучают следующие темы: имя существительное, имя прилагательное, наречия, числительные, времена английского глагола, правила согласования времён, активный и пассивный залог. На каждую тему отводится не более двух часов. Отсюда вытекает необходимость выбрать такое средство контроля, которое эффективно проверит уровень знаний студентов за минимально короткий отрезок времени. Таким средством контроля являются тесты. Главное отличие теста от упражнения и контрольной работы состоит в том, что его результаты можно измерить. Качество любого измерительного средства, в том числе и теста, определяется в первую очередь показателями его надежности и валидности. Показатель надежности свидетельствует о том, насколько последовательны результаты этих измерений. (Надежный тест должен исключать случайность того или иного результата.) Валидным будет считаться тест, измеряющий уровень развития тех умений, навыков, знаний, для измерения которых он предназначался составителями. Валидность будет определять правомерность интерпретации результатов тестирования. Тестирование в преподавании иностранных языков как область особой научно-практической деятельности основано на трех составляющих: методике преподавания ИЯ, теории их усвоения и квалиметрии (теории измерений). Поэтому преподаватель, стремящийся идти далее — от составления тестовых заданий к разработке стандартизованных тестов — должен обладать еще, как минимум, элементарными представлениями о теории измерений в педагогике и быть знакомым с основными понятиями математической статистики. Как известно, пока в учебных заведениях преподаватели мало знакомы со спецификой составления тестовых заданий и они зачастую вынуждены отличать тестирование от других видов контроля чисто интуитивно, чаще основываясь на формальном признаке. Например, представление многих преподавателей о тестах ограничивается тем, что, по их мнению, тестовое задание — это такое задание, в котором к вопросу или заданию даются варианты ответов. В результате учителя составляют свои тесты, придавая заданиям внешнее формальное сходство с известными им образцами, часто не подозревая о наличии определенных правил написания вопроса и вариантов ответов, о требованиях, предъявляемых к правильному ответу, и вариантам неправильных ответов.Теперь обратимся к вопросу о видах контроля. Большинство методистов различают два вида контроля: текущий и итоговый. Итоговые тесты предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый студентами уровень обученности. Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса. Подобные тесты успешно применяются при обучении грамматике английского языка. Они не только служат эффективным средством контроля, но и обеспечивают повышение общего уровня владения языком. В обучении студентов английскому языку выделены наиболее характерные группы грамматических явлений в области синтаксиса, которые следует отрабатывать (тренировать) в ходе учебного процесса. К таким группам относятся: сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; наличие формы (инфинитивные и причастные обороты) и страдательный залог; своеобразный порядок слов (разного рода инверсии). Учет особенностей синтаксических структур и других грамматических явлений в процессе обучения английскому языку студентов неязыковых вузов поможет снять грамматические трудности при чтении и понимании текстов.