Использование методики станционного обучения в преподавании анг.яз.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ СТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Корнева Оксана Алексеевна,
учитель английского языка
Одним из типов организации занятий по иностранному языку, включающих в себя деятельностную основу и направленных на развитие общеучебных умений учащихся, являются «станции».
Изначально уроки такого типа проводились за рубежом по физкультуре –это были так называемые совместные тренировки, разработка и развитие которых приписываются англичанам Моргану и Адамсону. Основная идея совместных тренировок заключалась в том, что учащиеся, поделенные на группы, за определенно время должны были выполнять упражнения на различных станциях. Совместные тренировки были ориентированы на достижение оптимальных результатов в спорте. Позднее эта форма урока стала активно использоваться и в других общеобразовательных предметах, в том числе и при обучении иностранному языку. Изучая историю возникновения занятий «по станциям», мы можем встретить такие термины, как «обучающий кабинет» (развитием данной идеи занимался Rauch) или «рабочее ателье» у Celestin Freinet. Основная идея названных организационных форм обучения заключалась в том, что учащимся предлагался материал и инструкции по его выполнению. Дети должны были самостоятельно его отработать.Новая организация занятий потребовала освободиться от устаревшей системы парт и ввела подвижные столы, расстановка которых могла определять тот или иной режим работы. Выполняя задания самостоятельно, сочетая индивидуальный, парный и групповой режимы работы, ученики стали независимее от учителя. «Свободная работа» стала основополагающим элементом новой школы и в настоящее время широко используется в системе начального образования за рубежом. Обучение«по станциям» предполагает такой вид «свободной работы» учащихся, которая делает возможным деятельностное, самостоятельное и дифференцированное обучение школьников по какой-либо одной теме или межтемной проблеме. При обучении иностранным языкам даннаяформа организации урока позволяеттренировать новый и повторять пройденный материал. К занятиям с использованием станций учитель готовится заранее. В его обязанности входит: продумать обобщающую тему урока, позволяющую построить урок на интегративной и деятельностной основе, подготовить разнообразный материал, многоаспектные задания, ключи для само_ и взаимокоррекции, инструкции по выполнению заданий, разнообразный реквизит и многое другое. Уроки данного типа имеют структуру, включающую:
– ориентировочный этап;
– первый этап выбора;
– первый рабочий этап;
– последующие рабочие этапы;
– завершающий этап.
Основными принципами, на которых строится обучение в данной организационной форме, являются:
– принцип интегративности,
– принцип активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности,
– принцип сочетания индивидуальной и коллективной работы.
Принцип интегративности реализуется в создании межпредметной основы занятия; например, названиезанятия «Я» позволяет объединитьматериал нескольких предметов иразличные виды деятельности.
Принцип активности и самостоятельности учащихся в учебной деятельности определяет стратегию итактику работы учащихся.
Реализация принципа сочетанияиндивидуальной и коллективной работы предполагает два возможныхварианта проведения занятия: первый вариант предполагает более жесткое управление деятельностьюучащихся со стороны учителя. Учащиеся делятся на микрогруппы. Каждая из них получает маршрутныйлист с перечнем имеющихся станций
и заданий, что предполагает обязательную отчетность. Дети должныотчитываться за каждое выполненное задание. Другой вариант работы на станциях предполагает менее управляемую деятельность учащихся со стороны учителя. При этом варианте работы учащиеся самостоятельны в выборе ипланировании своей деятельности.
В данном случае каждый ученик получает свой лист и осуществляет свободный выбор станции, количества заданий, темп работы и партнеров длясовместной деятельности, если это необходимо по инструкции выполнениязадания. Учащиеся сами определяют,когда им лучше работать индивидуально, а когда – сотрудничая с другими. Если задание показалось ученикулегким, то он может найти заданиеболее сложного уровняВажным при этом является то, что ученики не только тренируются илиповторяют пройденный материал, но иучатся стратегиям самостоятельногообучения. Поэтому при организацииурока данного типа изменяется рольучителя. Он играет роль организатора,советчика, наблюдателя и помощникав овладении учебными стратегиями.
На мой взгляд, одним из путей развития станционной методики является способ дифференциации заданий на каждой станции. С точки зрения личностно ориентированного подхода в обучении английскому языку стоит предусмотреть на каждой станции задания разных уровней сложности, чтобы ученик мог выбрать задание по своим силам. В таком случае можно использовать карточки разного цвета. Например, карточка зелёного цвета обозначает задание элементарного уровня, выполнив которое ученик получает “3”. Карточка жёлтого цвета – задание среднего уровня сложности с оценкой “4”. А карточка красного цвета – задание повышенной сложности, выполнив которое ученик получает “5”. Ребёнок сам решает, какой уровень сложности ему “покорится”. Поначалу все ученики будут браться за задания на “5”, но систематическая работа по станционной методике научит детей реально оценивать свои силы. Кроме того, дифференцированные задания на станциях дадут учителю возможность работать на одарённого ученика, который опережает товарищей по скорости учебной работы, у этого ребёнка появится возможность изучать предмет глубже, чем это предусмотрено программой.
Методика станционного обучения практически универсальна в использовании, т.е. она может применяться в преподавании любого предмета. Более того, эта методика успешно применяется во внеклассной работе для проведения предметных конкурсов, состязаний, заочных путешествий и других форм внеклассной деятельности учителя-предметника.
В деле обучения и воспитания школьников идеальных методик не существует. Я думаю, что использование только одной, пусть даже самой хорошей и современной методики, приводит к однобокости в преподавании любого предмета. И только совокупность разнообразных технологий, приёмов и методов может дать необходимый нам результат, а именно глубокие и прочные знания, повышение мотивации, интереса к изучаемому предмету, создание условий для саморазвития и самореализации ученика. Поэтому методика станционного обучения наряду с другими современными технологиями имеет право на существование, изучение и применение.