Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством проблемного обучения
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики посредством проблемного обучения Выполнила:учитель математики и информатики Репетуева М.С. Цель активизации познавательной деятельности учащихся посредством проблемного обучения состоит в том, чтобы поднять уровень усвоения ими понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения нестереотипных задач. Урок, предусматривающий следующие этапы:создание проблемной ситуации;анализ проблемной ситуации и формулирование проблемы; выдвижение способа решения путём догадки, т.е. выдвижение гипотезы; доказательство или опровержение гипотезы; выражение продукта деятельности учащихся,называют проблемным. Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемым требованием. Махмутов М.И. выделяют четыре типа проблемных ситуаций: Первый тип. Проблемная ситуация возникает в случае осознания учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта.Второй тип. Проблемная ситуация возникает при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.Третий тип. Проблемная ситуация возникает в случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.Четвертый тип. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования. Примеры проблемных ситуаций Пример № 1. Семья Димы летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы размером 70 на 50 метров. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Диму сосчитать, сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный метр изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 50 рублей. Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника). Пример № 2.Когда было построено это здание, сколько лет оно строилось, и когда была проведена его реставрация? 1 I лат. Unus5 V лат. Quinque10 X лат. Decem50 L лат. Quinquaginta100 C лат. Centum500 D лат. Quingenti1000 M лат. mille Система эта довольно проста и основывается на применении 7 букв латинского алфавита: Взаимодействие учителя и учащегося при решении проблемной ситуации Этап Действия учителя Действия учащегося Постановка наводящих вопросов, помогающим учащимся осознать существо проблемы. Осознание проблемной ситуации;актуализация усвоенных знаний. 1 Направляющие указания. Анализ исходных данных; формулирование проблемы. 2 Постановка наводящих вопросов, сообщение необходимой информации. Выдвижение гипотезы, её обоснование. 3 Направляющие указания. Проверка гипотезы; решение проблемы. 4 Постановка контрольныхвопросов, уточнения, исправления. Проверка решения, сопоставление его с исходнымиданными. 5 Анализ действий ученикав ходе решения. Анализ хода решения; анализошибок. 6 Включение результатов решения в последующую учебную деятельность. Обобщение и переход к новомуучебному материалу. 7 Использование проблемного метода обучения позволяет получить следующие результаты: учащиеся более грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;развивается логическое мышление;развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;формируется устойчивый интерес к предмету;активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке. Спасибо за внимание