Отчет по теме: «Формирование информационных компетенций при работе с учебником на уроках географии, биологии»
Отчет по теме:
«Формирование информационных компетенций при работе с учебником на уроках географии, биологии»
Современная школа находится в постоянном поиске новых форм и методов обучения, ориентированных на определённую аудиторию учащихся. Зачастую эта аудитория в общеобразовательной школе очень неоднородна: в одном классном коллективе обучаются гиперактивные дети и ребята с низким темпом восприятия учебного материала; на уроке необходимо поддержать интерес тех, кто «схватывает всё на лету», и тех, кому требуется вдумчивое осмысление новой информации. Решение этой непростой задачи осуществляется самыми разнообразными способами: использование индивидуальных карточек – заданий, работа в группах, творческие задания, работа с дополнительной литературой и т.д. Большинство таких методов требует от учителя значительных затрат времени на подготовку к уроку.
Тема моего самообразования «Формирование информационной компетенции на уроках при использовании учебника»
Формирование информационной компетентности базируется на умении работать с дидактическими (учебниками) средства информации. Особую роль здесь, безусловно, играет учебник, который был и остается главным информационным пособием для учащихся.
Можно выделить 4 основных группы умений работать с учебником географии:
получать знание из текста (самостоятельная работа с учебником материалом в процессе выполнения продолженных учителям заданий);
углублять знания (работа с рисунками, схемами, таблицами, графиками);
решать познавательные задачи (вопросы и задания, содержащиеся непосредственно в параграфе и после него, а также непосредственно в нем)
различать по сложности задачи в тексте (умение работать самостоятельно помогает учащимся в написании рефератов и выступлений).
Основные виды работы с текстом учебника
Чтение с заданием.
Чтение-сравнение.
Чтение и выделение основной мысли (игра «Самое главное»).
Чтение в парах (игра «Вопрос-ответ).
Чтение молча (игра «Угадай абзац»).
Чтение по готовому плану (Чтение текста и заполнение тематической карты урока).
Чтение с сокращением текста. (Дети убирают второстепенные предложения или слова, которые можно опустить.)
Чтение, сопоставление с рисунком. (Дети читают то, что касается представленного рисунка.)
Нахождение в тексте выводов.
Чтение с добавлением. (Ученики добавляют свои факты.)
Чтение с комментированием.
Чтение-предсказывание. (Ученики читают отрывок из текста и своими словами заканчивают мысль.)
Чтение текста и оценка прочитанного.
Необходимым элементом работы школьников с учебником на уроке является обращение к словарю терминов, что способствует усвоению географических и биологических понятий. Выделяют несколько этапов такой работы:
Самостоятельная работа – формирование понятия географического объекта;
Коллективное обсуждение вариантов, предложенных учениками в классе;
Определение понятия и его запись в словарь.
При повторении и закреплении материала на уроках используют представленные в учебнике вопросы. На некоторые вопросы ученики найдут прямой ответ в учебнике. Но кроме этих вопросов, есть и такие, на которые в учебнике нет прямого ответа. Они требуют от учащихся творческого обдумывания материала текста, что особенно важно в старших классах к такому типу вопросов относятся, например, такие:
Приведите фактические данные, подтверждающие определённые положения (например, факты, называющие экономическую отсталость стран Африки).
Установите отличительные черты географических объектов (например, сравните рельеф европейской и азиатской частей России).
Объясните причины, покажите взаимосвязь явлений (например, объясните причины специализации сельского хозяйства зоны смешанных лесов).
Примеры заданий для работы с учебником по теме «Химическая промышленность»
Задача 1. Используя текст учебника и словарь географических терминов, объясните понятие «химическая промышленность».
Задача 2. Используя текст учебника, выберите несколько предложений и к каждому из них подберите вопросительное слово.
Задача 3. Используя текст учебника, назовите основные отрасли химической промышленности и их специализацию.
Задача 4. Используя текст учебника, составьте схему структур химической промышленности.
Задача 5. Используя текст учебника, заполните таблицу «Продукция производства отраслей химической промышленности».
Отрасль химической промышленности Продукт производства отрасли Центр размещение отрасли
Задача 6. Используя текст учебника и карты атласа, охарактеризуйте 1 из отраслей химической промышленности по плану:
а) сырьевая база;
б) принцип размещения предприятий;
в) районы и центры развития отрасли;
г) проблемы отросли.
Тематические карты также помогают решить поставленные задачи: учащиеся работают с текстом, рисунками, схемами учебника и выбирают нужную информацию. Тематические опорные карты используются на уроках биологии и географии, призваны решить проблему обучения классного коллектива с наименьшими затратами на подготовку урока.
Каждая карта представляет собой план работы учащегося на уроке и включает следующие опорные сигналы:
тема урока
задания для проверки домашней подготовки по теме предыдущего урока
основные понятия изучаемой темы (для проработки дома)
задания для индивидуальной, групповой или фронтальной работы по изучаемой теме с использованием текста и рисунков учебника или дополнительных источников
обобщения и выводы по изучаемой теме
инструкции для лабораторных работ или экскурсии
задания для работы дома
Тематическая опорная карта выдаётся в начале урока каждому ученику в классе. Таким образом, учащийся имеет определённый план действий на уроке, который он может выполнять, работая вместе с основной частью класса, либо индивидуально. Благодаря использованию карты учащийся работает на уроке, руководствуясь собственными возможностями восприятия материала:
темп:
- быстрый: можно изучать материал индивидуально, не дожидаясь инструкций учителя;
- средний: можно работать с основной массой класса под руководством учителя;
2. сложность: можно не выполнять всех заданий тематической карты или выполнить их не в полном объёме
3. результативность: можно получить оценку на каждом уроке, выполнив задания тематической карты.
Тематическая карта может использоваться не только на уроке, но и после него, при необходимости дополнительных занятий или для проверки знаний по ранее изученным темам.
Для составления тематических карт использую задания из рабочих тетрадей по соответствующим предметам, задания из поурочных разработок и других источников.
Использование данных приемы работы на уроке при изучении учебного материала позволяет ученикам легко, интересно и эффективно работать с текстом учебника.
Я планирую и дальше продолжить использовать эти приемы на своих уроках, т.к. текст учебника для учащихся был и остается главным информационным пособием, который позволит им быстро и правильно анализировать текст и выделять главную мысль.