Технологии развития творческого потенциала ребенка на занятиях по бисероплетению
Технологии развития творческого потенциала ребенка на занятиях по бисероплетению.
В настоящий момент существует множество методик и техник, позволяющих развивать у ребенка творческие способности.Одной из них по праву можно назвать бисероплетение. Это эффективный, красочный и привлекательный (для ребенка) способ проявить свои творческие способности и развить их.
Программа «Стильные штучки» (бисероплетение) рассчитана на 3 года обучения детей 7-11 лет. Освоение программы строится по принципу от простого к сложному. И именно в первый год обучения дети приобщаются к данному виду искусства и в основном выполняют задания по образцу. Но уже в первый год обучения я даю детям задания, направленные на развитие творческих способностей. Пока они не напрямую связаны с бисероплетением, но развивают воображение, мышление, что так необходимо при творческой работе. Также в небольших количествах присутствуют задания, выполняя которые дети приобщаются к правильному построению схем (задание: «Повтори фигуру по точкам», «Закрась кота», «Заштрихуй фигуру» и др. (рис.1).
Рис. 1
Для выявления оригинальности мышления я использую методику Торренса («преобразование кругов» - в начале года, «Преобразование завитков» - в конце года (рис. 2). 36569654279901090295380365Рис.2
На втором году обучения усложняется материал программы. Дети изучают новые техники, осваивают новые приемы, методы плетения. Начинают активно использовать различные материалы и фурнитуру для бисероплетения. И конечно же расширяется спектр заданий для развития творческих способностей детей. Присутствуют как технические задания на внимание – «Повтори фигуру по клеточкам», «Найди фигуры», «Лабиринты»; на логику – «Вычленить фигуры», «Найти деталь фигуры» (рис.3);
Рис. 3
так и творческие задания – создание орнамента в технике аппликации или коллажа из подручных материалов: пайетки, ленты, перья, кусочки бумаги, бусинки и т.д. (рис. 4)
Рис. 4
При изучении законов цветоведения дети выполняют задания по карточкам, где не только знакомятся с приемами получения новых цветов, но и имеют возможность создать из массового частное (задание «Бабочка» рис. 5).
Рис. 5
К третьему году обучения у детей уже сформированы основные навыки плетения бисером, многие техники с успехом освоены. Дети уже хорошо читают схемы и я предлагаю им создавать свои схемы плетения. Для этого сначала мы определяемся с выбором изделия в определенной технике плетения (ажурное, мозаика и т.д.). Затем ребята рисуют эскизы будущих изделий, выполняют их в различных цветовых гаммах и, выбрав один из вариантов, переносят его на сетку плетения соответствующей технике плетения, с которой определились ранее. Данное задание воспринимается детьми не однозначно: некоторые испытывают затруднения уже на первом этапе создания эскиза. И здесь помогает такой прием в рисовании, как стилизация – перерабатывание определенного объекта в более упрощенные или декоративные формы (рис. 6).
3048635204470-14605332105Рис. 6
На втором этапе – создание схемы (рис. 7) – ребятам помогает ранее приобретенный опыт рисования по клеточкам и они с большим интересом включаются в эту работу.
3277870725170Рис. 7
1113155118745 Далее идет этап подбора материалов, выбор цветовой гаммы и непосредственно изготовление изделия. Такой подход можно смело назвать методом проекта, ведь ребятам приходиться проделать большую работу на пути достижения желаемой цели. Зачастую им приходить описывать этапы работы и даже создавать технологические карты по изготовлению изделий.
Итак, можно констатировать, что занятия бисероплетением развивают у ребенка ряд качеств необходимых в дальнейшей его жизни: пространственное и логическое мышление, усидчивость, внимание, терпение, аккуратность, умение сконцентрироваться, воплощать свои мечты в жизнь, умение ставить цели и достигать их и, что не маловажно, подходить к выполнению задания творчески и оригинально.
Литература
Гаврина С. Е. Игры и упражнения на внимание и мышление. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 36с.
Бабанский Ю. К. , Победоносцев Г. А. Комплексный подход к воспитанию школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 80с.
Куркина М. А. Развитие творческих способностей на уроках технологии. Астрахань. // [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=37668 (дата обращения 20. 01.2011).
Романюк Е. Зачем нужен бисер ребенку 21 века? // [Электронный ресурс]. URL: http://artbiser.com.ua/content/76-articl32 (дата обращения 12. 01.2011).
Фазлиахметова Э. Развиваем воображение и творческие способности ребенка.// [Электронный ресурс]. URL: http://elvira-fazliahmetova.narod2.ru/stati/prakticheskie_uprazhneniya/ (дата обращения 15. 01.2011).