Проектная технология в обучении как эффективное средство развития личности
Соловьева А.Л.
учитель технологии МБОУ СОШ № 49
молодой педагог
Секция 6 Образовательное пространство современного занятия: обучая всех, обучаем каждого (как и с помощью каких технологий обеспечить индивидуальный подход в условиях массового общего и дополнительного образования)
Аннотация: в статье рассматривается применение проектной технологии как средства индивидуального подхода в условиях массового обучения, а также как средства развития личностных качеств и творческих способностей обучающихся. Раскрывает значение проектной деятельности в процессе развития профессиональной мотивации, формирования познавательных и созидательных способностей школьников.
Проектная технология в обучении как эффективное средство развития личности.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования одной из главных задач ставит развитие личности ребенка, а результатом обучения – овладение реальными видами деятельности.
Данная задача требует использования в обучении новых педагогических технологий, которые обеспечат индивидуальный подход в условиях массового общего образования.
В условиях реализации требований ФГОС ООО на уроках наиболее актуальным является применение проектной технологии. Метод проектов широко используется во всех образовательных областях. Применяют его и в рамках предмета «Технология».
Метод проектов не инновация, он используется в школах России с 1920 г. Российские педагоги считали, что метод проектов развивает творческую инициативу ребенка. Некоторые активные сторонники метода проектов (В.Н. Шульгин, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьев и др. ) называли его единственным верным методом обучения в школе. Они утверждали, что таким образом школа учебы превращается в школу жизни.
Метод проектов – это творческая и исследовательская деятельность, которая дает возможность не только научиться творчески мыслить, но и прогнозировать возможные варианты решения проблемы.
Данный метод позволяет работать, как индивидуально, так и в группах, и дает возможность развивать творческие способности обучающихся.
На первом занятии, которое проходит в начале года, ребята узнают, что такое проект, этапы выполнения проекта, цели и задачи проекта, учатся формулировать проблемную ситуацию.
Индивидуально с каждым учащимся выбираются материалы и инструменты, которые ему будут необходимы в ходе работы, обсуждается, какая литература будет использовать.
Обучающиеся выполняют необходимые расчеты и приступают к практической работе по изготовлению изделия и оформлению этапов проекта. На уроках обучающиеся демонстрируют поэтапное выполнение ими проекта, и совместно с учителем корректируют работу.
Защищая свой проект, обучающиеся рассказывают о ходе выполнения работы, демонстрируют выполненное ими изделие, проводят рефлексию, выслушивают мнение других обучающихся и учителя, подводится итог работы и выставляется оценка.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся.
Непосредственно при изучении каждого из разделов мы снова возвращаемся к проекту, вспоминаем пройденный материал, формулируем возможные темы проектов, знакомимся с требованиями к изделию, правилами техники безопасности.
А в конце изучения каждого из разделов, например, по завершении изучения раздела «Кулинария» обучающиеся защищают проект «Воскресный завтрак для моей семьи», «Влияние правильного питания на организм школьника»; раздел «Интерьер дома» завершается проектом «Кухня моей мечты».
Важно, что у обучающихся есть возможность представить результаты своей работы на школьном, районном и даже городском этапах научно-практической конференции.
По моему мнению, метод проектов – одна из эффективных педагогических технологий, способствующих развитию личностных качеств обучающегося. В образовательном процессе и непосредственно при работе над проектом обучающиеся понимают, что необходимы еще и знания по другим предметам, например, изобразительное искусство для представления эскиза изделия, математика для выполнения расчетов стоимости изделия, физика, химия и биология, которые дают знания о различных процессах и явлениях. Межпредметные связи играют большую роль как на уроках «Технологии», так и при выполнении проекта.
В результате применения проектной технологии обучающиеся помимо основных знаний приобретают более глубокие представления по отдельно выбранной теме, учатся добывать эти знания самостоятельно и пользоваться ими на практике, возрастает мотивация к обучению.
Проектная технология имеет важное значение в образовательном пространстве современного занятия, способствуя организации творческой самостоятельной работы обучающихся.
Проектная деятельность обладает потенциальными возможностями в подготовке школьников к профессиональному самоопределению. Использование метода проектов развивает профессиональную мотивацию, формирует познавательные и созидательные способности школьников.
Главный результат применения метода проектов на уроках технологии - это творчески активные, с широким кругозором обучающиеся, способные определить области, в которых существуют потребности, требующие удовлетворения с помощью проектно-технологической деятельности.