Обобщение педагогического опыта по теме Методы и приёмы развития познавательной деятельности обучающихся
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования учителя русского языка и литературы Никишиной Елены Петровны.
Тема самообразования:
«Методы и приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель работы: создание условий для проявления познавательной активности учащихся.
Пути реализации:
-Через выбор типа и структуры урока.
-Через подбор материала к уроку.
-Через атмосферу урока.
-Через личностную позицию учителя.
Подбор материала.
Одно из средств активизации познавательной деятельности учащихся – вопросы и задания, подобранные учителем. Сила их – в простоте и доступности.
Познавательные задания:
-Составление сравнительных таблиц.
-Составление алгоритмов правил и теоретических сведений.
-Составление простого и сложного планов.
-Составление конспекта.
Творческие задания:
-Изложение.
-Изложение с элементами сочинения.
-Сочинение-описание (человека, животного, предмета и т.д.).
-Сочинение-повествование (рассказ) по заданному сюжету или на свободную тему.
-Сочинение-рассуждение.
-Сочинение по репродукции с картины.
-Сочинение по художественным произведениям.
Контроль.
Самостоятельная работа, проверочная работа, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение, контрольная работа, зачёт, контрольный тест.
Применение карточек:
Для творческих заданий (сравнительные, логически-поисковые, ассоциативно-сравнительные, обобщающие).
Для индивидуальных заданий (репродуктивные, сравнительные, логически-поисковые, ассоциативно-сравнительные, обобщающие).
Для контроля за усвоением знаний(репродуктивные, сравнительные, обобщающие).
Приёмы:
-Фронтальный опрос.
-Индивидуальные задания.
-Работа в парах (со взаимопроверкой и без неё).
-Работа в группах.
Использование компьютерных технологий.
Обширные материалы интернета.
Возможность разнообразить формы урока.
Быстро осуществлять контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся.
Использование исследовательского метода:
- овладение методами научного познания
- творческое усвоение научных знаний
Тип и форма урока.
Стандартный урок (чаще – комбинированный).
Нестандартный урок (урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование, урок-суд, интегрированный урок).
Средства достижения цели.
Использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в результатах своего труда.
Стимулирование школьников (поощрение, похвала).
Достойное и правильное оценивание.
Создание ситуации успеха на уроке.
Личная заинтересованность педагога в успехе урока.
Составляющие активности учащихся на уроке:
- Мотивация.
- Целеполагание.
- Инструментарий.
Работа с одаренными и высокомотивированными детьми.
Подготовила: учитель русского языка и литературы Никишина Е.П.
2014 -2015у.г.
Работа учителя с одаренными детьми сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей учащихся.
Методы работы в урочной деятельности.
1.Своевременное и эффективное выявление индивидуальных особенностей творческих способностей учащихся.
2.Методически правильное построение и эффективная организацияурока (Чем конкретно будет занят каждый ученик на определенном этапе урока).
В уроке все составляющие: и структура, и подбор материала, и психологический климат - очень важны. И, если слабому и среднему ученику достаточным будет выполнение заданий на усвоение и закрепление материала, то сильным этого недостаточно, они хотят знать больше, развиваться, творить что-то свое.
Структура и подбор материала определяются типом урока.
Если это традиционный урок, то на этапе объяснениянового материала сильные дети сами могут выполнить анализ материала для наблюдения и сделать нужный вывод и проговорить его. Кроме этого, новый материал по русскому языку мы часто оформляем схематично (в виде схемы или алгоритма). И эту работу могут выполнить на доске сильные, а иногда и средние ученики. Тем самым они осознанно запоминают новый материал, не зазубривая теории. А когда начинается этап закрепленияизученного, то одаренным детям я предлагаю задания повышенной трудности и обязательно с каким-либо творческим элементом.
Уроки русского языка.
-сочинение по опорным словам с заданными словоформами или орфограммами;
-сочинение по рисунку или картине с орфографически целенаправленным заданием;
-сжатое изложение с орфографической направленностью;
-выборочное изложение с орфографической направленностью;
-списывание с элементами сочинения;
-составление предложений, текста, связного высказывания на данную тему с орфографической направленностью;
-занимательные задания: загадки ,ребусы, кроссворды;
-изложение с лингвистическим заданием;
-изложение с анализом признаков текста;
-изложение с анализом строения текста;
-изложение по трудному для запоминания тексту;
-сочинение по самостоятельно подобранному материалу;
-творческое изложение с составлением плана текста;
-сочинение по теме и основной мысли текста;
-сочинение по собственным наблюдениям и размышлениям;
-сочинение по материалам публицистики;
-изложение с составлением тезисного плана текста и др.
На этапе задавания домашнего задания также учитываю индивидуальные особенности учащихся: одаренным детям даю задания повышенной сложности и исследовательского плана.
На уроках обобщения и систематизации изученного я перед сильными детьми ставлю задачи более высокой степени трудности. На таких уроках проверка знаний учащихся не должна быть механическим повторением ранее изученного, здесь одаренные и высокомотивированные ученики подводят частные явления под общее правило, рассматривают изученные ранее факты в сопоставлении. Поэтому при опросе я даю задания, проверяющие умение сопоставлять, анализировать смешиваемые явления, упражнения классификационного характера, задания, вызывающие ситуацию интеллектуального затруднения. Выполняя такие задания, школьники показывают неплохие результаты. Одаренные дети самостоятельно переносят усвоенные ими ранее знания и умения в непривычную ситуацию, видят новую, неожиданную функцию объекта. Также они, осознавая взаимосвязь явлений языка, его строй, структуру, закономерности, вполне могут раскрыть логику предмета и самостоятельно привести свои знания в систему. Тем самым у школьников формируется диалектическое мышление.
Практика показывает, что это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности мышления, языкового чутья учащихся, на повышение их грамотности, общее развитие детей, пробуждает интерес к предмету.
На уроках анализа контрольной работы (работы над ошибками)
сильные проанали часто помогают слабым ребятам.
Тем самым они воспитывают в себе такие качества:
ответстве самостоятельность, коллективизм, доброту, отзывчивость.
Уроки литературы.
Практически каждый урок литературы строится по методу дифференцированного подхода, так как интерес к литературе ослабевает, дети мало читают (это общая тенденция по стране). Поэтому каждый урок базируется на тех заданиях, которые были заданы на предыдущем уроке. В большинстве своем они разного уровня. Часто я даже комментирую, какое задание на «3», какое на «4», какое на «5». Здесь как раз и идет нагрузка именно на одаренных детей. Но, так как их немного, то с удовольствием выполняют более объемные и сложные задания высокомотивированные дети. Это такие задания, как: доклады, отзывы, мини-сочинения на предложенную тему, устное сообщение на тему, комментарий к репродукции и другие.
Методы работы во внеурочное время.
-Привлечение одаренных детей к участию в школьных, районных, областных, общероссийских конкурсах и олимпиадах, в предметных неделях, в различных тематических мероприятиях.
Перечень творческих работ по русскому языку.
1.Сочинение по репродукции с картины.
2.Сочинение по личным впечатлениям.
3.Сочинение по сюжетным рисункам.
4.Сочинение на предложенную тему.
5.Выборочное изложение.
6.Подробное изложение.
7.Сжатое изложение.
8.Изложение с продолжением.
Перечень творческих работ по литературе.
1.Сочинение-рассуждение по литературному произведению.
2.Сочинение-сопоставление героев литературного произведения
3.Сочинение-анализ эпизода литературного произведения.
4.Реферат.
Выводы по работе с одаренными детьми.
Основной целью дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.
Вывод: Таким образом, дифференцированное обучение способствует повышению интереса к учебе, повышению уровня продуктивной деятельности учеников, создает ситуацию успеха, учащиеся работают над выполнением заданий, соответствующих их возрастным и индивидуальным возможностям. В ритмичной работе у учащихся повышается работоспособность, формируется трудолюбие.
В своей педагогической работе я ставлю цель: повышение качества знаний учащихся.
В том числе и такими методами:
- использование дифференцированного подхода к обучению на всех этапах урока с учетом психологических особенностей учащихся;
- совершенствование методики индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися и детьми с повышенным уровнем интеллектуальных способностей;
- организация на уроках коллективной, парной, групповой, индивидуальной работы.
Обобщение педагогического опыта по теме самообразования учителя русского языка и литературы Никишиной Елены Петровны.
2015 -2016 у.г.
Тема самообразования:
«Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий».
Материал обобщила:
учитель русского языка и литературы
Никишина Елена Петровна.
Кочуново,2015г.
Структура проекта урока в ПДО.
1. Автор проекта
2. Тема урока3. Тип/вид урока
4. Планируемые результаты урока:
Предметные:
Метапредметные:
- Регулятивные УУД:
- Коммуникативные УУД:
- Познавательные УУД:
Личностные:
5. Предметное содержание урока (краткий конспект из 1-2 абзацев текста)
6. Деятельностное содержание урока в виде таблицы (таблица 7):
В разделы таблицы вносятся:
- в раздел 1: действия учителя по созданию условий для формирования проектной/исследовательской компетентности обучающихся (организует, создает, обеспечивает, сопровождает, участвует, консультирует и т.п.);
- в раздел 2: проектные действия учеников: выявляют, формулируют, собирают, обсуждают, объясняют, аргументируют, планируют, реализуют, представляют, оценивают и.п.;
- в раздел 3: элементы конструктора урока - набора приемов педагогической техники или их комбинаций (задания, упражнения, кейсы, игровые, тренинговые элементы, дидактические информационные и иллюстративные материалы) (в технологической карте может быть только указание на номер приложения, сам конструктор вынесен за пределы карты в приложения);
- в раздел 4: средства обучения - медиа и видеоресурсы (презентации, видео – аудиозапись, смарт-доска и т.п.), Интернет-ресурсы, изобразительные средства, использование флипчарта, маркеров, лабораторные инструменты и техника, дистанционный режим, экскурсии, и т.п.;
- в раздел 5: формы организации деятельности учащихся: индивидуальные, групповые (парные, мини-групповые), весь класс;
- в раздел 6: интеллектуальный или материальный результат этапа (уровень мотивации, сформулированная цель, проектный продукт, оценка результатов и т.п.).
7. Домашнее задание
8. Приложения (конструктор урока)
Проект урока русского языка в 7 классе.
Тема урока:
"Дефис между частями слова в наречиях".
Цель: организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся по осмысленному усвоению правила дефисного написания наречий и овладению учащимися способами действий по его применению на предметном материале.
Задачи
предметные:
создать условия для актуализации знаний о правописании наречий через ранее полученные знания об этой самостоятельной части речи;
инициировать действия учащихся по постановке и разрешению проблемы слитного и дефисного написания наречий;
помочь учащимся научиться отличать наречия от омонимичных прилагательных и местоимений с предлогами;
содействовать осмыслению, анализу нового материала и использованию его на практике;
метапредметные:
организовать сотрудничество учащихся в процессе открытия и использования нового;
способствовать формированию умения ставить познавательные цели, искать и выделять нужную информацию;
содействовать развитию стремления слушать и слышать друг друга в совместной деятельности учителя и учащихся, участвовать в обсуждении, принимать решение, делать выводы;
личностные:
предоставить возможности для развития самоопределения, овладение навыками самокоррекции в процессе совместной деятельности.
Оборудование:
Учебник по русскому языку для 7 класса под ред. Н.М. Шанского.
Авторская презентация (составитель Еремушкина Е.Н.) для фиксации и обобщения открытых на уроке знаний, встраивания их в систему ранее изученного по теме "Дефисное написание наречий" (алгоритмы, схемы).
Авторские слайды (Еремушкина Е.Н.) с практическими заданиями для организации деятельности учащихся на уроке.
Структура:
1. Актуализация знаний.
а) Работа в группах, запись словосочетаний в тетрадь.
- Прочитайте, обсудите. Какое задание рационально выполнить. Сгруппируйте. Сколько предполагаете групп? Обоснуйте. Замените словосочетания с зависимыми словами - наречиями с -о и -а на конце:
идти в правую сторону (вправо)
беседовать без стеснения (запросто)
раскалить до красного цвета (докрасна)
расстаться на долгое время (надолго)
переписать окончательно (набело)
вернуться в светлое время (засветло)
начать с самого начала (сначала, снова)
появляться время от времени (изредка)
- Какими знаниями вы пользовались при выполнении задания?
- Каким способом образованы данные наречия? На основании чего вы сделали этот вывод?
б) Самостоятельная работа.
- Что скажите? Что можете предложить?(с обособленным определением и обособленным обстоятельством) по схемам, используя получившиеся словосочетания.
- А можно ли связать эту работу с темой урока? Как?
- Чем интересен и полезен этот пример?
Произведите синтаксический разбор предложений. Поставьте вопросы, решение которых поможет разобраться в грамматическом строе предложений. На что бы вы обратили внимание?
- Какова роль запятых?
- Какова синтаксическая роль наречий?
в) Групповая работа.
- Составьте грамматический робот наречия. Что можно использовать? Какими сведениями о наречии вы уже обладаете? (Самостоятельная часть речи, обозначает признак действия, зависит чаще от глагола, является обстоятельством, отвечает на вопросы как?, куда?, зачем?, ...).
2. Определение темы урока учащимися на основе анализа языкового материала, мотивация, постановка цели, обсуждение способов деятельности.
- Как полагаете, все ли вы знаете о наречии? Проверим, все ли мы знаем? Что мы будем использовать?
Групповая работа.
- Из данного текста выпишите наречия, распределив их в группы. (Должно получиться 2 столбика: слитно и через дефис).
Проверка.
- На основе какого признака вы группировали слова?
- Зачем нам это надо, где пригодится проделанная работа?
3. Открытие новых знаний.
а) Групповая поиск "Где наречия?" Разграничить сходные ситуации, выписать только словосочетания с наречиями, доказать всеми доступными средствами.
- проанализировать данные на доске наречия с точки зрения их морфемного состава (списать в тетрадь, разобрать по составу):
работать по-ударному,
встретить по-дружески,
поступить по-товарищески,
тепло по-летнему,
разделить по-братски,
красив по-весеннему,
во-первых,
в-третьих,
по-немецки.
- Какими средствами вы пользовались?
- Попробуйте сформулировать условие дефисного написания наречий в данном случае.
б) Фронтальная работа (устно): сравнение, вывод.
- Сопоставьте группы словосочетаний. Чем отличаются в произношении и написании зависимые слова обеих групп словосочетаний? Составьте перечень случаев нового написания. Какого?
Идти по осеннему лесу по-осеннему хмурые дни
по настоящему делу по-настоящему испугаться
по праздничному городу одеться по-праздничному
по зимнему пути собраться по-зимнему
по моему мнению сложилось по-моему
- Что будете делать?
- Как ... такие слова с точки зрения лексики?
- Какой ... занимается изучением слов и их лексических значений?
- Укажите грамматические особенности этих омонимов. В каждом случае проиллюстрируйте примерами, выбранными из текста. (В паре).
- Запишите эти группы в тетрадь, озаглавьте столбики и разберите омонимы по составу.
- Разработайте инструкцию для отличения наречия от местоимений и прилагательных? в паре
в) Самостоятельная работа.
-Проанализируйте запись и сделайте выводы о написании наречий. Поробуйте отделить местоимения от наречий, запишите по группам, выделите приставки и суффиксы:
как-нибудь, кому-либо, как-либо, не с кем, не о ком, негде, никак,...
- Зафиксируйте вывод в опоре (самостоятельно). Какие опоры более эффективны?
Проверка фронтальная.
-Чем они отличаются?
- Что в них общего?
- Попробуйте сформулировать вывод о данном случае дефисного написания наречий.давайте попробуем проанализировать.
г) - А теперь вернемся к наречиям, которые вы выписывали из текста в начале урока. Остались ли наречия, с которыми мы еще не работали? Будем с ними работать? Выделите те слова, которые не подходят ни под первое, ни под второе выведенное вами условие, но пишутся через дефис. Что особенного в этой групе слов? (Лексический повтор: чистый, повтор+приставка, повтор+суффикс). Попробуйте записать формулами эти основы. Что повторяется?
Самопроверка и колективный анализ.
-Каково же третье условие дефисного написания наречий?
4. Осмысление и применение новых знаний.
а) Выполнение самостоятельно двух упражнений из учебника. Первое - определить слитное и раздельное написание наречий, записать данные наречия в два столбика, выделяя условия постановки дефиса. Второе - списать текст, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные орфограммы, подчеркнуть как члены предложения наречия и омонимичные слова.
Проверка попарная.
б) Работа в паре.
- Составьте предложения со словами
по-прежнему, по прежнему;
по-новому, по новому;
по-твоему, по твоему.
в) Работа в группе.
-Составьте словосочетания, в которые входили бы слова
1гр. - с суффиксами -ому, -ему,
2 гр. - с окончаниями -ому, -ему.
Проверка, совместная оценка.
5. Обобщение и структурирование знаний. Работа в группах.
а) Составление алгоритма
"Как отличить наречие от других частей речи"(1 гр.),
"Когда наречие пишется через дефис" (2 гр.).
Проверка. Групповая оценка.
6. Контрольно-оценочная деятельность.
Оценить уровень понимания открытого материала, эффективности своей деятельности на уроке. Какие личные задачи ребенок для себя поставит? Какие причины помешали достигнуть поставленных задач? Что надо делать для устранения проблем?
Зрительный диктант по теме "Дефисное написание наречий".
- Записывать только наречия, выделяя изученные орфограммы.
Проверка индивидуальная.
7. Рефлексия.
- Какую задачу мы ставили? Выполнили ли мы ее?
8. Домашнее задание.
-Какое дом.задание вы предлагаете с целью усовершенствования полученных знаний? Какую задачу считаете необходимым поставить на следующий урок? Дома я предлагаю вам выписать из любого текста (1 гр. - художественного стиля, 2 гр. - публицистического, 3 гр. - научного) предложения с наречиями на изученное нами сегодня правило.
Проект урока русского языка в 5 классе.
Тема урока: Повторение и обобщение материала раздела «Имя прилагательное».
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели урока:
Обучающие:
-Обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Имя прилагательное».
-Выявление орфограмм в прилагательных.
-Отработка умения определять синтаксическую роль имени прилагательного в предложении.
Развивающая:
-Развитие умения работать с текстом, находить изобразительно-выразительные средства языка, в основе которых лежит использование имен прилагательных.
-Определение роли прилагательных в речи.
Воспитательные:
-Воспитание в учащихся глубокого уважения к родному языку
-Воспитание в детях чувства прекрасного через стихотворные и прозаические художественные тексты.
-Воспитание у учащихся понимания, как важно быть грамотным.
Задачи (ориентировочная основа) урока.
Познавательные:
-Обобщить знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени прилагательного.
-Умерь грамотно писать прилагательные, находить их в тексте, разбирать слово морфологически, отличать от других частей речи.
Развивающая:
-Выработать умение работать с готовым текстом, а также создавать текст с использованием имен прилагательных.
Воспитательные:
-Обогатить запас слов учащихся, повысить культуру устной и письменной речи.
Оборудование: компьютер, мультипроектор, раздаточный материал на карточках, тесты.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Задача этапа - психологическая подготовка учащихся к уроку. На данном этапе учитель настраивает ребят на продуктивную и интересную работу, на взаимное сотрудничество. Проверяется готовность класса к уроку. Четко определяются требования к уроку. Учитель не сообщает тему урока, а говорит лишь о задачах, которые стоят перед классом (задачи изложены выше, но учитель их озвучивает более просто и доступно).
В дальнейшем ходе урока все предлагаемые задания, вопросы, ответы, выводы проецируются на слайдах (Слайд1- Слайд20).
Разминка.
Затем звучит стихотворный отрывок (Проецируется на слайде)
Слайд1. Со мною ваша речь красива и точна,Когда же нет меня – она, увы, бедна.Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любуюСоцветьем дивных слов легко определю я!
Слово учителя:
- Ребята, о какой части речи сегодня пойдет речь?
Учащиеся отвечают. Слайд2 (На нём написана тема урока).
Учитель: -Да, действительно, на сегодняшнем уроке мы должны повторить все, что узнали о прилагательных, и закрепить умение правильно писать их. Запишите число и тему урока. А как вы об этом догадались? (Предполагается ответ: «Именно имена прилагательные делают нашу речь красивой и точной, об этом есть намёк в стихотворении» - Слайд3.)
Учитель: -Хочу обратить ваше внимание на последнюю строчку приведенного четверостишия. Запишите её в тетрадь. Как вам кажется, что в этой строке особенного? (Здесь использован такой художественный прием, как сравнение – Слайд4.). Попробуйте объяснить, что и с чем сравнивается.
Учащиеся отвечают и сопоставляют свой ответ с тем, что на слайде.
Слайд5. (Имена прилагательные сравниваются «с дивными цветами»).
Слово учителя: - Молодцы, ребята, что увидели этот художественный прием! С красной строки запишите этот вывод, а пригодится вам это на экзаменах в «части С». Вот с такими «дивными цветами», то есть с прилагательными, мы и будем работать сегодня на уроке. И начнем с проверки домашнего задания. Посмотрим, насколько «дивными, ароматными и насыщенными» окажутся составленные вами тексты.
Слайд6- На нём написано домашнее задание.
(Первой группе учащихся нужно было составить прозаический текст (о природе с включением прилагательных. Это должно быть сочинение-миниатюра на 0,5 страницы.
Вторая группа выполняла похожее задание, только текст должен быть стихотворным.
Кроме того, обе группы должны были подчеркнуть в придуманных вами текстах имена прилагательные как члены предложения и указать их форму (время, лицо, число), произвести морфологический разбор одного прилагательного.)
2.Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется следующим образом. От каждой группы выступают по 2 ученика со своими текстами (ребята заранее решают, кто будет выступать). Они читают заголовок текста, объясняют его, затем выразительно читают сам текст. Называют имена прилагательные, употребленные в тексте, указывают их форму.
Затем представители из противоположных групп высказывают своё мнение о прослушанных текстах. Выставляют предполагаемые оценки.
Слайд7- На нём вопросы - «помощники»:
-О чем текст?
- Понравился ли вам текст, если да, то чем?
-Насколько он ярок и красочен?
-Какая часть речи помогла его сделать таким?
Учитель при выставлении оценок за домашнюю работу обязательно учитывает мнение детей, чтобы эта работа (оценивание друг друга) не была «пустым звуком».
3.Закрепление и повторение изученного.
Слово учителя: -Ребята, чтобы урок не был скучным, я приготовила для вас различные занимательные задания. Предлагаю небольшую игру «4-ый лишний» .Слайд8 1Задание. Назвать 4-е лишнее: светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький, белый, белизна, бел, белый-пребелыйВывод: на Слайде9: Лишними оказались слова розоветь и белизна. Это не прилагательные.
2Задание. Повторение теории по типу «Ромашки» (дети по очереди выходят к доске, отрывают лепесток ромашки, читают вопрос и отвечают на него).
- Что обозначает имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает?
-Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
- Какие прилагательные пишутся через дефис?
- Что вы знаете о кратких именах прилагательных?
- Как пишутся прилагательные с основой на шипящий?
- Для чего нужны прилагательные в речи?
- Расскажите о правописании окончаний имён прилагательных.
Ответы на вопросы показаны на Слайде10.
3Задание (Слайд11) Распределительный диктант: Распределите словосочетания в три столбика.
Гласные в падежных окончаниях прилагательных Правописание кратких прилагательных с основой на шипящий Правописание сложных прилагательных
Волшебными песнями, красно-розовый закат; ветер свеж, стройных берез, в лунном сиянии, песок сыпуч, серо-голубое небо, пирог горяч, в дальнюю дорогу, газ горюч, бело-розовый зефир, ветер жгуч, летней погоде, светло-жёлтый луч, сине-зелёные ели
4Задание (Слайд12) Синтаксический разбор предложения: Большая белая шапка упала с дерева и осыпала кусты снежной пылью4.
К доске вызывается один учащийся, он записывает предложение, разбирает его синтаксически, даёт характеристику. При выполнении задания комментирует вслух то, что делает.
Затем на слайде дается правильный ответ и ученик может сам себя проверить.
5Задание(Слайд13) Морфологический разбор имени прилагательного: Солнце залило всю окрестность ярким3светом. Проводится как самостоятельная работа.
Через несколько минут ребята могут себя проверить, сравнив свою работу с тем, что дано на экране.
6 Задание. Работа с текст (Слайд14). Читает учитель.
Наступила весна. Побежали ручейки и запели песенку. Солнце появилось на небе. Оно опустило лучи на землю. А в лесу запели птицы.
Слово учителя: - Ребята, вам понравился этот рассказ? Не очень!? А как украсить текст, который мы видим? Конечно же, при помощи имён прилагательных!
Учащиеся подбирают подходящие прилагательные, например: говорливый, веселые, яркое, теплые, озорная, долгожданная, прозрачный, лазурное, влажная, счастливые. Затем текст записывается с прилагательными.
Слово учителя: -Что вы сделали при помощи прилагательных? –Как называют такие слова? –Какого стиля получился текст?
Звучат ответы детей (Слайд15) Украсили текст. Эпитеты. Текст художественного стиля.)
Учитель: - Верно. Вы украсили текст, сделали его ярче, «наряднее». Вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем. Итак, зарядка!
Физкультминутка.
Деревья (какие?) высокие (тянемся вверх)Травка (какая?) маленькая (тянемся вниз)Просторы (какие?) необъятные (разводим руки в стороны)Друзья (какие?) верные (поворачиваемся к соседу)Мы (какие?) умные, успешные (наклоны головы вправо, влево)Глазки (какие?) зоркие (вращение глазами)
7Задание.Слайд16. Самостоятельная работа
Ветерок спросил, пролетая:Отчего ты, рожь, золотая?А в ответ колоски шелестят:«Золотые руки растят!».
Задание. Записать текст, который дан на доске. Найти в нем прилагательные с переносным значением и подчеркнуть как члены предложения. Объяснить переносное значение имён прилагательных.
4.Рефлексия.
Учитель задает ученикам вопросы Слайд17.
- Что мы на уроке повторили? (Роль прилагательных в речи, орфограммы, морфологический разбор прилагательного, эпитеты, сравнения, стиль текста)
- Всё ли вам понятно?
- Что в уроке вам понравилась больше всего?
- Кто на уроке был самым активным?
- Все научились отличать имя прилагательное от других частей речи?
- Согласны ли вы, что имя прилагательное – удивительная, «волшебная» часть речи? -Почему вы так считаете?
Возможно составление синквейна: Урок интересный, полезный.
Думаешь, творишь. Век живи – век учись.
5.Итоги урока. А сейчас предлагаю выполнить небольшой тест и самим себя проверить. (Тест показан на экране- Слайд18) 1) Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает: а) предмет, б) признак, в) действие, г) количество.
2). Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные, запишите эти слова.
а )медленные, верное, желтизна, белеть;
б) быстрый, умная, радостное, серые;
в)громкий, скромность, длинный, весеннее;
г)улыбаться, снежное, светлый, красивые.
3). Какого признака нет у прилагательного?
а) времени,
б) числа,
в) рода,
г)падежа.
4).Какое прилагательное может быть использовано в художественном тексте, а какое является стилистически нейтральным?
а) дивная,
б) дрянная,
в) холодная,
г)скверная.
Тест ученики проверяют сами, ответы даются на Слайде19.
Учитель: -Ребята, я сегодня очень довольна вашей работой на уроке. Все были активными. Хочу подвести итог урока и поставить вам оценки. Подайте дневники! (Учитель комментирует и выставляет оценки).
6.Домашнее задание (с комментарием учителя) - Слайд20.
1.Повторить орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное» на с.86;89;92.
2.Поработать с текстом: Хорошо пахнет в весеннем лесу. Золотистыми пуховками распустились кустики вербы. Бархатной зеленой травкой покрываются поляны. Звонко выстукивает весеннюю дробь барабанщик- дятел. Весело, радостно играют у столетней гигантской сосны проказницы- белки.
Учитель: - На дом вам дан текст. Вы должны с ним поработать.
1). Озаглавьте его.
2). Найдите в нём все прилагательные, подчеркните их как члены предложения, выполните морфологический разбор 2-х любых из них. Найдите в тексте эпитеты и сравнения, выпишите их.
(Текст «В весеннем лесу», который задан на дом, показан на экране, и учитель его озвучивает. Каждому ученику текст с предложенными заданиями даётся на дом в распечатанном виде.)