Статья на тему Интегрированный урок музыки и литературного чтения как способ всестороннего развития ребенка


Интегрированный урок музыки и литературного чтения как способ всестороннего развития ребенка
Одной из актуальных проблем сегодняшнего дня является всестороннее развитие ребенка на интегрированном уроке музыки и литературного чтения. Она актуальна из-за возникновения новых социальных запросов, которые предъявляются к школе, и обуславливается изменениями, происходящими в сфере науки. Важно учесть и тот факт, что мало разработаны интегрированные уроки музыки и литературного чтения в начальной школе, и к тому же изложены противоречиво. Возникают немало расхождений среди учёных по поводу такого урока. У учителей начальных классов насчет этого вопроса нет более точных методических рекомендаций. Поэтому он решается ими на эмпирическом уровне.
Интегрированный урок - это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность [1, 11].
Учитель, проводив интегрированный урок музыки и литературного чтения, помогает прежде всего детям соединить получаемые знания в единое целое и повышает интерес учащихся к предметам. Неплохо бы вспомнить, какое связующее звено у музыки и литературного чтения. Литература – это и есть искусство слова. Слово, как нам известно, состоит из звуков. А уже из звуков создаётся музыка. Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит сказки, романы, повести. Во время такого урока появляется возможность индивидуальной работы с каждым учащимся, помочь им сразу же преодолеть возникшие трудности, а также видны все ошибки, совершаемые тем или иным учеником. Учитель должен дать, в нашем случае на интегрированном уроке музыки и литературного чтения, возможность ребенку самореализоваться. Тем самым, ученик сможет выявить и развить свои задатки, способности, склонности, интересы, учиться познавать самого себя, развивать мышление, воображение и фантазию. Другими словами, идет всестороннее развитие личности учащегося. Именно в начальных классах это в значительной степени имеет большое значение.
Музыка положительно воздействует на детей и вообще на их всестороннее развитие. Его музыкально-эстетическое сознание будет развито лишь благодаря музыке. Очевидно, что это не пройдет бесследно в дальнейшем развитии ребенка, его последующего духовного становления. Благодаря музыкальному развитию у ребенка обогащается эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, умение переживать и чувствовать музыку, что помогает воспитать такие качества, как отзывчивость и любовь к прекрасному. Стоит развивать ребёнка музыкально. Таким образом, происходит становление гармонично развитой личности ребенка, а это, надо заметить, очень важно.
Ни для кого не секрет, что роль литературного чтения в развитии личности ребенка велика. Литературные произведения развивают грамотную правильную речь, увеличивают словарный запас, развивают общеучебные навыки и умения, способствуют духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Это особенно важно для детей, так как у них в младшем школьном возрасте формируется система моральных ценностей и картина мира. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы значительно влияют на умственное, интеллектуальное, творческое, психологическое развитие ребенка-школьника.
2015 год в России считается годом литературы, а в Чувашии - годом Константина Васильевича Иванова, так как 27 мая исполнится 125 лет со дня рождения поэта. В связи с этим хотелось бы в данной статье упомянуть несколько слов о чувашском поэте, классике чувашской литературы Константине Васильевиче Иванове.
К. В. Иванов оставил большой вклад во всей чувашской культуре. Его творчество - источник вдохновения для других поэтов, художников, композиторов, режиссёров.
Он любил детей и, соответственно, писал для них много сказок, стихов, песен. Сказка в стихотворной форме «Две дочери», написанное им, является одним из самых любимых и известных произведений среди чувашских детей. Стихотворения «Времена года», «Осень», «Колыбельная», «Ласточка» написаны поэтом в 1910 году. По просьбе Ивана Яковлевича Яковлева поэт начал работу по оформлению чувашского букваря. Надо отметить, что он сам писал стихотворения для "Букваря".
Константин Васильевич Иванов своим многогранным и уникальным талантом сделала многое для духовного, нравственного, интеллектуального развития детей. Он способствовал всестороннему развитию ребенка.
Константин Иванов живёт в наших сердцах. Его произведениями восхищаются и в наши дни.
Интеграция же уроков музыки и литературного чтения окажут огромное влияние на всестороннее развитие школьника. За время прохождения практики в начальной школе мы убедились в этом. Такие уроки наиболее эффективные, интересные для педагога и для детей. Стоит обратить внимание на то, что интегрированные уроки музыки и литературного чтения имеют творческую направленность. Это проявляется в следующем: ребенок, слушая музыку, слышит то, что в ней содержится, что задумано композитором и заложено исполнителем. Тем самым у него создается собственное творческое воображение. К творчеству исполнителя и композитора присоединяется еще и творчество слушателя. А использование на уроке музыки литературного чтения в большей степени влияет на формирование носителя нравственных качеств и культурных ценностей, способного к умственному труду человека с материальными и духовными потребностями, обогащает эмоциональные впечатления и развивает эстетические чувства. Интеграцию уроков музыки и литературного чтения формирует у ребенка целостная картина мира, идет более прочное усвоение знаний, появляется интерес к поисковой и исследовательской деятельности. Таким образом учащийся всесторонне развивается.
Если же допустить самостоятельность уроков музыки и литературного чтения или даже их слабую связь, то у учащихся, возможно, пропадет интерес к изучению этих предметов, внутренней потребности включения в учебную деятельность, позитивного настроя на работу на уроке. Поэтому могут возникнуть серьёзные трудности во всестороннем развитии школьников.
Однако и от учителя требуется многое: дополнительной подготовки, больной эрудиции, высокого профессионализма. Разрабатывая интегрированный урок музыки и литературного чтения, учитель должен учитывать: цель урока, выбор объектов информации, нахождение фактора для объединения разнопредметной информации, создание новой структуры курса, функционального назначения знаний, переработка содержания. Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, как наиболее эффективно достичь результатов на таком уроке. Учитывая специфику интегрированных уроков, новая информация, передаваемая учителем, должна быть, без сомнений, занимательной, интересной, связанной, вызывающей набольшую активность детей.
При проведении интегрированных уроков музыки и литературы учителем ставятся следующие задачи: расширять знания; прививать интерес литературным и музыкальным произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение ориентироваться в прочитанном; развивать речь учащихся, умение общаться с собеседников; развитие вокально - хоровых навыков, творческого воображения, познавательного интереса.
Учитывая, какие задачи ставятся при проведении интегрированного урока музыки и литературного чтения, можно прийти к выводу, что такой урок позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный уровень, снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Это способствует формированию всесторонней развитой личности.
Единым стержнем музыки и литературы является интонация. И в разговорной литературной речи, и в музыке есть огромное разнообразие интонаций.
Итак, проведение интегрированного урока музыки и литературного чтения благоприятно влияет на всестороннее развитие ребенка. Это проявляется в том, что и музыка, и литературное чтение помогают учащимся самореализоваться, интеллектуально, духовно и нравственно развиваться. На таком интегрированном уроке дети увидят и поймут, как и чем связаны музыка и литературное чтение. Тем самым они обогащают свои знания.