Доклад на тему: История и культура каждого народа — жемчужина на ковре цивилизации.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №66 Г.ТОМСКА
Доклад на тему:
«История и культура каждого народа
- жемчужина на ковре цивилизации.»Курбанбаева Алиса ЗинатовнаПедагог дополнительного образования
Томск 2014
История и культура каждого народа
- жемчужина на ковре цивилизации.Стоит деревня наша на горке некрутой. Родник с водой студеной от нас подать рукой. Мне все вокруг отрадно, мне вкус воды знаком, Люблю душой и телом я все в краю моем.
Я многое увижу, — ведь жизнь еще длинна, И ждет меня, наверно, дорога не одна. Но только, где б я ни был и что б ни делал я, — Ты в памяти и сердце, родная сторона!
В своё время в 1603 г. беды подступили к порогу земель Тояновых. Эуштинские земли обложили враги из Кыргызского племени и Джунгарского ханства. Тоян понял — надо спасать земли и народ свой. Враги сжигали дома, угоняли скот, грабили. Зимой 1604 г. Тоян едет в Москву к Борису Годунову. Преподнес он в подарок соболей, горностаев, бобров и стал просить его защиты., Царь Борис Годунов торжественно встретил князя в палатах московского Кремля - принял челобитную и велел город поставить на земле князя Тояна и от недругов его народ "беречи и льготить". Одаренный подарками князь, погостив недолго в Москве, тронулся по зимнику со свитой и посыльным с царскими грамотами в обратный путь. В одной из грамот, адресованной сургутскому воеводе Головину, было повеление - провести разведку во владениях Тояна и выбрать место под строительство города.
И уж 25 марта 1604 г. 200 казаков из сибирских крепостей под началом Гаврилы Писемского и Василея Тыркова отправились в земли Тояна Эрмашетова. Воеводы вместе с Тояном приняли решение, о том что мыс подходит под городское строительство. С трех сторон труднодоступен, обрывист. С юга почти река подступает — путь для судов открыт и мельницу поставить можно, и рубеж водный от неприятеля. Только северная сторона открыта для кыргызских коней, так ее перегородить недолго. Мыс тот равен, стены городские ставить удобно, боры вековые его обложили, лес под строительство готовить недалеко.
Прибыв на место, казаки и стрельцы, не теряя времени, занялись строительными работами по возведению деревянной крепости. Следует отметить, что в то время на Руси не знали о таких инструментах как пила и рубанок. Все плотницкие и столярные работы производились при помощи топора, а все соединения деревянных деталей осуществлялось без единого гвоздя. Вот и томский острог строился по такой же технологии. Благодаря помощи местных жителей (татары, остяки и др.), работы шли быстро и за лето острог в основном был возведен, а окончательное строительство было завершено 27 сентября (7 октября) 1604 г. - эта дата стала считаться днем основания города Томска, который дал свое имя одному из славных полков русской армии.
Первое впечатление русских подданных о местных жителях . «…Народ на вид вроде бы памятный – мужчины коренастые, смуглолицые, черноглазых больше, но есть и сероглазые. Одеты в нагольные шубы шерстью внутрь, в катаную обувку под вид бескаблучных сапог; рукогрейки теплые, штаны ровдужные (род замши)…Женщины и девки племени многокосы, миловидны, носят большие серьги в ушах, а по одежи навешивают одекуй (бисер) и жемчуг азиатский, драгоценные камни, у кого что есть»1 - это описание моего народа начала 17 века содержится в книге Сергея Заплавного «Рассказы о Томске». Мой народ носит гордое имя татары. Мои предки родом из татарского села Эушта. Село Эушта интересно тем, что до сих пор сохранило национальный колорит и традиции.Эуштинские татары – представители коренного населения томской области. Самоназвание: яуштинцы, яушта, еуштинцы, гаустинцы, яушталар. Вместе с чатами и калмыками входят в состав томских татар. Численность эуштинцев составляет 300 – 400 человек. Эуштинский народ в основном проживает в низовьях реки Томи в районе города Томска. Историко – культурный центр расселения народа – деревня Эушта. Особенно близки эуштицы к чатам.
Практически сразу за переходом в русское подданство «Пегой Орды», в 1603 году к нарымскому воеводе обратился с просьбой о принятии в подданство князь небольшого рода — еушталар Тоян. Его род жил в низовьях притока Оби — Томи.
По первым временам русского завоевания Сибири таким добровольцам оказывалась высокая честь. Князь совсем небольшого рода Тоян был пропущен в Москву, где подал царю Борису Годунову челобитную. 25 марта 1604 года Тоян просил принять его и улусных людей, всего до 300 человек, в русское подданство. Князь проявил верноподданническую инициативу. Он сообщил, что поможет русским покорить другие народы, которые жили по притокам Оби — Томи и Чулыму: чатских татар и телеутов, живших выше по Оби, и кыргызов, чьи владения находились по другому притоку Оби — Чулыму. Тоян также выразил желание помочь русским построить город на удобном месте в своей земле. В награду за свои труды Тоян попросил для себя и своего улуса освобождение от ясака.
Милость Тояну была оказана, и он стал русским подданным, не внося ясак в казну .Русские своим закреплением в Притомье целиком и полностью обязаны князю Тояну. Он позволил построить в своих владениях Томск, который потом более чем на сто лет стал базой для русского продвижения в верховья Оби, в Кузнецкую котловину. Князь Тоян, конечно, преследовал свои цели. Он за сравнительно невысокую плату получил покровительство и защиту достаточно сильного государства, могущего бороться с агрессивными соседями Тояна. Русские же за небольшую плату получили выгодный плацдарм для наступления на богатые области Саяно-Алтая. Из Томска, стоящего почти в стрелке Томи и Оби, можно было контролировать верховья Оби, верховья Томи с Кузнецкой котловиной и Причулымье с Толы-Хоорай (союз кыргызских княжеств) в верховьях.
Русские проявили большую неблагодарность по отношению к князю Тояну. Он забыт. Нет в Томске ни улицы имени Тояна, ни бронзовой статуи татарского князя в собольей дохе, который показывает русскому атаману место для строительства города. Не выбиты на постаменте исторические слова князя о том, что он поможет объясачить еще и другие окрестные народы.
Странно, почему советская, марксистко-ленинская историография Сибири совершенно не обратила внимания на эту выдающуюся фигуру. Ведь князь Тоян почти идеально подходил под типаж «добровольно присоединившегося»! Он и роль прогрессивную русского подданства понимал, и был стихийным интернационалистом. Это большое упущение, которое надо поставить сибирским историкам на вид. Надо с них взять социалистическое обязательство написать большую, капитальную монографию о князе Тояне и его исторической роли в присоединении Сибири к России.
Этот пример показывает, насколько топорно сделан миф о добровольном присоединении Сибири к России. Настолько, что даже были упущены примеры действительно добровольного присоединения. В «Истории Сибири с древнейших времен до наших дней» Тояну не нашлось места.