План-консрект урока по окружающему миру на тему: «Почему Луна бывает разной»
План-консрект урока по окружающему миру на тему:
«Почему Луна бывает разной»
Цели:
- формировать представление о Луне как спутнике Земли
-познакомить с причинами изменения внешнего вида Луны
-рассказать о способах изучения Луны учёными
Планируемые результаты:
-учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем
-формировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны
Оборудование:
-презентация урока в программе PowerPoint
-у учащихся - цветные карандаши.
Ход урока.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент -Здравствуйте, ребята.
Проверьте свою готовность к уроку. Мотивация к учебной деятельности - Прочитайте пословицу. Что она означает? -
Актуализация изученных знаний -Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке?
-Проверим, как вы усвоили данный материал: На партах у вас лежат карточки с определениями солнца и луны. Дополните их.
-Проверка. -Про солнце и звезды.
Подведение к новой теме -На прошлом уроке мы с вами путешествовали на солнце и на звездах вместе с лунной пчелой – Лунтиком. Он обещал рассказать нам о своем доме.
Видео
-Просмотрите видео и скажите, где он родился?
-Значит куда, мы с вами отправимся?
-Прочитайте стихотворение про луну, и что особенного о луне говорится в нём?
Какой вопрос возникает?
-Какую цель на уроке можно поставить? -На луне.
- В путешествие на луну!
-Что луна может быть разной.
-Почему луна бывает разной?
-Узнать, что такое луна.
Ответить на вопрос «Почему луна бывает разной?»
Изучение нового материала Как вы думаете, чем является луна по отношению к земле?
Луна – это единственное небесное тело, в отношении которого никогда и ни у кого не было сомнений, что оно вращается вокруг Земли. Ещё в Древней Греции учёные создали теорию движения Луны, и даже научились предсказывать Солнечные и Лунные затмения. Лунный календарь появился и того раньше: древние шумеры пользовались им уже около 2500 года до н.э.
-Разделимся на группы, выберите одного ученика, который будет главным.
Вспомним правила работы в группе:
Достаньте из конверта №1, даны предложения, соберите его в текст. Главный из вашей группы расскажет этот текст.
Текст №1 Происхождение
Откуда же взялась так хорошо известная, привычная и давным-давно знакомая нам Луна?На сей счёт было много интересных гипотез. Считается, что давным-давно небольшая планета размером с Марс столкнулась с Землёй. В результате страшного столкновения значительная часть вещества Земли была выброшена на околоземную орбиту и впоследствии сформировала Луну.
Текст№2 Строение и поверхность
Луну можно поделить на несколько слоёв (как и все планеты Солнечной Системы). В самом центре находится твёрдое железное ядро, покрытое расплавленной оболочкой, состоящей из железа. Вокруг ядра находится частично расплавленный пограничный слой, а затем идёт толстый слой каменной мантии.Самый верхний слой Луны называется корой. Во времена окончательного формирования планет солнечной Системы мантия Луны была жидкой, и особо крупные метеориты, пробивая Лунную кору, вызывали вытекание магмы на поверхность.
Физминутка Закрепление Подведение итогов.
Рефлексия Вспомним, что вы уже знаете о Солнце и звёздах (слайд 1, 2)
- Кто из вас видел Луну? (нарисуйте на листочке какую вы видели Луну- несколько учеников у доски) (слайд 4)
- Почему она такая разная? (Ответы детей )
- Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
-Прочитайте тему урока. (слайд 5)
4. Работа по теме урока.
а) Беседа, работа по учебнику.
- Кто знает , чем является Луна по отношению к Земле? (это спутник Земли)
-Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка – схемы на стр.34 (ответы детей)
- Как изменяется внешний вид Луны? (слайд 4)
Ещё в древности люди заметили, что Луна всё время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она- серп, который назвали месяцем. Люди не могли это объяснить и придумывали сказки, легенды, миф. Послушайте одну такую сказку (слайд 6)
- Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны. Этот секрет в том, как она светит. Солнце- это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна
-Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на стр.33 (слайд 7)
-Что же делает Луна? (Она отражает лучи и посылает их на Землю)
-А может ли Луна сама испускать свет?
Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту её часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по - разному освещает Луну. Поэтому нам кажется, что её форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.
б) Выполнение работы в рабочей тетради. ( стр.22)
- Рассмотрите рисунки. Найдите рисунок, на котором правильно показаны Земля и Луна.
-Обоснуйте свой ответ. Отметьте рисунок галочкой.
5. Физкультминутка.
6.Работа по теме урока. Продолжение.
а) Моделирование.
- Какую форму имеет Луна. Рассмотрите рисунок и выполните модель Луны из пластилина.
б) Беседа.
- Муравьишка с Мудрой черепахой также рассматривали Луну.
А каким прибором они пользуются. ( слайд 8)
- Посмотрим на поверхность Луны, что мы там можем увидеть? (слайд 9)
- Как учёные ещё изучают Луну? ( слайд 9) Люди сами побывали на Луне, а ещё изучение Луны происходит с помощью лунохода. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днём стоит жара, а ночью - мороз.
Луна движется вокруг Земли и обходит её кругом за месяц. Луна – это естественный спутник Земли.
- А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля)
в) Выполнение работы в рабочей тетради.
№2(стр.23) Работа в группах.
- Представьте, что вы отправляетесь в путешествие на луноходе. Нарисуйте его модель. (Защита моделей луноходов)
г) Творческая работа.
-Послушайте несколько советов улетающим на Луну. ( слайд 10)
- Могут ли люди жить на Луне?
7. Рефлексия.
- Ученики отвечают на вопросы учебника. ( слайд 11)
- Оцените свои достижения на уроке. ( с помощью знаков)
8. Подведение итогов.
-Вспомните учебную задачу урока. Смогли мы её выполнить?
- Что сегодня на уроке вам запомнилось?
- Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?
- Покажите свои модели Луны.
Рекомендации для занятий дома.
Наблюдайте за Луной и записывайте свои наблюдения в научный дневник. Составьте рассказ о путешествии на Луну.( слайд12)