Спортивно-развлекательное мероприятие Зов тундры

развлекательное мероприятие
«Зов тундры»



Яр Ирина Викторовна,
воспитатель
Возраст детей: 12-13 лет




















2013 г.

Цели мероприятия:
Образовательная: обобщить и углубить знания детей о промыслах, о взаимосвязи человека и природы
Развивающая: развивать быстроту, находчивость, ловкость воспитанников
Воспитательная: прививать любовь к родному краю, воспитывать уважительное отношение к традициям и обычаям коренных народов Севера.
Задачи мероприятия:
- способствовать сплочению детского коллектива, воспитанию чувства взаимопомощи и взаимовыручки;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- способствовать формированию коммуникативных навыков воспитанников.


Участники мероприятия: 2 команды воспитанников по 6 человек
Оборудование: картон, шарики, удочки, рыбки, лыжи, валенки.
Оформление: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение
Место проведения мероприятия: спортивный зал

Ход мероприятия:

( Входит воспитатель, дети сидят по обе стороны зала)
Тундра! Снежные дали без края –
Серебристый песцовый мех.
Без меня проживешь ты, знаю,
Без тропинок моих и вех.
Тундра! Тундра! Вот я, наверно,
Без тебя прожить не смогу!
( Алексей Пичков)

Слово воспитателя: Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Я - хозяйка тундры! Наше мероприятие я начала с отрывка стихотворения Алексея Пичкова о тундре.
Тундра! Тундра! Вот я, наверно,
Без тебя прожить не смогу!

Так, наверно, может сказать каждый из нас, кто родился и вырос на Ямале.
Вы, как коренные жители тундры, знаете, насколько сурова, и порой не предсказуема природа Севера. Природа и сама жизнь готовит нам испытания. И, тем не менее, наш край - красивое и необычное место на земле, но выжить в ней одному трудно, без поддержки и взаимовыручки.
Сегодня, я, как хозяйка тундры, хочу посмотреть, насколько вы готовы к жизни в этих суровых условиях. Наше мероприятие называется «Зов тундры». Вы поделились на две команды - команда «Хищников» и «Травоядных». В качестве отличительного знака вы имеете эмблемы.
1 этап: Прежде чем мы начнем испытания, я проверю, насколько хорошо вы знаете свой родной край. В тундре длинная, холодная зима и короткое лето. Но живет и трудится здесь сильный, выносливый народ: ни почем им полгода темной ночи, ни снег, ни вьюга, ни мороз.
Вопрос: А знаете ли вы, какие коренные национальности проживают на Севере?
(ответы детей: ненцы, ханты, манси, коми, селькупы, зыряне).
Вопрос: Какие главные промыслы в тундре?
(ответы детей: оленеводство, рыболовство, охота). Молодцы!
Чтобы выжить в тундре, нужна сообразительность, находчивость и ум. Сейчас проверим, насколько вы эрудированны. Я буду задавать вам загадки, отвечать нужно будет не хором, а, подняв руку, чей ответ будет правильным, тот заработает для своей команды либо «косточку», либо «гриб».
Я желаю вам успехов! Итак, начнем!
Олень от них убегает – а они не отстают. (Нарты)
Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный. ( Хорей)
Летом – серая, зимой - белая. (Куропатка)
У порога чума доброе существо рычит. (Собака)
Великан полгода спит. (Медведь)
В ночь беззвездную до чума
кто добраться вам поможет?
кто разыщет путь по ветру,
если в тундре бездорожье? (Олень)
Летом, красным сукном одета, на одной ножке стоит. (Морошка)
Цветная занавеска ночное небо закрывает, а в тундре от неё светлее становится. (Северное сияние)
С неба летит – пляшет. Всё, что есть в тундре, - прячет. А в чум попадёт - плачет. (Снег)
Белые олени - без рогов и копыт - по голубой тундре кочуют, серебристый ягель ищут. (Облака).

Молодцы! Вы хорошо справились с этим испытанием, перейдем к следующему.
2 этап: Природа тундры очень разнообразна: озера, холмы, реки, овраги, но встречаются места, где каждый неверный шаг может стоить жизни.
Вопрос: Как вы думаете, что это за места? (ответы детей). Правильно, это болото.
Задание: Вам нужно будет перейти болото по кочкам, которыми будут служить эти листы. Для начала нужно обеими ногами встать на одну кочку, а другую положить перед собой на некотором расстоянии, затем переступить на нее, а ту, на которой стояли раньше, опять переставить перед собой и так далее. Дойдя до цели, вы берете со стула в качестве награды - «Хищники» - кость, а «Травоядные» - гриб. Таким же образом возвращаетесь к своей команде и передаете эстафету следующему игроку.
Итак, возьмите листки бумаги, начали! (дети выполняют задание)
Вы отлично справились с этим испытанием.
3 этап: Как вы уже говорили, одним из промыслов жителей тундры является охота. Сейчас посмотрим, кто из вас лучший охотник. Перед собой вы видите цели, для «Травоядных» - гриб, а для «Хищников» - кость.
Задание: Вам необходимо надуть шарик, прицелиться и выстрелить им в намеченную цель. Ваша задача - попасть только в свою цель. Точное попадание в цель принесет вашей команде косточку или гриб.
Вы отличные охотники, меткие стрелки. Эти навыки вам всегда пригодятся в тундре.
4 этап:
Вопрос: Что является одним из древнейших промыслов жителей севера? Правильно, рыболовство.
Вопрос: Ребята, назовите, пожалуйста, какие рыбы обитают в реках и озерах Ямала? (ответы детей). Правильно!
Вы хорошо знаете породы рыб, обитающих на севере. А сейчас мы проверим, умеете ли вы добывать рыбу. Каждой команде я даю удочку, с помощью которой, каждый участник должен поймать одну рыбку, чья команда быстрее справиться с заданием, получает косточку или гриб. Вы отлично справились и с этим испытанием!
Я убедилась, что вы умело забрасываете удочки, проявили быстроту, сноровку, умеете работать в команде, переживаете и поддерживаете друг друга.
5 этап: В тундре живет гостеприимный и добрый народ, они часто принимают гостей и ездят в гости сами.
Представьте себе, что сейчас вам нужно будет добраться из одного «стойбища» в другое, а вокруг очень много снега и добраться пешком будет сложно, поэтому мы сделаем это на лыжах. Задание: Ваша задача надеть лыжи и как можно быстрее добраться до стула, обойди его, вернуться к команде и передать эстафету следующему игроку команд, и так далее. Чья команда пройдет испытание быстрее, заработает для команды гриб или кость.
С испытанием обе команды справились потому, что вам не раз приходилось ходить на лыжах.

Рефлексия: Итак, подошло к концу наше мероприятие «Зов тундры».
- Ребята, можно ли в тундре выжить одному?
- Какими качествами должен обладать житель тундры? (Он должен обладать крепким здоровьем и духом, вести здоровый образ жизни, знать и придерживаться традиций и обычаев своего народа).
Обе команды достойно справились со всеми испытаниями. И я, как хозяйка тундры, могу с уверенностью сказать, что вы готовы к жизни в суровых условиях и много знаете о своем родном крае. А сейчас давайте подсчитаем количество набранных вами грибов и косточек. По итогам всех испытаний победителем стала команда Вспомним правила честной игры:
Выиграл – не задавайся! Проиграл – не обижайся!
В заключение нашей встречи я хотела бы вам пожелать:

Любите родную природу Озера, леса и поля Ведь эта же наша с тобою Навеки родная земля!
На ней мы с тобою родились. Живем мы с тобою на ней. Так будем же, дети, все вместе Мы к ней относиться добрей.











15