Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 6 класса, рассчитана на 35 часов.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа «Земля родная»
«Рассмотрена на заседании МО»
Руководитель МО______Кулагина Л.Н.
Протокол № от «___»________2017г.
«Рекомендована к утверждению НМС»
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ «Земля родная» __________ /Дубоневич В.Н.
Протокол № от «___»___________2017г.
«Утверждена»
Директор МАОУ СШ «Земля родная»
_____________/ С.Н. Боцян
Приказ № от «___» _______2017г.
Рабочая программа по ОБЖ
Учитель: Мальков Сергей Владимирович
Год реализации программы: 2016/2017 учебный год
Класс: 6б, 6в, 6г, 6д
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании Комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О
Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 7-е изд., – М.: Просвещение, 2011
« » мая 2016 г.
_______________________
(подпись учителя)
г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»
для обучающихся 6 класса, рассчитана на 35 часов.
В основу рабочей программы положена Комплексная программа общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О
Программа разработана с учетом комплексного подхода к формированию у обучающихся современного уровня культуры безопасности и
подготовки их к военной службе при модульной структуре содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Учебник: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений 7-е изд., – М.: Просвещение, 2011
Программа направлена на достижение следующих целей:
· усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиямв условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе
жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
· развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
· формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
· воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
· развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в
конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей
Задачи:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих
возможностей.
Принципы:
· постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе;
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
· учет основных закономерностей развития теории безопасности;
· интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
· направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
Содержание программы
Раздел 1. Безопасность человека в природных условиях
Глава I.Подготовка к активному отдыху на природе
Природа и человек. Ориентирование на местности. Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Подготовка к выходу на природу. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Определение необходимого снаряжения для похода
Глава II. Активный отдых на природе и безопасность
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе. Подготовка и проведение пеших походов на равнинах и горной местности. Подготовка и проведение лыжных походов. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. Велосипедные походы и безопасность туристов
Глава III. Дальний и выездной туризм, меры безопасности
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме Акклиматизации человека в различных климатических условиях. Акклиматизация человека в горной местности. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом.
Глава IV. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде
Автономное пребывании человека в природной среде. Добровольная автономия человека в природной среде. Вынужденная автономия человека в природной среде Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Глава V. Опасные ситуации в природных условиях
Опасные погодные явления. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях Укусы насекомых и защита от них Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел 2 Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Глава VI . ОМЗ и оказание ПМП
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях. Оказание первой медицинской помощи при травмах Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожог. Оказание ПМП при укусах змей и насекомых
Глава VII. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
ЗОЖ и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
Учебно-тематический план 6 класс
№ раздела и темы
Наименование темы.
Кол-во часов
раздел
тема
I.
Безопасность человека в природных условиях
25
1
Подготовка к активному отдыху на природе.
6
2
Активный отдых на природе и безопасность
5
3
Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности
6
4
Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде.
4
5
Опасные ситуации в природных условиях.
4
II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
10
6
Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.
4
7.
Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
6
Всего часов:
35
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате обучения:
обучающиеся должны знать об опасностях, которые могут произойти с человеком в лесу.
обучающиеся должны уметь предвидеть опасность, предупредить или избежать ее.
обучающиеся должны овладеть навыками безопасного поведения при автономном существовании в природных условиях.
Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
Азы безопасности, Цвилюк Г. Е., Москва, «Просвещение», 1995 год
Выживание, Коледа, С. И., Минск, «Лазурак», 1996 год
Комплексной программы общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы» (основная школа, средняя (полная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2009.
Личная безопасность, Журавлёв И., Смоленск, «Русич», 1997 год
Модульный курс профилактики курения, 5 – 11 классы, Сизанов А. Н., Москва, «Вако», 2004 год
Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред Смирнова А.Т. 7-е изд., – М.: Просвещение, 2011
Основы безопасности жизнедеятельности (тесты), 5 – 11 классы, Соловьёв С. С., Москва, «Дрофа», 2003 г
Основы безопасности жизнедеятельности (тесты), 5 – 11 классы, Латчук В. Н., Марков В. В., Москва, «Дрофа», «ДИК», 2000 г
Основы медицинских знаний, Бубнов В. Г., Москва, «АСТ-ЛТД», 1997 г
Основы медицинских знаний учащихся, Гоголева М. И., Москва, «Просвещение», 1991 г
Первая помощь до приезда врача, Иващук В. В., Владивосток, 2004 год
Правила и безопасность дорожного движения, Громоковский Г. Б., Москва, «Рецепт-Холдинг», 2004 г
Руководство по выживанию, мини-энциклопедия, Москва, «АСТ Астрель», 2002 г
Тематический контроль по курсу «ОБЖ» (тестовые задания для учащихся старшей ступени средних школ), Тупикин Е. И., москва, «Интеллект-Центр)
Туристу – школа выживания, Садикова Н. б., Минск, «Современный литератор», 2005 г
Школа выживания при аварийных и стихийных бедствиях, Ильин А. А., Москва, «Эксмо-пресс», 2001 г
УК РФ, Москва, «Эксмо», 2006 г
12 вопросов о наркомании, Тихонова Е., Владивосток, 1999 г
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока
Тема (раздел, глава)
Кол-во часов
Тип урока
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки обучающихся
Контроль качества образования. Формы контроля
Домашнее задание
Дата
План
Факт
Раздел 1. Безопасность человека в природных условиях
Глава 1.Подготовка к активному отдыху на природе
25
Природа и человек
1
Урок изучения нового м.
Природа и человек. Общение с живой природой - естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств
Знать: почему человеку так необходима природа.
Уметь: работать с учебником, выделять главное.
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 10
3-08.09
Ориентирование на местности
1
Комбинированный
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Знать: различные способы ориентирования на местности
Уметь: определять стороны горизонта разными способами
Устный опрос
Вопросы и задания стр.16
10-15.09
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
1
Комбинированный
Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Знать: различные способы ориентирования на местности
Уметь: определять стороны горизонта разными способами
Опрос по карточкам
Вопросы и задания стр. 21
17-22.09
Подготовка к выходу на природу.
1
Комбинированный
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту
Знать: что включает в себя подготовка к выходу на природу.
Уметь: организовать подготовку к выходу на природу, порядок движения по маршруту
Устный опрос
Вопросы и задания стр.23
24-29.09
Определение места для бивака и организация бивачных работ.
1
Комбинированный
Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведения костра. Заготовка топлив, приготовление пищи на костре.
Знать: как организовываются привалы и ночлеги, малые привалы, организация обеденного привала, ночлеги и дневки в полевых условиях, свертывания туристского лагеря.
Уметь: организовывать привалы и ночлеги, малые привалы, организация обеденного привала, ночлеги и дневки в полевых условиях, свертывания туристского лагеря.
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 30
1-6.10
Определение необходимого снаряжения для похода
1
Комбинированный
Определение необходимого снаряжения для похода.
Знать: личное снаряжение, групповое снаряжение, НАЗ
Уметь: определять необходимое снаряжение
для похода.
Опрос по карточкам
Вопросы и задания стр. 35
08-13.10
Глава II. Активный отдых на природе и безопасность
5
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
1
Урок изучения нового материала
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Знать: общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Уметь: соблюдать правила безопасного отдыха на природе.
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 38
15-20.10
Подготовка и проведение пеших походов на равнинах и горной местности.
1
Комбинированный
Обеспечение безопасности в пеших игорных походах. Режим и распорядок дня похода.
Знать: порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии
Уметь: работать с учебником, выделять главное
Эвристическая беседа
Вопросы и задания стр.46
22-26.10
Подготовка и проведение лыжных походов.
1
Комбинированный
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения. Организация ночлега.
Знать: снаряжение туриста лыжника.
Уметь: работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 50
05-10.11
Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
1
Комбинированный
Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Знать: возможные аварийные ситуации в водном походе
Уметь: работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Вопросы и задания стр.57
12-17.11
Велосипедные походы и безопасность туристов
1
Комбинированный
Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
Знать: возможные аварийные ситуации в велосипедном походе
Уметь: работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 64
19-24.11
Глава III. Дальний и выездной туризм, меры безопасности
6
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме
1
Урок изучения нового
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме
Знать: факторы, мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией
Уметь: работать с учебником, выделять главное.
Эвристическая беседа
Вопросы и задания стр. 68
26.11-01.12
Акклиматизации человека в различных климатических условиях.
1
Комбинированный
Акклиматизации человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату.
Знать: основные правила поведения при смене климатогеографических условий, факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических. условий, акклиматизация.
Уметь: приспосабливать свой режим работы и отдыха к местным условиям, воспитывать. чувство умеренности и важности сохранения своего здоровья.
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 72
3-08.12
Акклиматизация человека в горной местности.
1
Комбинированный
Акклиматизация человека в горной местности.
Знать: особенности акклиматизации, основные правила поведения в условиях горной местности. Горная болезнь, кислородное голодание.
Уметь: применять правила успешной акклиматизации
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 76
10-15.12
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.
1
Комбинированный
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобильным, железнодорожным)
Знать: возможные последствия и действия при аварии транспортного средства в безлюдном месте.
Уметь: работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 81
17-22.12
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом.
1
Комбинированный
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным транспортом.
Знать: способы подачи сигналов бедствия.
Уметь: применять алгоритм действий при аварии на водном транспорте
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 85
24-29.12
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом.
1
Комбинированный
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом.
Знать: способы обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха воздушным транспортом
Уметь: применять алгоритм действий при аварии на воздушном транспорте
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 89
08-12.01
Глава IV. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде
4
Автономное пребывании человека в природной среде.
1
Урок изучения нового
Автономное пребывании человека в природной среде.
Знать: что такое автономия
Уметь: планировать действия отставшего от группы туристическом походе.
Эвристическая беседа
Вопросы и задания стр.92
14-19.01
Добровольная автономия человека в природной среде.
1
Комбинированный
Добровольная автономия человека в природной среде.
Знать: что такое добровольная автономия
Уметь: работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Вопросы и задания стр.96
21-26.01
Вынужденная автономия человека в природной среде
1
Комбинированный
Вынужденная автономия человека в природной среде
Знать: что такое вынужденная автономия, способы подачи сигналов бедствия.
Уметь подавать сигнал бедствия
Устный опрос
Вопросы и задания стр.98
28-02.02
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
1
Комбинированный
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Знать: порядок действий, которые необходимы, если кто-то заблудился в лесу
Уметь: сооружать временные укрытия из подручных средств, добывать огонь, воду и пищу.
Устный опрос
Вопросы и задания стр.105
04-09.02
Глава V. Опасные ситуации в природных условиях
4
Опасные погодные явления
1
Комбинированный
Опасные погодные условия и способы защиты от них
Знать: опасные погодные явления
Уметь: как преодолевать опасные ситуации в пути
Устный опрос
Вопросы и задания стр.112
11-16.02
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях
1
Комбинированный
Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях
Знать: особенности организации перехода группы в экстремальных условиях
Уметь: осваивать приемы безопасного поведения при встрече с дикими животными.
Опрос по карточкам
Вопросы и задания стр.119
18.02-22.02
Укусы насекомых и защита от них
1
Комбинированный
Укусы насекомых и защита от них
Знать: приемы защиты от укусов насекомых
Уметь: организовывать защиту от укусов насекомых
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 122
25-02.03
Клещевой энцефалит и его профилактика.
1
Комбинированный
Клещевой энцефалит и его профилактика.
Знать: причины, пути заражения, симптомы клещевого энцефалита
Уметь: работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 126
04-09.03
Раздел 2
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Глава VI . Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
10
4
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях.
1
Урок изучения нового
Вопросы личной гигиены и оказание первой медицинской помощи в природных условиях.
Знать: что включает в себя походная аптечка, назначение всех средств, лекарственные растения
Уметь: формировать походную аптечку
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 133
11-16.03
Оказание первой медицинской помощи при травмах
1
Комбинированный
Оказание ПМП при ссадинах и потертостях. ПМП при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Знать: симптомы ушиба, вывиха, растяжения, классификацию травм
Уметь: оказывать ПМП при травмах
Практическая работа
Вопросы и задания стр. 137
18-22.03
Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге
1
Комбинированный
Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге
Знать: симптомы солнечного удара, степени ожога, обморожения
Уметь: Оказывать ПМП при тепловом и солнечном ударах, отморожении и ожоге.
Практическая работа
Вопросы и задания стр. 142
01-06.04
Оказание ПМП при укусах змей и насекомых
1
Комбинированный
Оказание ПМП при укусах змей и насекомых
Знать: приёмы оказания ПМП при укусах змей и насекомых
Уметь: оказывать ПМП при укусе змеи.
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 144
08-13.04
Глава VII. Здоровье человека и факторы, на него влияющие.
6
ЗОЖ и профилактика утомления
1
Комбинированный
ЗОЖ и профилактика утомления
Знать: правила ЗОЖ, признаки утомления
Уметь: следовать правилам ЗОЖ, предупреждать и оказывать помощь при утомлении
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 149
15-20.04
Компьютер и его влияние на здоровье
1
Комбинированный
Компьютер и его влияние на здоровье
Знать: правила безопасности при работе с компьютером
Уметь: применять правила пользования компьютером
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 152
22-27.04
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
1
Комбинированный
Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Знать: возможные последствия влияния неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.
Уметь: снижать риск неблагоприятных последствий
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 156
29-04.05
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
1
Комбинированный
Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека
Знать: возможные последствия влияния социальной среды на развитие и здоровье человека Уметь: снижать риск неблагоприятных последствий
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 158
06-11.05
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека
1
Комбинированный
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека
Знать: о последствиях немедицинского применения наркотиков и психоактивных веществ
Уметь: выстраивать и обосновывать линию позитивного поведения и отказа от приёма наркотиков и психоактивных веществ
Устный опрос
Вопросы и задания стр. 163
13-18.05
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
1
Комбинированный
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.
Знать: статистику и пути профилактики наркомании
Уметь: выстраивать и обосновывать линию позитивного поведения и отказа от приёма наркотиков и психоактивных веществ
Устный опрос
20-25.05
15