Разработка открытого урока по химии в 8 классе Неметаллы- простые вещества
Урок химии в 8-м классе на тему
"Неметаллы- простые вещества"
Бородинова Анна Валериевна, учитель химии
Цель урока: создать условия для развития ключевых компетенций школьников через формирование полного представления о неметаллах, об их характерных отличиях от металлов.
Задачи урока:
Способствовать повторению и запоминанию важнейших понятий курса химии 8 класса для подготовки учащихся к естественному и быстрому усвоению нового материала.
Содействовать развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций учащихся, через развитие логического мышления, памяти, речи учащихся, их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.
Способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально, осуществлять адекватный выбор задания по своим возможностям в ситуации выбора.
Оборудование: карточки со знаками химических элементов, индивидуальные карточки для контроля знания названий и произношений знаков химических элементов; таблички с терминами по строению атома (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), рабочие тетради по химии 8 класса к учебнику Габриеляна О. С. – М.: Дрофа, 2003 год, а также образцы для демонстрации: сера, графит, красный фосфор.
Оформление доски: в правом левом углу доски написано стихотворение:
Семь металлов создал светПо числу семи планет:Медь, железо, сереброДал нам Космос на добро.Злато, серебро, свинецСын мой, сера – их отец.А еще ты должен знатьВсем им ртуть – родная мать.
По средине доски сверху оставлено место для записи темы урока, а ниже записан план урока:
Повторение материала прошлого урока.
Проведение разминки: а) термины, б) строение атома, в) знаки хим. элементов, г) хим. связь.
Изучение нового материала (текст учебника, рабочая тетрадь).
Запись домашнего задания.
Подведение итогов урока.
Также на доске начерчены схемы-конструкторы: по видам хим. связи и по строению атома:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок №1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рисунок № 2
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение материала прошлого урока:
(Интрига + Вспоминание = Мотивация к целепологанию):
Начать сегодняшнее занятие я хотела бы со стихотворения, в котором есть ошибка, которую нам предстоит вскоре найти на уроке (учитель зачитывает стихотворение, записанное на доске- см. «Оформление»).
Ребята, прослушивая данное стихотворение, Вы, наверное, вспомнили тему прошлого урокаЧто мы изучали на прошлом уроке?(Учитель обращается к детям и получает ответ: «Металлы», при этом учитель хвалит детей за сообразительность).
(Учитель ведет фронтальную беседу по материалам прошлого урока:)
- Что такое металлы?
- Где в таблице Д. И. Менделеева они расположены?
- В чем особенности строения их атомов?
- Что происходит с внешними электронами металлов в химических реакциях?
- Какие свойства металлов Вам известны?
(Ответ каждого отвечающего сопровождается похвалой учителя, что способствует положительному настрою учащихся на дальнейшую работу).
А теперь, ребята, вспомнив все про металлы, давайте вернемся к стихотворению и попробуем обнаружить ошибку в нем. Как только мы это сделаем - мы узнаем тему сегодняшнего урока. (Учитель опять обращает внимание учащихся на текст стихотворения и получает версии учащихся: «Сера находится не в левом нижнем углу таблицы Д. И. Менделеева, а в правом верхнем, и у нее на внешнем уровне больше чем 3 электрона, значит, она не является металлом!»)
Итак, ребята, правильно – сера не является металлом! (учитель благодарит детей за помощь). А чем же она является? (учащиеся помогают: « Сера не является металлом, значит она – неметалл!»).
3. Целепологание:
Таким образом, тема нашего урока сегодня «Простые вещества – неметаллы».
(Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в своих тетрадях).
Ребята, а глядя на формулировку темы урока, что мы должны сегодня узнать на уроке, что должны изучить? Помогите мне сформулировать цели урока! (учащиеся формулируют цели урока, а учитель обобщает сказанное, хваля ребят за правильные предположения).
Правильно, ребята, цель нашего урока сегодня заключается в том, чтобы:
разобраться в особенностях строения атомов неметаллов;
найти их место в таблице Менделеева Д. И.;
изучить их физические свойства, а также вспомнить явление аллотропии на примере неметаллов.
И все в сравнении с металлами!
4. План урока:
Сегодня мы будем работать по следующему плану (учитель обращает внимание учащихся на план урока, записанный на доске – см. Оформление.)
5. Разминка (учитель обращает внимание учащихся на план урока на доске):
А) Термины: (Учитель дает определение к термину, а учащиеся говорят сам термин; и, наоборот, - учитель дает термин, а учащиеся говорят его определение)
Окружающие нас предметы – это .? (физические тела)
То, из чего они состоят, называется - ? (веществом)
Вещество состоит из -? (молекул)
А молекулы состоят из -? (атомов)
Определенный вид атомов называется -? (химическим элементом)
Химический элемент может быть в виде одного из трех возможных состояний - ? (свободное состояние, в составе простого вещества или в составе сложного вещества)
Простое вещество – это? (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента)
Сложное вещество – это? (вещество, состоящее из атомов разных химических элементов.) (Каждый правильный ответ учащихся учитель сопровождает одобрительными словами, улыбкой, кивком головы).
Б) Строение атома:
(Учитель обращает внимание учащихся на схему-рисунок, начерченный на доске – см. Рисунок №2, и на таблички с названиями составных частей строения атома – см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Учитель просит вспомнить строение атома и заполнить схему, прикрепив (с помощью скотча) таблички к схеме на доске. Учащиеся по желанию, по одному выходят к доске, выбирают термин и прикрепляют его к схеме, давая пояснения). Получается следующая схема:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В) Знаки: (Учитель обращается к учащимся с вопросами, направленными на актуализацию следующего раздела разминки):
Ребята, а зачем нужны знаки химических элементов? Какую роль они играют в химии?(Учащиеся отмечают особую важность знаков хим. элементов для химии; они сравнивают знаки хим. элементов в химии с буквами в русском языке).
Хорошо, ребята, если Вы понимаете важность знаков хим. элементов для химии, то можете продемонстрировать их знание! (Учитель просит приготовить индивидуальные карточки со знаками хим. элементов и предлагает учащимся поработать с ними – см.[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].) Учитель проводит фронтальную проверку знаний знаков хим. элементов: их русских названий и произношений, затем предлагает учащимся поработать в парах, а затем предлагает индивидуальную работу:
Я предлагаю, Вам ребята, самим выбрать в какой форме Вы будете демонстрировать свои знания – письменно, на карточках (см. «Приложение№3») или устно - по случайно выбранным индивидуальным карточкам. (Учащиеся осуществляют выбор и приступают к работе – одни письменно, другие - устно по случайно выбранным карточкам, произнося русское название элемента и его химическое произношение; после устных ответов учащихся по 5 выбранным карточкам, учитель собирает карточки у ребят, работающих письменно, и говорит, что оценки за эту работу ребята узнают в конце урока).
Г) Хим. связь:
(Учитель обращает внимание учащихся на схему, начерченную на доске (см. Рисунок № 1) и просит учащихся помочь заполнить её):Ребята, как атомы хим. элементов связываются друг с другом в веществах? Вспомните виды химической связи между атомами в веществах и помогите мне заполнить данную схему. (Учащиеся по желанию выходят к доске и записывают название хим. связей вместо знаков вопроса, дают пояснения, приводят примеры веществ по просьбе учителя.) В итоге перед глазами учащихся появляется следующая схема:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
(Учитель благодарит учащихся за активную работу в разминке, объявляет о ее окончании, а сам возвращается к плану урока на доске, высказывая свою уверенность в том, что теперь учащиеся абсолютно готовы к усвоению нового материала).
6. Новый материал:
А теперь, ребята, давайте поработаем с учебником. Откройте учебник – п. 14, с. 51 , и ответьте на вопрос: «Что такое «Неметаллы»?», определение запишите в тетради. (Учащиеся открывают учебники, находят данное определение и выписывают его в тетради, учитель обсуждает с учащимися выписанное определение).
Ребята, откройте п. 14 и найдите таблицу. В данной таблице приведены сведения о физических свойствах металлов и неметаллов. Сравните физические свойства металлов и физические свойства неметаллов и найдите общее и различное. ( Учащиеся работают с учебником в течение нескольких минут, а затем обсуждают с учителем выявленные сходства и различия физических свойств металлов и неметаллов, а учитель постоянно оказывает положительную эмоциональную поддержку каждому отвечающему).
Посмотрите на таблицу Д. И. Менделеева на форзаце учебника, на цвет знаков химических элементов в ней, и скажите какое место в таблице Д. И. Менделеева занимают неметаллы, затем выполните задание №1 на стр. 38 в рабочих тетрадях. ( Учащиеся выполняют задание, а после обсуждают его с учителем, который обобщает ответы учащихся и благодарит их за работу).
Теперь, ребята, вспомните строение атомов и выполните задание №2 на стр. 38 в рабочей тетради, затем выберите один из предложенных неметаллов и запишите его электронную формулу. (Учащиеся выполняют задание, а затем по желанию выходят к доске, записывают электронные формулы выбранных атомов неметаллов. Каждого учащегося учитель просит пояснить свой ответ, благодарит за работу, а затем обобщает с помощью ребят в чем особенность строения атомов неметаллов в отличие от металлов. После учитель демонстрирует образцы неметаллов – см. Оборудование).
7. Домашнее задание:
Ребята, запишите домашнее задание – п. 14, задания в рабочей тетради № 4-8. (Учащиеся записывают задание в дневники, а учитель дает пояснение к домашнему заданию). Название параграфа совпадает с темой нашего урока, изучив параграф, Вы закрепите все то, что сегодня узнали о неметаллах, а также выполните задания №4 -8 в рабочей тетради.
8. Оценка работы учащихся на уроке и отметки за работу:
(Пока учащиеся работали в рабочих тетрадях, учитель проверил карточки учеников, которые выбрали письменную проверку знаний знаков хим. элементов).
Учитель оценивает работу учащихся на всех этапах урока в целом и в частности по категориям правильность, самостоятельность, оригинальность ответов, при этом особо оценивает творческий подход, а затем выставляет отметки каждому.
9. Итоги урока (Рефлексия):
(Учитель обращается к ученикам):
Ребята, вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
(Учащиеся формулируют цель урока). Достигли ли мы сегодня этой цели? (Дети утвердительно отвечают, что достигли в полной мере!). Если наш урок достиг своей цели, значит, мы работали плодотворно и мы – молодцы!
Ребята, а что Вам сегодня на уроке особенно понравилось и почему? (Учащиеся по желанию высказываются).
Спасибо, Вам, ребята за работу на уроке! До свидания!
Урок окончен.