План-конспект урока по химии Урок обобщения по теме Неметаллы и их соединения
Урок № 43 9 класс
Тема: Обобщение темы « Неметаллы»
Цели и задачи:
Обучающие: обобщить, систематизировать и скорректировать знания, умения и навыки учащихся по вопросам, касающихся строения, свойств и применения неметаллов и их соединений.
Развивающие: способствовать развитию навыков самостоятельной познавательной деятельности, умений сравнительного анализа, логического мышления, действий в нестандартной ситуации.
Воспитательные: способствовать формированию и развитию личностных качеств, ответственности за свою работу, уверенности в своих знаниях.
Ожидаемые результаты:
Личностные: ответственное отношение к учебной деятельности, целеустремлённость, умение управлять своими эмоциями.Метапредметные: применение основных методов познания (системно-информационного анализа), использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ, синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей).
Предметные:
Учащиеся должны знать: основные характеристики, химические свойства неметаллов и их соединений.
Учащиеся должны уметь: обобщать, сравнивать, находить общее и различное в свойствах неметаллов, записывать уравнения химических реакций, характеризующие свойства неметаллов, наблюдать и описывать демонстрируемые химические эксперименты, делать выводы и умозаключения из наблюдений, структурировать изученный материал, фиксировать его в рабочей тетради.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная
Структура урока
1.Организационный момент.
(Приветствие. Готовность к уроку. Психолого-эмоциональный настрой на работу на уроке.)
Притча. Всё в твоих руках.“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее мертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
2. Выход на тему урока, целеполагание, постановка проблемы
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА И ЭЛЕМЕНТЫ». (БЛИЦ-ВОПРОС)
Какая кислота входит в состав желудочного сока? (Соляная).
О каких веществах можно сказать, что один сверкал в короне царской, а брат его чумазый трубочист? (Об алмазе и аморфном угле).
При кипячении воды на стенках чайника откладываются какие соли? ( Карбонаты).
Используется она в производстве спичек, бумаги, взрывчатых веществ, лекарств, резины. Назовите этот неметалл. (Сера).
Как называется семейство элементов 7 группы главной подгруппы? (Галогены).
Этот оксид выдыхают животные и человек? ( Углекислый газ).
Это вещество встречается в отбеливателях, чистящих средствах, оно способно возвращать белизну белым тканям, дезинфицирует. ( Хлор).
Как называются соли серной кислоты? (Сульфаты).
В состав зубных паст входит именно этот химический элемент (Фтор).
Какой элемент проявляет только окислительные свойства? (фтор)
Какой неметалл реагирует при обычных условиях только с литием, а со всеми остальными веществами реагирует только при очень высоких температурах? (азот)
При взаимодействии с металлами образует карбиды (углеродКакие вещества называют селитрами? (нитраты щелочных металлов)
Газ с запахом тухлых яиц? (сероводород)
Войска Антанты и германские войска применяли это вещество в боевых действиях (хлор)
Его соединения входят в состав зубных паст (фтор)
Одна из аллотропных модификаций этого элемента светится в темноте (белый фосфор)
●О каких элементах и их соединениях звучали вопросы? ( Неметаллы и их соединения)
● Как видите, не на все вопросы вы дали ответы, значит какова цель нашего урока?
● Каково значение этих знаний?
Повторение, обобщение и систематизация
Работа в группах
1 группа: неметаллы (простые вещества)
№ п/пНеметалл Нахождение в природе Тип кристаллической решётки, физические свойства Окислительные свойства Восстановительные свойства
1 Cl2 S 3 N 5 C Вывод:
Где в ПСХЭ находятся неметаллы?
Каковы закономерности изменения неметаллических (окислительных свойств) в периоде? группе?
Какой неметалл проявляет только окислительные свойства?
Все неметаллы проявляют окислительные свойства при взаимодействии с …
При взаимодействии с водородом образуют….
Высшие оксиды неметаллов имеют …..характер
2 группа: оксиды
№ п/пНеметалл Формула оксида, его характер Общие свойства Специфические свойства
1 S 2 N 3 P 4 C 5 Si Вывод:
Какие типы химических связей и кристаллических решёток характерны для оксидов неметаллов?
Высшие оксиды неметаллических элементов имеют …. характер? Поэтому реагируют с…
При взаимодействии с водой оксиды неметаллов образуют ….
Почему не реагирует с водой оксид кремния (IV) ?3 группа: водородные соединения неметаллов
№ п/пНеметалл Формула водородного соединения, тип кристаллической решётки Химические свойства, подтверждающие характер водного раствора соединения Специфические свойства
1 Cl2 S 3 N Вывод:
С водородом неметаллы образуют…
Водородные соединения неметаллов имеют ….строение (тип кристаллической решётки)
При обычных условиях зто …
Как изменяются в периодах слева направо свойства летучих водородных соединений?
Водные растворы летучих водородных соединений хлора и серы … свойства, а азота - …
4 группа: кислоты
Задание:
Составить схемы общего вида взаимодействия кислот с металлами:
Кислота + ме (до Н) → … + …
HNO3 (конц) + ме → … + … + …
HNO3 (разб.) ) + ме → … + … + …
H2SO4 (конц) + ме → … + … + …
Заполнить таблицу
Определяемый ион Реактив Результат реакции Краткое ионное уравнение
ClS2- SO32- SO42- PO43- CO32- SiO32- Вывод:
Кислоты обладают общими свойствами, т.е. реагируют с….., потому что …
При взаимодействии растворов кислот с металлами (какими?) выделяется ….? Исключение составляет …
Концентрированная серная кислота реагирует с …., при этом образуются …
С какими металлами не реагирует концентрированная серная кислота?
В чём заключаются особенности взаимодействия азотной кислоты (разной концентрации) с металлами?
Для определения кислот используют …
Взаимодействием с более сильными кислотами можно определить ионы….
4.Закрепление знаний:
Задание для группы №1
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с оксидом серы (IV). Составьте уравнения реакций взаимодействия оксида серы (IV) с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
Задание для группы №2
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с соляной кислотой. Составьте уравнения реакций взаимодействия соляной кислоты с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
Задание для группы №3
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с аммиаком. Составьте уравнения реакций взаимодействия аммиака с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
Задание для группы №4
Покажите выигрышный путь, состоящий из формул веществ, взаимодействующих с
концентрированной серной кислотой. Составьте уравнения реакций взаимодействия концентрированной серной кислоты с веществами, формулы которых составляют выигрышный путь.
BaOCO2 Au
HClFe(OH)3 Fe
Al
NaOHCu
Домашнее задание:
Подготовиться к контрольной работе по теме «Неметаллы и их соединения»:
- выполнить задания для самоконтроля
1. Какие из перечисленных химических элементов относятся к неметаллам?
а) Al б) N в) Cu г) C
2. Какие из указанных неметаллов образуют двухатомные молекулы?
а) сера б) водород в) кислород
г) углерод д) бром
3. Какие из указанных соединений образуют водородные соединения типа ЭН3 ?а) сера б) фосфор в) углерод г) бром
4. Какой из указанных оксидов образует кислоту типа Н2ЭО3 ?а) CO2 б) N2O5 в) SO3 г) CO д) SO2
5. Какие из приведенных неметаллов образуют высший оксид типа Э2О5 ?а) сера б) углерод в) азот
г) фосфор д) фтор
6.Какой из указанных неметаллов является самым сильным окислителем?
а) сера б) кислород в) азот
г) фтор д) йод
7. В каких реакциях сера является окислителем?
а) Li + S б) S + O2
в) H2 + S г) S + F2
8. С какими веществами реагирует разбавленная серная кислота?
а) Hg б) Al2O3 в) CaSO4 г) Cu
9. Какой из перечисленных элементов не образует аллотропных модификаций?
а) кислород б) азот в) фосфор г) сера
10. В ОВР азотная кислота может участвовать в качестве:
а) только восстановителя
б) только окислителя
в) как восстановителя, так и окислителя
11. Какое из перечисленных веществ имеет молекулярную кристаллическую решётку?
а) графит б) алмаз в) кварц г) углекислый газ
12. Из какого вещества состоит «сухой лёд»?
а) аммиак б) угарный газ в) углекислый газ г) вода
13. Как изменяются неметаллические свойства в ряду: Ge, As, Se, Br ?а) уменьшаются б) увеличиваются в) не изменяются
14. Раствор какого вещества является реактивом на ион аммония?
а) сульфата калия б) гидроксида натрия
в) хлорида бария г) нитрата серебра (I)
15. Уголь может участвовать в окислительно-восстановительных реакциях
а) только окислителем б) только восстановителем
в) как окислителем, так и восстановителем
16. Какие вещества образуются при полном сгорании сероводорода H2S в избытке кислорода:
а) H2 и S б) SO3 и H2O
в) H2 и SO2 г) H2O и SO2
17. В каком из перечисленных соединений степень окисления азота равна (-3) ?а) N2O3 б) HNO2 в) NH4Br г) NH3
18. В качестве реагента на сульфат-ион можно использовать раствор, содержащий катионы:
а) Ba2+ б) H+ в) Cu2+ г) Fe2+
19. Каким способом получают аммиак в промышленности:
а) соединением азота с водородом
б) разложением солей аммония
в) восстановлением оксида азота водородом
г) взаимодействием солей аммония с гидроксидом кальция
20. В каком из перечисленных соединений углерод имеет наименьшую степень окисления?
а) СO б) СO2 в) СH4 г) ССl4
Рефлексия
Анкета
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я устал/не устал
Моё настроение стало лучше/ стало хуже
Материал урока мне был полезен / бесполезен, понятен / не понятен, интересен/ скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным