Открытый урок по химии: «Обобщение и систематизация знаний по теме: «Металлы и их соединения»
19.02.2016г. 9 класс
Учитель: Яцина Виктория Сергеевна
Открытый урок по химии
в 9 классе по теме:
«Обобщение и систематизация знаний по теме:
«Металлы и их соединения».
Цели урока: 1. В игровой форме обобщить полученные знания о металлах, их соединениях, физических и химических свойствах, способах получения.
2. Закрепить умения и навыки в составлении уравнений реакций, отражающих химические свойства металлов; в решении экспериментальных и расчетных задач различного типа.
3. Привить интерес к химии и снять стрессовые состояния при словах «зачет по теме».
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
Методы: урок-игра с решением экспериментальных и расчетных задач.
Оборудование: флажки, карточки с условием расчетной и экспериментальной задач, «Сундук с загадками», три мини лаборатории, три пронумерованные пробирки, в которых следующие вещества: гидроксид натрия, хлорид калия , хлорид бария.
Ход урока.
Методич. приемы.
I. Организационный момент.
Взаимное приветствие друг друга, фиксация отсутствующих, проверка готовности к уроку.
II. Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели урока, что это не просто урок, а урок-игра, в которой будут соревноваться две команды.
Деление класса на две команды.
Сообщение условий игры: команды будут соревноваться в 4 турах, право ответа есть у той команды, которая первой поднимет флажок, выкрики будут наказываться штрафными баллами.
III. Конкурс «Домашнее задание»
1.Каждая команда в течение одной, двух минут сообщит интересную информацию о любом металле используя литературный жанр.
IV. Игра «Брейн-ринг»
Сегодня мы будем зарабатывать баллы которые потом переведем на оценки
Итак, 1 тур «Вопрос – ответ».
За каждый правильный ответ команда зарабатывает 1 хим.
Какой металл считается самым древним в использовании человеком? (медь).
Как называется сплав меди с оловом? (бронза).
Как называется процесс восстановления металлов из их руды с помощью угля, угарного газа, водорода при нагревании? (пирометаллургия).
Назовите металлы, которые относятся к благородным металлам. (серебро, золото, платина).
Как называется разрушение металлов под воздействием внешней окружающей среды? (коррозия).
Рубины, сапфиры, корунд, глинозем – с химической точки зрения что это? (оксид алюминия).
Назовите фамилию химика впервые получивший натрий , калий? (Английский химик Деви).
В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (алюминий )
Самый используемый металл в мире? (Железо)
Самый легкий металл? (Литий)
Какой самый тяжелый металл? (Осмий)
Какой металл входит в состав белка гемоглобина, участвующего в переносе кислорода в организме человека? (железо).
Можно ли серную концентрированную кислоту перевозить в цистернах ? (можно)
Как распознать катионы железа? (Красная кровяная соль, желтая кровяная соль, роданид калия и аммония).
Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
Можно ли получить щелочной металл натрий гидрометаллургией? (Нет)
2 тур. Решить цепочку превращений. Максимально команда может заработать 5 баллов(за каждое уравнение по 1 баллу).
1)Сu CuO CuCl2 Cu(OH)2 CuO Cu
Для 1 указать переход электронов
Для 3– записать полное и сокращенное иное уравнение.
2) Ca CaO Ca(OH)2 CaCO3 CaO CaCl2
Для 1 указать переход электронов
Для 5– записать полное и сокращенное иное уравнение.
3 тур. Конкурс капитанов. ( 3 балла).
Команды выбирают капитанов, которые на доске на время и правильность решают задачу:
1) Какая масса алюминия потребуется для получения железа из 16,84 кг руды, содержащей 95% оксида железа(III)?
Решение: m (Fe2O3) = 16,84*0,95 = 16 кг
16 кг х кг
Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
1 к/моль 2к/моль
160 кг - 2*27=54кг х = 16*54 / 160 = 5,4 кг.
Ответ: 5,4 кг.
2)Какая масса железа образуется в процессе алюмотермии из 8,42 кг руды содержащей 95% оксида железа(III)?
Решение: m (Fe2O3) =8,42*0,95= 8 кг
8кг х
Fe2O3 + 2Al = Al2O3 + 2Fe
160кг 2*56 х=8*2*56/160=5,6кг
Ответ: 5,6 кг.
Пока капитаны решают задачу на доске, у каждой команды есть возможность заработать дополнительные баллы в свою копилку.
«Сундук с загадками»
Я – металл серебристый и легкий Я зовусь “ самолетный металл” И покрыт я оксидною пленкой, Чтоб меня кислород не достал. ( Алюминий)
Среди металлов самый славный,Важнейший древний элемент,В тяжелой индустрии главный,Знаком с ним школьник и студент.Родился в огненной стихии,А сплав его течет рекой Важнее нет его в металлургии,Он нужен всей стране родной.( Железо)
Живет обычно в керосинеИ бегает он по воде,В природе, в комнате – отнынеСвободным нет его нигде.В солях открыть его возможно:Желтеет пламя от него.И получить из соли можно, Как Дэви получил его.(Натрий)
Если его соединенияВ воде бывают иногда,Не вызывает то сомненья,Что это жесткая вода.В Финляндии и на УралеЦветные карбонаты естьИ белоснежные в кристалле.Таким в дворцах почет и честь.(Кальций)
Прославлен всеми письменамиМеталл, испытанный огнем.Манил к себе людей веками.Алхимик жил мечтой о нём.Но как кумир отвергнут нами,И блеск его нас не манит.Ведь хорошо мы знаем с вами:Не все то ценно, что блестит.(Золото)
Металл в солях – опора многих,А нас без него не носили бы ноги.(Кальций)
Ослепительным пламенем ярким,Как звездочка, вспыхнув, горит.Металл тот и белый, и легкий В двенадцатой клетке стоит.(Магний
Давно известно человеку:Она тягуча и красна,Ещё по бронзовому векуЗнакома в сплавах всем онаС горячей серной кислотойДает нам синий купорос.(Медь)
Проверка решений задачи на доске капитанов.
И наконец, 4 тур. «Вперед за экспериментом».
Распознать предложенные вещества: гидроксид натрия, хлорид калия, хлорид бария. На время и правильность. На доске представители команд записывают соответствующие уравнения реакций в молекулярном виде. (в №1 – хлорид бария, в №2 – гидроксид натрия, в №3 – хлорид калия ).
IV. Подведение итогов: подсчет баллов и выставление оценок.
V. Домашнее задание:
Повторить главу «Металлы» к контрольной работе.
2 мин.
1-2 мин.
4 мин.
30 мин.
Устно с места команды отвечают на вопросы
Выбирают карточки с заданием.
По 1 человеку с каждой команды по очереди записать 1 уравнение.
Капитаны решают задачу на доске.
(Выбирают карточку)
Команды угадывают металл
Команды выполняют опыты по распознава-
нию в-в.
3 мин.
1 мин.