Вечные темы, мотивы и образы Библии 6 класс литературы
Тема: Вечные темы, мотивы и образы Библии.
«Притча об Ионе», «Тайная вечеря»,
«Ночь в Гефсиманском лесу».
Интерпретация тем, образов в литературе.
Цели: 1) способствовать расширению представлений учащихся о библейских легендах;
формированию знания отдельных притч из Нового завета и интерпретации тем,
образов в литературе;
2) способствовать совершенствованию навыков чтения прозаического и поэтического текста;
навыки литературного пересказа; умения отвечать на поставленный вопрос, умения
сравнивать библейскую легенду и литературное произведение; способствовать развитию
памяти, логического мышления, пополнению словарного запаса учащихся /через знакомство
с фразеологизмами, возникшими на основе библейских легенд/;
3) способствовать воспитанию нравственных ценностей в детях, опираясь на мир историй
Нового завета /умению сострадать, понимать страдания другого человека/.
Оформление: иллюстрации, связанные с библейскими сюжетами; выставка репродукций
картин с изображением Христа /Васнецова, Перова, Рембрандта, Лосенко, Джордано/ - вернисаж на тему «Библейские легенды в изобразительном искусстве», иллюстративная «Детская библия», портрет Б. Пастернака, репродукция иконы «Тайная вечеря», репродукции картин «Ночь в Гефсиманском саду», «Поцелуй Иуды» и др.
Тип урока: комбинированный.
План.
I. Оргмомент. Цели и задачи урока.
II. Опрос д/з. Вечные темы, мотивы и образы Нового завета.
1) «Притча об Ионе»
/совершенствование навыков самостоятельной работы/
« Притча об Ионе »
Найдите верные утверждения. Неверные исправьте.
1. Город Ниневия погряз в грехе.
2. Бог избрал Соломона для проповеди среди жителей Ниневии.
3. К голосу пророка прислушивались не только простые люди, но и цари.
4. Это описание Бога: « в длинной развевающейся одежде с серебряной бородой и густыми
седыми волосами».
5. Иона уехал в противоположном от Ниневии направлении.
6. Бог послал на море страшную бурю.
7. Моряки пожалели Иону.
8. Иона плавал по морю 4 дня в тёмном чреве кита.
9. Иона дал обет Богу, что если будет спасён, то полностью отдастся делу проповедничества.
10. Иона бродил по улицам Ниневии и предсказывал, что через 40 дней город будет
разрушен.
11. Иона выполнял свой долг с большим сердечным участием и состраданием.
12. Бог смилостивился над жителями города.
13. Разочарованный и сердитый, Иона покинул город.
14. Иона построил себе на и равнине дом.
? Чему учит притча?
? Найдите элементы жанра в произведении.
2) «Тайная вечеря» - пересказ библейского произведения и беседа по нему.
? Что совершил Иуда? Какую плату он за это совершил?
? Знал ли Господь о предательстве Иуды? Как ведёт себя Иисус?
? Что Иисус велел Петру и Иоанну?
? Где проходила тайная вечеря? Сколько апостолов на ней присутствовало? Как они сидели?
Рассмотрите икону «Тайная вечеря». Где Иуда? Почему вы так решили?
? Догадались ли сразу апостолы, что Иисусу грозит беда? Когда они это поняли?
? Рассказал ли Иисус, кто его предал? Как ведёт себя Иисус?
? Раскаялся ли Иуда, когда Господь пытался в последний раз спасти его гибнущую душу?
? Какую заповедь дал апостолам Иисус на прощанье?
? Что обещали апостолы Иисусу?
3) «Ночь в Гефсиманском лесу»
/пересказ библейского произведения и беседа по нему/.
? Какой эпизод этой ночи мы видим на репродукции?
? Что означает выражение «поцелуй Иуды»?
III. Интерпретация тем, образов в литературе. Б. Пастернак «Гефсиманский сад».
/выразительное чтение стихотворения Б. Пастернака «Гефсиманский сад», беседа по нему/
? Называется ли в стихотворении главное действующее лицо? О ком в нём идёт речь?
Стихотворение можно символично разделить на 2 части:
1-ая - повествование об Иисусе Христе, 2-ая - его монолог.
? Найдите, с какой строфы начинаются его слова?
? В каком состоянии находится Иисус в каждой части?
Стихотворение начинается с панорамы, обращающей взгляд читателя на небо. Первые 3 строфы создают контраст в панораме - великого (звёзды, Млечный путь) и малого, конкретной местности, воспроизводящей библейский сюжет (Масличная гора, река Кедрон, оливковый сад). Простор, край небытия, вселенная, чёрные провалы, ночная даль - образы величественного мироздания, созданного Богом. Весь мир природы безразличен к переживаниям Сына Человеческого. Он ищет опору и нигде и ни в ком её не находит. Передан момент наивысшего отчаяния: «Он был как смертные, как мы». Иисус проникся ощущением своей человеческой сущности, отказавшись от всех преимуществ Бога. Но он одинок. На время страданий и смятений он был покинут самыми близкими учениками.
? Найдите описание природы. Какое настроение оно передаёт?
? Как повели себя ученики? О чём их просил Иисус?
? Знал ли Иисус о том, что произойдёт? Докажите текстом стихотворения.
? Что он говорит о своём будущем?
? Добровольно ли принимает муки Иисус Христос?
? К кому обращается Иисус с просьбой «чашу эту мимо пронеси»?
? Как понимаете это выражение?
IV. Работа с библейскими выражениями
/проверка знаний и пополнение словарного запаса учащихся/
* иудин поцелуй - предательство, измена.
* испить горькую чашу - испытать несчастья.
* нести свой крест - терпеть муки, страдать.
* да минет меня чаша сия - чтобы не коснулись человека муки и страдания.
* умывать руки - снять с себя ответственность.
* бросить камень - обречь человека на страдания.
* Фома неверующий - человек, не желающий поверить во что-то очевидное.
V. Подведение итогов.
Заповеди Бога.
VI. Д/з.
Фразеологизмы:
Вавилонское столпотворение - беспорядок, суматоха.
Валаамова ослица - молчаливый и покорный человек, неожиданно
запротестовавший.
Валтасаров пир - веселая, легкомысленная жизнь во время какого –
либо бедствия.
Запретный плод - что – либо желанное, но запретное.
Иерихонская труба - громкий, трубный голос.
Содом и Гоморра - распущенность, беспорядок, шум, суматоха.
Соломоново решение - суд мудрый и скорый.
Ноев ковчег - средство спасения.
Змей-искуситель -
Всякой твари по паре - смешанный, пестрый состав группы людей.
Фиговый листок - лицемерное прикрытие чего – либо постыдного,
лицемерная маскировка подлинных намерений.
Каинова печать
урок
6 класс
15