Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте ЛУННЫЙ ГОСТЬ
ЗАНЯТИЕ 41 «ЛУННЫЙ ГОСТЬ»
Тема. Звуки л, л'. Буква л
Цель
- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков л, л' в слогах, словах, фразах;
- закреплять умение делить слова на слоги, определять позицию звука в слове;
- учить звукослоговому анализу слов, преобразованию слов;
- познакомить с буквой л;
- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
465391540005Ход занятия
Организационный момент.
Раз, два, три, четыре, пять, (загибают поочерёдно пальцы правой руки)
Будем мы сейчас играть, (руки перед грудью, движения руками вверх, вниз)
Смотреть, слушать, размышлять, (прикладывают указательные пальцы поочередно к наружным уголкам глаз, ушам, вискам)
Но друг другу не мешать, («грозят» указательным пальцем)
Внятно четко говорить, (очерчивают область рта)
Не вертеться, не шалить. («грозят» указательным пальцем) II.Основная часть.
Звучит музыка.
- Ребята вы догадались кто сегодня у нас в гостях? - Это Лунтик.
- Ребята, Лунтик попал к нам с Луны, он не умеет красиво и правильно говорить, не знает буквы как мы.
Давайте поможем ему.
- Пригласим Лунтика сесть. Лунтик, это стол — за ним сидят, это стул — на нем сидят.
- Каким одним словом можно назвать стул и стол? (Мебель.)
- Какой последний звук слышится в слове мебель?
- Какой одинаковый звук вы слышите в словах Лунтик, Луна, стул, стол.
- Сегодня мы будем работать со звуками [Л], [Л’] и буквой, которая их обозначает.
- Чем эти звуки похожи? Характеристика звуков.
- Чем они отличаются?
Лунтик взял камешки с Луны.
- Я буду раздавать вам камешки, а вы внимательно повторяйте за мной хором.
Речевой материал: лё-ля, лё-ли ла-ла,ла-ла лу, лу-лу ля-ля-ля, ля
лы-лы-лы,лы ул-юл-ул-юл лё-лё-ло ол-ол, ал-ал
Поможем Лунтику разложить камешки по ведеркам (если в слове есть Л – камешек с картинкой в синее ведерко, ЛЬ- в зеленое)
Речевой материал: луна, кукла, голуби, лимон, малина, белка, корабль, стол, телефон, медаль, молоток, лебедь, лампа, дятел, лестница, улитка. - Ребята, познакомим Лунтика с нашими земными словами -
поиграем в игру «Измени слово». (Объяснить правила: заменить 1 звук в слове на звук Ль)
Словарный материал:
вес — лес метать — летать
пекарь — лекарь пень — лень
репка —лепка печенье — леченье
вещь — лещ песок — лесок
рейка — лейка бить — лить
печь — лечь
У Лунтика с собой есть карта звездного неба, но звезд очень мало, давайте добавим. За ваш правильный ответ на небе будут зажигаться звезды. (Определение количества слогов в словах: луна, кукла, голуби, лимон, малина, белка, корабль, стол, телефон, медаль, молоток, лебедь, лампа, дятел, лестница, улитка)У нашего гостя необычное, красивое имя.
- Давайте составим звуковую схему слова Лунтик.
- Сколько в слове слогов?
Ребята, произнесите слово, потянув первый звук. Назовите его. Какой он? («л» –согласный, твердый, звонкий) какую кладем фишку?(синию) Произносим слово и тянем следующий звук. Дайте характеристику этому звуку.(«у» – гласный, кладем красную фишку) И т.д.Сколько звуков в этом слове? (5) Гласных?(2) согласных?(3) Сколько слогов? (2) Делаем вывод: СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
III. Физкультминутка.
Буквой л расставим ноги,
Словно в пляске, — руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу.
Влево, вправо, влево, вправо.
IV. Показ буквы л. Звуки Л и Ль какой буквой обозначаются? (Л) А теперь и вас и Лунтика я познакомлю с буквой Л.
На что похожа буква Л? (Показ двух вариантов)
Л уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у буквы Л, не так ли?» О.Гофман
Алфавит продолжит ваш
Буква Л — лесной шалаш. В.Степанов
Выкладывание буквы из палочек.
Штриховка букв: 1- синим цветом (горизонтальная штриховка), 2 – зеленым (диагональная штриховка)
Нахождение л в строчках букв и ее вычеркивание.
Написать букву по образцу.
V. Подбор слов к схемам.
IX. Подведение итога занятия.