Статья о научно-исследовательской работе по истории Вариативность образования в преподавании истории
Вариативность образования в преподавании истории.
Научно-исследовательская работа в 2015-16 учебном году учителя истории и обществознания ВКК МКОУ лицей № 11 г. Россошь Караваевой А.В.
«Образован не тот, кто много знает, а тот,
кто хочет много знать и умеет добывать эти знания».
Вахтерова В.П«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу».Ричард Олдингтон
В 2013 году мною начата научно-исследовательская работу на тему «Вариативность образования в преподавании истории». В 2014-2016 учебных годах эта работа была продолжена. Целью работы является формирования социокультурной идентичности учащихся, развития их логического и научного мышления, повышение качества знаний и результативности по предмету путем вариативного преподавания истории. Работа ведется в тесном сотрудничестве учащегося и учителя. В 2015-16 учебном году работа велась с учениками 6-х, 8-х классов. Качество знаний в этих классах и по истории и по обществознанию составило от 64 до 96 %.
Изучение теоретических основ по теме.
Круг вопросов по теме очень широк. В 2015-16 учебном году я уделяла внимание изучению следующих теоретических и практических вопросов по теме работы.
1. Структура исторических знаний: факт, событие, процесс. 2. Изучение исторических фактов: их различие, уровень освещения.3. Методика формирования эмоционально-ценностного отношения к историческому материалу.4. Методы и приемы формирования представлений и понятий у учащихся при изучении истории. 5. Организация познавательной деятельности учащихся при изучении истории.6. Методы, приемы, формы обучения истории в школе.7. Проблемные и познавательные задачи при изучении истории в школе.8. Развитие исторического мышления у школьников: сущность, методы и приемы. 9. Формирование учебных умений и навыков у учащихся при изучении истории.10. Хронология и картография при изучении истории в школе: сущность, методы и приемы работы с ними.11.Формирование мотивации к изучению истории на уроках истории.12.Использование исторических источников, художественной литературы в обучении истории. 13.Межпредметные, внутрипредметные, межкурсовые связи при изучении истории в школе.14.Современные технологии обучения истории. 15. Внеурочная воспитательная работа по истории в школе.
Участие в районном конкурсе «Учитель года»
В 2015-16 учебном году я участвовала в районном конкурсе «Учитель года». При участии в конкурсе мною был публично представлен опыт работы: защищена методическая концепция «Формирование социокультурной идентичности обучающихся на уроках и во внеурочное время», проведен открытый урок конкурса «Великая Северная война», мастер-класс «Приемы мнемотехники». Форма урока, представленного на конкурс: проблемно-исследовательская, технологии урока: технология проблемного обучения, интегрирования знаний, использование ИКТ, использование видеоресурсов и документов по теме, здоровьесберегающая. При проведении мастер-класса ставились следующие задачи: познакомить участников мастер-класса с приёмами мнемотехники и опытом работы учителя; раскрыть практическую значимость приёмов мнемотехники при изучении истории и других предметов; показать оптимизацию процесса обучения, индивидуальный подход, метапредметную связь при использовании приёмов. Результатом участия в конкурсе стало обобщение опыта по теме научно-исследовательской работы «Вариативность преподавания истории» и призовое место в районном конкурсе «Учитель года».
Работа на уроках
1.В 6-х классах, в рамках реализации ФГОС и расширения вариативности преподавания истории мною были разработаны и апробированы внутрипредметный и межпредметный образовательные модули по истории «Культура Средневековья» и «Былины и сказания Древней Руси». Работа с детьми дала возможность расширить знания по истории, получить дополнительную информацию и практические навыки по вопросам культуры, выявить учащихся, заинтересованных в дальнейшей научно-исследовательской работе по предмету.
2. На уроках истории в 6 классах в 2015-16 учебном году проводилась работа по созданию учащимися проектов по истории Средних веков и истории России («Культура стран халифата», «Византия – страна загадок», «Жанна дАрк – народная героиня Франции», «Кто такие печенеги», «Личность в истории. Иван Грозный» и др.). Работа над проектами заинтересовала учащихся и будет продолжена 7 классах. В 9 классах будет вестись работа по созданию проектов в курсе истории России в XX веке.
3. На уроках в 6-х,8-х классах мною в течение года были использованы различные формы уроков: урок – лекция, урок с использованием учебного кинофильма, урок теоретических или практических самостоятельных работ(исследовательского типа), урок – экскурсия, семинар, познавательная лаборатория, видеоэкскурсия, образовательное путешествие и другие. В 8-х классах, при изучении истории России XIX века, на уроках применялась технология интегрирования знаний. Использовался материал из русской классической литературы, что позволяло расширить и дополнить материал по теме.
Работа во внеурочное время
Детское объединение «Археологический клуб»
В течение учебного года проходили занятия детского объединения «Археологический клуб» в рамках внеурочной деятельности в МКОУ лицей №11. На занятиях учащиеся лицея изучали теоретическую часть, в которой заложены основные базисные знания по археологии, а в июне проходили практические занятия в выездном лагере, где закрепляли свои умения и навыки. В летнее время дети проходят археологическую практику, что обусловлено спецификой детского объединения – изучение памятников непосредственно в полевых условиях. Здесь они оттачивают полученные знания и умения, выступая в роли непосредственных помощников археологов. Учащиеся вплотную соприкасаются с научной методикой ведения археологических работ под руководством студентов и преподавателей ВГПУ и сами ведут всю полевую работу, что позволяет не только оттачивать умения научного землекопания, но и помогает заниматься самостоятельной научной деятельностью. Самыми главными результатами этой работы являются воспитание интереса и уважения к истории страны, любовь к археологии и истории, сознательный выбор предмета при итоговой аттестации. Ежегодно археологический отряд МКОУ лицей № 11 «Викинги» занимает призовые места в районном археологическом лагере (в 2016 году 9 призовых мест), на районной археологической конференции в МКОУ Подгоренский лицей им. Белозерова. Весной 2016 года на районную археологическую конференцию детского археологического движения «Возвращение к истокам» учащейся 6 «А» класса Бережной Анастасией был представлен реферат «Печенеги», при подготовке которого была проведена большая научная работа. Работа содержит интереснейший материал по ранней истории нашего края. Реферат занял призовое 2 место на конференции «Наше наследие», работа над вопросом будет продолжена и дополнена.
Научно-исследовательские работы учащихся
Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности. Особую значимость сегодня приобретает именно организация научно-исследовательской деятельности, так как она выступает фактором саморазвития, самоопределения, оказывает существенное влияние на личностно профессиональное становление. Сначала, в 5-6 классах детям предлагается сделать краткое, интересное сообщение к теме на уроках. Сообщение не должно повторять содержание учебника. Эти сообщения анализируются (достоверны ли факты, как преподносится материал). С учащимися проводится работа в разных формах: подготовка докладов, сообщений, помощь в разработке тем научных исследований, подборе литературы, консультативная помощь. Начиная с 8 класса (иногда раньше) лицеисты начинают готовить серьезные исследовательские работы.Научно-исследовательская деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога руководителя – создать и поддержать творческую атмосферу.
В ходе научно-исследовательской деятельности развиваются следующие навыки и качества учащихся:
- навык самостоятельной исследовательской деятельности;
- навык работы с научно-познавательной литературой;
- инициативность и творчество;
- использование, расширение и углубление школьных знаний;
- навык совместной работы с различными специалистами;
- самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы.
Критерии выбора учебных проблем.
Проблема соответствует познавательным потребностям ученика или группы учащихся.
Ученики принимают участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.
Наличие необходимых ресурсов для решения проблемы.
Выбранная проблема допускает выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.
Учет предшествующей подготовки и опыта школьников.
Выбранная проблема является достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилия группы учащихся.
Учебная проблема должна быть достаточно серьезной и значимой, чтобы гарантировать заинтересованность школьника.
Проблема отвечает возрастным особенностям учащихся и может быть ими решена (этот критерий особенно важен при формулировке проблемы и отборе материалов для ее решения).
Как правило, проблемы, которые школьники считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета. К решению реальной проблемной задачи часто привлекаются умения, понятия и знание явлений, относящихся к целому ряду учебных дисциплин.
Научно-исследовательская деятельность – это образовательная работа, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика исследования выбранного явления, собственный экспериментальный материал, анализ полученных данных и вытекающие из него выводы. В лицее функционирует НОУ «Прометей», где я руковожу секцией «Истоки».
«Галилео»
Ежегодно в области проходит чемпионат для школьников по интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» Команда «Галилео» МКОУ лицей № 11 ежегодно занимает призовые места на районных и зональных играх и принимает участие в областной игре. Я считаю, что подготовка и участие в играх – это один из вариантов получения знаний по истории и обществознанию. Члены команды (8-10 человек 9-11 классов, состав ежегодно обновляется) просматривают, запоминают, анализируют очень большой объём информации при подготовке к игре. Это знания по истории, культуре, литературе, спорту и др. Участие в команде помогает повысить общий интеллектуальный уровень, значительно дополнить знания школьной программы.