Приемы развития смыслового чтения на уроках русского языка в соответствии с требованием ФГОС
это ещё ничего не значит;
что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
К.Д.Ушинский
Тексты вокруг нас. Они повсюду. Как бы сильно в настоящее время не были развиты информационные потоки через видео- и аудиотехнику, считывание глазами буквенной информации остаётся основным средством обучения современности. Чтение как инструмент познания мира играет в жизни людей огромную роль. При этом в условиях мощных потоков информации существует огромное количество избыточных сведений, и наша задача заключается в том, чтобы научиться отсеивать этот избыток и выбирать существенно – новые знания. Сделать это можно путём организации чтения, развития способности извлекать значимую, ценную информацию в существенно сжатые сроки.
Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.
Стандарты Второго поколения определяют, что выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.
На мой взгляд, один из способов овладения навыков смыслового чтения является технология развития критического мышления.
Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Это технология, которая даёт возможность реализовать основные направления модернизации образования:
деятельностный характер образования
личностная ориентация обучения
востребованность результатов образования в жизни, их социализация
По мнению российских педагогов, характерными особенностями критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.
Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве. Основу технологии составляет трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.
ЭТАПЫ урока
ЭТАП 1
ВЫЗОВ
(ликвидация чистого листа)
ЭТАП 2
ОСМЫСЛЕНИЕ
(реализация осмысление)
ЭТАП 3
РЕФЛЕКСИЯ
(размышление)
Каждый этап предусматривает реализацию определенных задач:
ПЕРВЫЙ ЭТАП – его присутствие на каждом уроке обязательно. Этот этап позволяет:
- актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;
- вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;
- пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.
На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данной проблеме. Предлагаю детям работу с вопросами по проблеме. Она может проходить по 2 линиям: «я сам», «мы вместе». На этом этапе у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает и что хочет узнать или что ему необходимо узнать.
ВТОРОЙ ЭТАП - осмысление - ставит другие задачи:
- помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.
Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания. Дети отвечают на вопросы, которые сами перед собой поставили на первой стадии (что хочу узнать).
ТРЕТИЙ ЭТАП – рефлексия (размышление). Здесь основным является: - целостное осмысление, обобщение полученной информации;
- присвоение нового знания, новой информации учеником;
- формирование у каждого из учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. Учитель осуществляю возврат учащихся к стадии вызова, к ключевым словам, к перевёрнутым логическим цепочкам, к кластерам.
Если посмотреть на три описанные выше этапа занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют для меня исключительной новизны. Они почти всегда присутствуют на уроке, только называются иначе. Вместо «Вызова» более привычно для всех было введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «Осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третий этап в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения, итог. Попытаемся разобраться, в чём же различие традиционного урока от урока, выстроенного по новой технологии? Думаю, что секрет новизны раскрывают сами философские идеи, и развитию критического мышления учащихся способствуют методические приёмы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждого ученика.
Проблема понимания художественного произведения и научно- познавательного текста поставлено нами на первое место. Учащиеся стали глубже понимать прочитанное, овладевают активными способами чтения и приёмами работы с текстом, что позволяет повышать культуру речи, эстетическое развитие, формирует активную личность, умеющую работать творчески как в группе, так и самостоятельно.
Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения» или «Верите ли вы». Учащимся предлагаются ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, слово учителя, дополнительная информация в различных источниках) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания, опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.
Прием «Верите ли вы» используются, например, при знакомстве с новой частью речи - причастием::
- Причастие - это самостоятельная часть речи.
- Причастия совмещают в себе признаки глагола и прилагательного.
- Причастия бывают 1 и 2 спряжения.
- Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
- Причастия могут быть действительными и страдающими.
- Действительные причастия могут иметь краткую форму.
- Причастие с зависимым словом называется причастным оборотом.
Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.
Составление «Ассоциативной карты» по заданной теме (список известной информации, например, по теме: «Имя существительное», «Глагол», «Бессоюзное сложное предложение» и др.). Происходит вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивация для дальнейшей работы.
Развитию внимания и грамотности, осмысленности чтения помогают различные составления словарей на предложенные темы. Например, при изучении темы «Правописание приставок пре- и при» в 6 классе или при изучении словарных слов на тему «Спорт» в 5 классе учащимся предложено составить тематические словари.
На занятиях по развитию речи при написании изложений использую и прием прогнозирования. Прогнозирование содержания текста по его заголовку, фамилии автора.
Научит ребят думать над прочитанным, понимать произведение прием «толстых» и «тонких» вопросов.
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Таблица " толстых " и " тонких " вопросов
Толстые ?
Тонкие ?
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ?
Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного развернутого ответа.
Учимся определять уровень сложности вопроса – относить его к «толстым» или «тонким». Например, в конце каждого раздела имеются вопросы. Можно спросить:
- Какие из них требуют односложного ответа?
- Какие заставляют размышлять, анализировать?
- Какие вопросы можно использовать для кроссвордов, или в игре «Умники и умницы»?
Работу с «тонкими» вопросами дети продолжают на творческом уровне, составляя кроссворды и сценарии игр.
КРОССВОРД «МОРФЕМИКА»
(5 класс)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Ключевое слово: Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются наименьшие значимые части слова.
Что образует окончание?
Как называется беззвучное окончание?
Какая часть речи не имеет окончания?
Как называется суффикс, стоящий после окончания?
Как называется замена одних звуков другими в одной и той же части слова?
Как называется наименьшая значимая часть слова?
Как называется значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов?
Как называется главная значимая часть слова?
Что есть часть изменяемого слова без окончания.
«Толстые» вопросы, придуманные учениками, могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.
Данную работу можно организовать в парах, в группах и индивидуально. Дети увлекаются этим видом деятельности, да и само название приема вызывает у них радостное ощущение, на завершающем этапе стадии осмысления или в конце изучения произведения устраиваем конкурс по номинациям: на самый оригинальный, самый лёгкий, самый каверзный, самый трудный, вопрос – загадку. Каждый ребенок в процессе обучения желает задать вопрос.
Хочется сказать о приеме «Письмо по кругу». Класс делится на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям.
Чтение с остановками также удачно вписывается, прежде всего, в уроки развития речи. Данную стратегию использую и во внеклассной работе. Материалом для ее проведения служит повествовательный текст. В начале урока учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Анализируя средства художественной выразительности, побуждаю учащихся к размышлению.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данный прием способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Для развития критического мышления организую работу в группах - "обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве", которая заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Процесс обучения сообща в большей степени приближен к реальной действительности, чем традиционное обучение: чаще всего мы принимаем решения в процессе общения в небольших группах, временных творческих коллективах. Эти решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
На каждом из этапов урока я использую определённые приёмы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность и способствуют развитию критического мышления.
На этапе вызова это такие приемы, как:
Кластер, эйдос-конспект
Корзина идей
Прогноз «Логические цепочки»
Взаимоопрос, взаимообучение и взаимопроверка
Знаете ли вы, что
Хочу подробнее остановиться на том, как я использую эти приемы на практике
Приём составления кластера:
Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.
Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями.
Приведу пример кластера, который получился на уроке русского языка в 5 классе. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.
Приём «Корзина» идей, понятий, имён.
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает
по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики
делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на
обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,
при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»
идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно
«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Например. Учитель ставит перед детьми проблему:
- Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных
согласных по глухости-звонкости на конце слова?
(б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много»)
- Обмен информацией в группах.
- Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.
Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный)
- Какое слово может быть лишним? Почему?
мороз
снег
снежки
холод
-( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова).
- Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?
Этап осмысления направлен на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенно мы вместе с детьми подвигаемся от знаний «старого» к «новому».
Технология «критического мышления» предлагает методический приём, известный как инсерт. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Ученики знакомятся с рядом маркировочных знаков, далее по мере чтения ставят их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки следующие:
Знаком «галочка» ( + ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (!) отмечается то, что удивило ребенка.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Предлагаю форму проверки и оценки проделанной работы.
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом ученики прямо зачитывают текст, или ссылаются на него.
Весьма интересным в этом приёме является знак «вопрос».
А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, которые задают сами ученики по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остаётся «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от меня или товарищей на следующем уроке.
Прием составления маркировочной таблицы.
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочных таблиц. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
В каждую колонку дети или я с их слов разносим полученную по ходу чтения информацию и записываем сведения, факты своими словами. Этот пример позволяет проконтролировать работу каждого ученика с текстом.
Приём взаимоопроса и взаимообучения применяю на ранних фазах занятия. Он направлен на то, что ученику легче ответить своему однокласснику, чем мне, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работу организую в парах, но обязательно фиксируются правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика. Дети учатся слушать друг друга, быть терпимее и объективнее.
Приемы на III этапе - этапе рефлексии:
Письмо по кругу; Кроссворды; Закончи предложение; Написание синквейна, тесты;
Кроссворды – это тоже прием критического мышления. Этот прием используется как на II стадии осмысления и III рефлексии.
Прием «Письмо по кругу»- сочинение на определенную тему по одному предложению.
Прием «Закончи предложение» проводится на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Один из видов работ, которые использую на уроках - это составление тестов к отдельно взятым темам. Подобные работы приучают детей более внимательно изучать учебный материал, обращая внимание на детали, которые раньше упускали. Детям такая работа очень нравится.
Приём «Написание синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:
на первой строчке записывают одно слово – существительное. Это есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строке записывают тему глагола (формы его, или краткие прилагательные), описывающего действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка - это слово резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности эмоциональной.
При изучении темы «Причастие как часть речи» ребята создают, например такие синквейны:
1. Причастие
2. Страдательное, действительное
3.Согласуется, склоняется, образует причастный оборот
4. Признаки глагола и прилагательного
5. Часть речи
или на тему «Стили речи»:
1. Репортаж
2. Общественный, актуальный
3. Воздействует, влияет, побуждает
4. Эмоциональная оценка события
5. Публицистический стиль
В заключении любой учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми:
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих действиях, а будут самостоятельными.
Говорите часто учащимся «Не знаю», чтобы они думали сами, были внимательными, не переспрашивали несколько раз.
Не забывайте о том, что учитель не передает знания, а создает условия для их развития!
Важно нормальное, человеческое отношение к ученикам, важна обстановка, в которой они живут.
Ошибка находка для учителя! Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой.
Недопустимо использовать слова: «Об этом будем говорить позже, потом», все надо решать сразу.
Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно».
Нельзя говорить: «Кто прочитает лучше Кати?» Недопустимо сравнивать ученика с кем-либо, сравнивайте его только с его успехами, продвижениями в
развитии!
На уроке все должны находиться в спокойном состоянии, а не в стрессовом!
Школьник должен знать, что его в школе любят, ему верят, его прощают.
Почаще напоминайте ученикам, что их мнение важно для вас.
Эмоциональный отклик лучше вежливого равнодушия, даже пусть нарушением
школьной дисциплины.
Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время.
На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решения.
Больше всего дети утомляются в бездействии.
Почаще ставьте себя на место ребенка.
Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
Не забывайте, что на уроке продолжается жизнь ребенка!
15