Материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
Учитель Круговая Инна Витальевна
Количество часов 80
Пояснительная записка
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку. Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса. Цели занятий реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: занятие-лекция с элементами исследовательской деятельности и практические занятия. Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Своеобразие и специфика данной Программы состоит в том, что материал по повторению и подготовке к экзамену достаточно равномерно распределён по занятиям в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 10-11 классов.
Программа рассчитана на 80 часов и адресована учащимся 9-11 классов. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях, а также при подготовке к экзаменам по русскому языку в старших классах.
Цели подготовительного курса:
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Задачи подготовительного курса:
помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ по русскому языку;
совершенствование практической грамотности;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;
формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Основные функции языка.
Основные единицы и уровни языка и их взаимосвязь.
Основные нормы русского литературного языка.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесённости содержания и языкового оформления;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности, уместности употребления;
проводить лингвистический анализ текста различных функциональных разновидностей языка;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
владеть основными приёмами переработки устного и письменного текста;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы русского литературного языка;
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
формулировать проблему, поставленную автором исходного текста, и комментировать её;
определять позицию автора;
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Тематическое планирование
№ занятия.
Кол-во
часов
Раздел.
Тема занятия.
1.
2
Фонетика
Соотношение звуков и букв в русском языке. Классификация гласных и согласных в русском языке.
2.
2
Фонетика
Фонетическая транскрипция. Фонетический разбор слов.(Практическое занятие)
3.
2
Морфемика
Правила чередования гласных и согласных в корне слова.
4.
2
Морфемика
Практическое занятие.
5.
2
Словообразование
Основные способы словообразования.
6.
2
Словообразование
Понятие о словообразовательных цепочках. Виды основ.
7.
2
Словообразование
Словообразовательный разбор слова. Тренировочные упражнения.
8.
2
Морфология.
Имя существительное. Основные категории, признаки.
9.
2
Морфология
Имя существительное. Особенности склонения, категория рода и числа.
10.
2
Морфология
Имя прилагательное. Местоимение. Числительное.
11.
2
Морфология
Глагол. Причастие и деепричастие. Наречие.
12.
2
Морфология
Морфологический разбор разных частей речи. Практическое занятие.
13.
2
Орфография.
Правописание Н-НН в разных частях речи. Правописание корня слова.
14.
2
Орфография.
Правописание приставок. Правописание безударных окончаний глаголов и суффиксов причастий.
15.
2
Орфография.
Правописание суффиксов разных частей речи. Слитное и раздельное правописание НЕ с разными частями речи.
16.
2
Орфография.
Слитное, дефисное, раздельное написание наречий, производных предлогов, союзов.
17.
2
Синтаксис.
Строение простых предложений с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
18.
2
Синтаксис.
Односоставные предложения.
19.
2
Синтаксис.
Синтаксический анализ простого и сложного предложений.
20.
2
Пунктуация.
Знаки препинания в сложносочинённом предложении.
21.
2
Пунктуация.
Знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами.
22.
2
Пунктуация.
Знаки препинания в предложениях с вводными слова и предложениями.
23.
2
Пунктуация.
Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
24.
2
Пунктуация.
Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
25.
2
Пунктуация.
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.
26.
2
Пунктуация.
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
27.
2
Пунктуация.
Грамматическая синонимия. Синонимическая замена сложноподчинённого предложения с придаточным определительным простым предложением с причастным оборотом.
28.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Выделение основной и дополнительной информации в тексте.
29.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Смысловой анализ текста.
30.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Типологический анализ текста.
31.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Средства связи предложений в тексте.
32.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Средства выразительности в тексте
33.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Композиция сочинения – рассуждения. Критерии оценивания сочинения. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений.
34.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы текста. соотношение тематики и проблематики текста
35.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
36.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции
37.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля
38.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля
39.
2
Информационно-смысловая обработка текста.
Как писать сочинение-рассуждение по тексту научно-популярного стиля
40.
2
Итоговый пробный тест. Контрольная работа.
Тематика самостоятельных работ
№
Кол-во
часов
Раздел.
Тема занятия.
1.
2
Орфография
Основные типы орфограмм. Тренировочные упражнения
2.
2
Морфемика
Морфемный анализ слова. Выполнение упражнений.
3.
2
Словообразование
Словообразовательный разбор слов. Выполнение упражнений.
4.
8
Морфология
Составление конспекта «Употребление самостоятельных частей речи».
Морфологический разбор самостоятельных частей речи. Работа с таблицами и алгоритмами по правописанию самостоятельных частей речи.
Подготовка реферативных сообщений по теме
Анализ текстов. Выполнение упражнений.
5.
4
Морфология
Составление конспекта «Употребление служебных частей речи».
Анализ текстов.
Работа с таблицами и алгоритмами по правописанию служебных частей речи.
Выполнение упражнений
6.
10
Синтаксис и пунктуация
Словосочетание, простое предложение и все виды сложных предложений. Тренировочные упражнения. Синтаксические разборы .
7.
2
Лексика и фразеология
Анализ текста. «Слово как единица языка. Слово в разных уровнях языка».
Работа с лексическими словарями.
8.
2
Лексика и фразеология
«Использование афоризмов в речи». Выполнение упражнений.
Работа с фразеологическими словарями.
9.
1
Текст
Подготовка реферативных сообщений по теме «Текст и его назначение».
10.
5
Стили речи
Стилистический анализ текста.
Составление конспекта по теме «Подготовка публичной речи».
Подготовка реферативных сообщений по теме «Стилистика и синонимические средства языка».
Выполнение упражнений.
Список учебной литературы
ЕГЭ: Русский язык: КИМы / В.И.Капинос и др.; Под ред. Г.С.Ковалёвой; Министерство образования Российской Федерации,– М.: Просвещение, 2007
Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл.– М.: Вербум-М, 2003.
Поникарова Л.А. Русский язык в таблицах и заданиях (сложное предложение) М.: Просвещение, 2008;
Фролова Т.Я. Грамотность за 12 занятий: Русский язык– Симферополь: 2004.
Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 11 класс: Традиционная система планирования и методика преподавания с целью подготовки к ЕГЭ.-М.: ВАКО, 2004, стр.172-365.
Лингвистический анализ художественного текста на уроках русского языка: Дидактические материалы.– Белгородский областной научно-методический центр содержания образования: Белгород, 2002.
Махницкая Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам.– Ростов, Феникс, 2005.
Гостева Ю.Н., Львова В.В. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь. – М.: “Экзамен”, 2010.
ЕГЭ 2006. Русский язык. Поурочное планирование к экзамену / Е.А.Влодавская – М.: “Экзамен”, 2006.
Львова С.И., Цыбулько И.П. Русский язык. Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2010.
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 класс. – М.: Просвещение, 2004;
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. – М.: Интеллект-Центр, 2010;
Егораева Г.Т. Русский язык. Практикум. Подготовка к выполнению части С. – М.: “Экзамен”, 2010.
Борисенко Н.А., Нарушевич А.Г., Шапиро Н.А. Подготовка учащихся к выполнению текстовых заданий в итоговой аттестации по русскому языку в 9 – 11 классах. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2008.
Заголовок 1Заголовок 315