АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ
Г.А.Маслова, Л.В.Завьялова
Педагоги дополнительного образования, МОУ ДОД «Центр детского творчества» г.Абакана.
Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века ты оценить ее спеши:
Она - твой давний добрый лекарь, она союзница души.
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она широка и ставится не впервые. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия человека с природой выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя.
Все это ставит перед педагогической наукой задачу разработки многостороннего эколого-нравственного воспитания учащихся школ и учреждений дополнительного образования. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережней относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Дополнительное образование уже сегодня должно проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание.
Существует немало литературы для познания экологии. Любое детское произведение, где в занимательной форме описана жизнь животных, где действуют персонажи из мира животных, а, кроме того, не нарушаются экологические правила, может быть использована в работе педагога по данному направлению. Много экологических сказок создано Б. Заходером. К числу экологических можно отнести и рассказы В. Бианки, могут быть полезны и познавательны русские народные сказки.
В начале учебного года нами было проведено исследование при поступлении детей младшего школьного возраста в театральную студию по вопросам формирования экологического сознания. Получились следующие результаты: представление у детей младшего школьного возраста о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех детей. В связи с этим были разработаны занятия по экологическому воспитанию детей младшего школьного возраста, целью которых являлось формирование экологического сознания детей.
Занятия по экологическому воспитанию проходили с помощью различных театральных форм: игры, этюды, упражнения, тренинги, импровизации на заданную тему (на страже леса, зимовье зверей, не топчи и т.п.), где ребенок может применить свои знания, фантазию и воплотить это на сцене. В процессе театральной игры ребенок понимает, какое влияние имеет поведение человека и вся его деятельность на окружающий мир. Это позволяет мотивированно и обоснованно подвести детей младшего школьного возраста к выводу о необходимости защиты и охраны природы. Театрализованные занятия, как правило, надолго запоминаются детям, и конечно, тот материал, который на них изучался.
Совместно с детьми театральной студии были разработаны сценарии экологических сказок для младшего школьного возраста, подготовлены и проведены мини спектакли «Маленькие спасатели большого леса», «У каждого своя защита». Дети с удовольствием участвовали в подготовке спектакля. Активно во всем помогали: нарисовали афишу, подобрали костюмы животных, создали декорации (отмечалось активное участие родителей). Тема самозащиты животных была актуальна несколько занятий. Ребята импровизировали на сцене, превращаясь в то или иное животное, приносили различные книги о жизни леса и его обитателей.
В результате проведенных занятий по экологическому воспитанию наблюдалась следующая картина: дети воспринимали материал с интересом, не было признаков утомленности, активно участвовали в творческом процессе, на последующих беседах по теме занятий были проявлены достаточно глубокие знания практически всеми детьми. Но самое главное отношение детей к окружающей нас природе стало более чутким, внимательным, дети проявляли участие и инициативу в вопросах помощи растениям и животным.
Искусство, в том числе и театр, учит нас замечать и ценить всё прекрасное в том, что нас окружает. Тот, кто любит и ценит красоту, вряд ли станет разрушать. Писатель Николай Сладков говорил: "Заставить полюбить природу нельзя, но помочь можно".
Литература
1. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности, 2002.
2. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.
3. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников. /Начальная школа.-1989.