Профориентационная беседа с элементами тренинга Дороги, которые мы выбираем
Мероприятие по профориентации
Дороги, которые мы выбираем
(беседа с элементами тренинга)
Тема: «Дороги, которые мы выбираем»
Цель: оказание действенной помощи учащимся 9-го класса в осознанном выборе профессионального пути.
Задачи: формирование у обучающихся представлений о мире профессий и их требованиях; развитие мотивации к получению профессии, мотивации на труд;
воспитание у детей уважение к труду, к представителям разных профессий.
Форма мероприятия: беседа с элементами тренинга
Участники: учащиеся 9 классов, воспитатель, психолог, социальный педагог.
Подготовительная работа: подобрать литературу по теме; подобрать и распечатать тесты, задания; подготовить сообщения о профессиях.
Оборудование: карточки с описанием типов профессий; ручки, листы бумаги.
План мероприятия:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Информационный блок (с элементами беседы, тренингом).
3. Практический блок (тесты, задания).
4. Рефлексия занятия.
Ход мероприятия
Если вы удачно выберете труд
и вложите в него душу,
то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский.
1.Воспитатель. Рождается человек. И мир, многообразный и многотрудный, сложный и противоречивый, мятежный и прекрасный, принимает его, юного гражданина, надеясь видеть в нем созидателя, веря в него, как в творца будущего. Проходят годы, и мы подходим к возрасту самоопределения, возрасту, когда должны уже сознательно и уверенно ответить на поставленный вопрос — кем быть и каким быть?
Эпиграфом нашей встречи я взяла слова К. Д. Ушинского, который говорил: “Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет”.
- Справедливы ли эти слова? (Ответ детей)
- Если да, то почему? (Ответ детей)
Спасибо, молодцы. Выбор профессии — одна из самых сложных жизненных задач, в решении которой каждый из нас должен проявить ответственность и самостоятельность. Правильный выбор — необходимое условие профессионального и социального роста личности. Если человек любит свою профессию, переживает радость труда, творчески относится к ней, он имеет возможность проявить и развить в труде все свои способности, лучшие черты своего характера, совершенствовать свои знания и умения. И тогда труд на благо общества становится источником личного счастья. Вступление в трудовую жизнь иногда называют вторым рождением человека, так ответственно значение этого шага. Впереди у вас осталось всего шесть месяцев учебного года. А многие еще не знают ответа на вопросы: кем быть? Как состояться в этой жизни? Как принять, наконец, окончательное решение по одному из самых важных вопросов жизни? Расскажите, ребята, волнует ли вас проблема выбора профессии?
- Берется интервью у воспитанников.
2. Информационный блок.
Воспитатель. Сегодня в мире более 40 000 профессий, причем постоянно возникают новые и отмирают устаревшие. А в международный стандарт классификации профессий еще в 1988 году было занесено 9333. За последнее десятилетие появилось множество новых профессий.
Как среди этого многообразия молодому человеку выбрать одну единственную? Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:
Человек-природа.
Человек-техника.
Человек-человек.
Человек-знаковая система.
Человек-художественный образ.
Сообщения воспитанников:
1. Человек - ПРИРОДА. К этой группе относятся все профессии, связанные с живой и неживой природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности. Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор. Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами. И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами. Чтобы быть успешным в этой деятельности, необходимо быть сильным и выносливым, заботливым и терпеливым, не бояться трудностей и не ждать быстрых результатов.
2. Человек - ТЕХНИКА. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживание и проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до наковальни и молота кузнеца. Инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей — вот только некоторые из них. Особенность технических объектов в том, что они могут быть точно измерены и просчитаны, поэтому профессии этой группы требуют от человека сочетания практического склада ума и творческих способностей, точности, хорошего здоровья.
3. Человек - ЧЕЛОВЕК. Врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод — все эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек. Эти профессии имеют особую социальную значимость. Они требуют от человека терпения и требовательности, умения брать ответственность на себя, контролировать свои эмоции. Главное содержание труда в этих профессиях — эффективное взаимодействие между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее. Если у вас повышенная потребность в общении, контакты с людьми будут вас радовать, если пониженная — будут утомлять. Повышенный уровень агрессии недопустим для специалистов этой сферы. Кстати, умение продуктивно общаться необходимо каждому из нас.
4. Человек - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА. К этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и своевременности информации в нашей жизни зависит многое, если не все. Поэтому специалисту, который работает со знаками, важно уметь, с одной стороны, абстрагироваться от реальных физических, химических, механических свойств предметов, а с другой — представлять и понимать характеристики реальных явлений и объектов, стоящих за знаками. Профессии этой группы предъявляют особые требования к мышлению, памяти и вниманию человека.
5. Человек - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. К этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость. Для освоения творческих профессий мало одного желания — необходимы творческие способности, талант, трудолюбие.
Сегодня у нас в гостях педагог – психолог, который проведет с вами тестирование, и мы узнаем, к какому типу профессии вы склонны, а какой вид деятельности вам противопоказан.
Тест «Профессиональная пригодность»
Ответьте на следующие вопросы:
1. Новогодняя ночь для тебя - лучшее время, чтобы:
а) выспаться;
б) посмотреть телевизор вместе с семьёй;
в) оказаться в кругу друзей.
2. Из трёх подарков ты предпочёл бы:
а) удочку, набор для вышивания;
б) коньки или лыжи;
в) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
а) в одиночку;
б) с семьёй или друзьями;
в) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
а) почувствовал бы полную свободу;
б) занялся бы поиском выхода или каким-нибудь делом;
в) ощутил бы тоску, неприкаянность, страх.
5. В своё свободное время ты любишь:
а) читать, посещать библиотеку, шахматную секцию, зоопарк, лес, ловить рыбу, мечтать;
б) рисовать, читать, заниматься спортом, музыкой, шитьём или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону, смотреть телевизор;
в) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино.
Подсчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопрос с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2, «в» - 3 баллами.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов - советуем подумать о профессии, где вам не придётся общаться с большим числом людей (продавец, учитель, журналист и психолог в данном случае не очень подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лесничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, профессия бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас, поскольку ваши ответы показывают, что вы цените тишину, не любите шумных, незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты, встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочки возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 очков, то считайте - вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен!
Ну, а если в вашем активе от 12 до 15 очков, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В вас огромный потенциал энергии и сил, которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, охотничьем хозяйстве или мастерской.
Воспитатель: Итак, ребята, вы определились с типом профессий, теперь создайте свою группу.
3.Практический блок (с элементами беседы, тренинга, заданиями).
Работа в группах.
Задание 1. Подберите как можно больше примеров профессий, относящихся к вашей группе.
Примерные ответы детей:
-Ветеринар, агроном, гидролог, часе вы определились с типом профессии, создали овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п.
-Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник., горнорабочий и т. п,
-Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер,
-Бухгалтер, ученый, экономист, математик, программист, нотариус и т. п.
-Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.д.
Задание 2. Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, сметаной, йогуртами и т. п.? (Эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей-то труд, деньги, прибыль...)
Так же и на рынке труда. Если каких-то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не могут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация - это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся очень нужными, востребованными, престижными, другие теряют свои позиции, а третьи вообще уходят в прошлое. Предлагаю вам составить списки таких профессий.
Первая группа будет составлять список «Самые модные профессии».
Вторая группа - «Самые забытые профессии».
Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны».
Четвертая группа - «Самые отважные профессии».
Послушаем, что у вас получилось.
Примерные списки профессий:
Самые модные: юрист, экономист, менеджер, топ-модель, телеведущий, веб-дизайнер, журналист, программист, автослесарь, нефтянник, пластический хирург, президент, спикер, эколог и т. п.
Самые забытые: конюх, камердинер, ключник, шорник, трубочист, бондарь, ямщик и т. п.
Профессии, которые всегда нужны: врач, учитель, дворник, строитель, шофер (водитель), парикмахер, милиционер, пекарь, земледелец, животновод, повар, бухгалтер, слесарь-водопроводчик и т. п.
Самые отважные: пожарный, каскадер, моряк-подводник, летчик-испытатель, космонавт, горноспасатель, автогонщик, сапер, шахтер, военный и т. п.
Задание 3. В последнее время незаслуженно забыты многие профессии: кузнец, полевод, трубочист, столяр, извозчик, садовник, хлебороб. Попробуем привлечь внимание к ним.
Найдите их привлекательные стороны – создайте рекламу профессий, попробуйте сагитировать присутствующих здесь на выбор этой профессии.
1 гр. - печник,
2 гр. - электрик,
3 гр. – маляр,
4 гр. - конюх.
Воспитатель. А сейчас, ребята, речь пойдет о наиболее популярных и востребованных профессиях.
Задание 4. Я называю профессию и четыре ответа, вы выбираете правильный.
1. Логист:
А) занимается логикой;
Б) организует конференции.
В) специалист по управлению транспортировкой продукции;
2. Веб-мастер:
А) работает на компьютере;
Б) разрабатывает программы;
В) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов.
3. Фандрайзер:
А) ищет деньги и возможности дальнейшего развития своей организации;
Б) фанат, которого нанимает звезда;
В) изучает пути развития предприятия.
4. РR-агент:
А) связан с политикой;
Б) специалист по рекламе и связям с общественностью.
В) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.
Ответы и комментарии
1. Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы базовое экономическое образование и курсы специализации.
2. Веб-мастер – работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадает, но веб-мастеру можно легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики и управления.
3. Фандрайзер – ищет деньги и возможности для дальнейшего развития организаций. Спрос на профессию постоянно высок. Необходим целый комплекс способностей: умение общаться, уверенность в себе, аналитические склонности, интуиция. Курсы по фандрайзенгу (дополнительное образование) часто работает при крупных научных центрах.
4. РR-агент – специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например, “политолог” или “журналист”. В России эта профессия часто называется “пресс – секретарь” и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно – политических объединениях.
Подсчитай количество правильных ответов.
Больше 3 правильных ответов. Мир современных профессий – твой мир, ты стремишься принимать решения о своем будущем, владея всей информацией.
2 - правильных ответа. Недостаток информации может стать препятствием в выборе профессии.
0-1 правильных ответов. Ты плохо ориентируешься в мире профессий. Подумай о том, как восполнить этот недостаток.
Воспитатель. Ребята, а какие свременные профессии вы еще знаете? ( Ответы детей)
Задание 5. Я даю характеристику профессии, а вы должны правильно определить её.
Чтобы выговорить это слово, нужно долго и упорно тренировать свою дикцию. Но зато как звучит! Сколько в этом загадки и авторитета! А на самом деле это обычный специалист по страхованию. Как правило, штатный сотрудник страховой компании. Привлекает новых клиентов, составляет договоры, контролирует их выполнение, осуществляет необходимые действия при возникновении страхового случая.
(Андеррайтер)
Очень модное слово на сегодняшний день. Скажи кому-нибудь, вряд ли кто поймет, но уважать начнут с удвоенной силой. Суть работы состоит в том, чтобы обеспечить процветание, а в идеале - лидерство на рынке. Он должен иметь необходимые знания в области маркетинга, торговли. Выходит, что этот человек никто иной как представитель и разработчик какой – то торговой марки.
(Бренд-менеджер)
По-русски - специалист в области розничной торговли. Занимается поставками товара одной марки в розничную сеть, создавая тем самым свою базу потребителей этого товара. Основная его задача – поддержать положительный имидж своей фирмы, обеспечивать выгодное расположение продукции на магазинных полках, отслеживать ее постоянное наличие в продаже, дарит от имени фирмы сувениры.
(Мерчендайзер)
Это специалист по внедрению или продвижению какого-либо товара или услуг. Такая должность может быть в штате любой фирмы, занимающейся производством услуг (рекламных, творческих и т.д.). Но в действительности это просто живая реклама, из которой выжимаю все, что только можно выжать из молодого человека без образования и опыта работы в рекламном бизнесе. При минимальной оплате труда.
(Промоушн-специалист)
Специалист по обучению персонала. Часто проводит обучение самостоятельно. Организует тренинги для сотрудников по психологии (укрепляет психологическую устойчивость и развивает способность к адаптации), разрабатывает и внедряет обучающие и тренировочные программы.
Задание 6. Метод незавершенного предложения …
Определите, как выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа.
-1 группа. Вы - руководители крупной фирмы. Сформулируйте требования к идеальному работнику. Идеальный работник должен…
-2 группа. Вы - работники этой фирмы. Как вы представляете себе идеального директора? Идеальный директор должен…
-3 группа. Вы - выпускники 9 класса. Мечтаете о будущем. Как выглядит для вас идеальная работа? Идеальная работа должна…
Слушаем ваши предположения. Как же выглядят идеальный руководитель, идеальный работник и идеальная работа?
(Представители групп выступают.)
Задание 7. И руководитель, и хозяин, и работники фирмы хотят, чтобы фирма процветала, ведь от этого зависит и их благополучие.
Представьте, что я директор фирмы, предприятия, а вы пришли устраиваться на работу. Я предлагаю вам 2 минуты на обсуждение. Представьте себя так ,чтобы мне захотелось принять вас на работу (от каждой команды по одному человеку, учащиеся представляют себя, устраиваясь на работу). Из предложенного списка выберите личностные качества и знания, присущие выбранной вами профессии. (Смелость, целеустремлённость, решительность ,настойчивость ,быстрая реакция, физическая сила, застенчивость, знание коммерческого дела, честность, инициативность, порядочность ,предприимчивость, умение быстрого счета, умение управлять собой, организованность, образованность, чувство юмора, экономичность, умение вести диалог, добродушие, коммуникабельность)
Задание 8 Игра «Добрые советы» (подпишите листочки, по кругу передавайте листочки, члены вашей команды посоветуют какую-то профессию; посмотрите, совпадают или нет ваши представления о выбранной профессии с мнениями членов группы).
Воспитатель. В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий.
Тренинг «Рука судьбы»
Цель тренинга: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках напишите профессии, которые вам интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Читаем. Хотели бы вы стать….. Смотрим эмоции
Воспитатель. Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе.
- Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете?
Примерные ответы детей:
- «Давят» взрослые.
- Идут за модой.
- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.
- Выбирают «за компанию».
- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.
- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.
- Подражают героям кино и телесериалов.
Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это давление родителей, отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как тогда правильно выбрать профессию?
Тест "Как ориентироваться в мире новых профессий?"Проанализируй профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе.
1. Профессия, которую вы планируете выбрать.
2. Какое значение имеет данная профессия для общества?
3. Какой труд - автоматизированный, механизированный или ручной в ней используется?
4. Назовите объект труда, конечный результат работы.
5. Сколько часов составляет рабочий день?
6. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.
7. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?
8. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?
9. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?
10. Где можно её получить?
Воспитатель. Сориентировавшись в выборе профессии, необходимо продумать возможные пути ее получения. Наличие профессионального образования позволит человеку чувствовать себя более уверенным в себе, в своих силах. Чем выше уровень профессионального образования, тем больше возможностей занять достойное положение в обществе, достичь успехов в карьере. Образование в России делится на общее (начальное, общее, основное полное, полное общее) и профессиональное. Разобраться в том, какое профессиональное образование можно получить в нашей стране и в нашем крае, в каких учебных заведениях, вам поможет социальный педагог детского дома.
Социальный педагог предоставила информацию о системе начального и среднего профессионального образования: преимуществах, требованиях к приёму, специфике профессий и специальностей, перспективах трудоустройства, познакомила с новыми профессиями и специальностями, востребованными на региональном рынке труда.
Вывод: Итак, вы получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии. Помните, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям. Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.
Воспитатель: И последний этап нашего занятия - рефлексивный анализ. Я каждому раздам листочки, которые вы должны заполнить.
Сегодня на занятии:
• Я научился……………………………………………………………
• Было интересно…………………………………………………….
• Было трудно………………………………………………………..
• Заставило задуматься………………………………………………
Список литературы:
Н.И.Дереклеева и др.«Справочник классного руководителя».-М.:ВАКО. – 2005.
Н.И.Дереклеева «Новые родительские собрания» -М.:ВАКО. – 2006.
Мартынова А.В.»етодика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации»- ЛОИРО, 2006
Классные часы.9 класс. Составитель А.В.Давыдова М.:ВАКО. – 2008.
Родительские собрания. 9 класс. Составитель Л.А.Егорова М.:ВАКО. – 2009
Внеклассные мероприятия. 9 класс. Составитель О.Г.Черных. М.:ВАКО. – 2009
По материалам Интернета.