программа спецкурса по биологии Вопросы антропогенеза


Программа спецкурса «Вопросы антропогенеза»
Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильного класса (10 класс) средней школы. Основной целью курса является создание условий для развития творческого мышления, умения самостоятельно применять и пополнять свои знания в теме «Антропогенез» через содержание курса.
Функцией курса является расширение и углубление содержания программы биологии по данной теме, выявление специфики деятельности и требований, предъявляемым к специалистам в различных сферах деятельности.
Антропогенез (от антропо… и генез), происхождение человека, становление его как вида в процессе формирования общества – социогенеза. Видообразование, естественный отбор, эволюция осуществляли постепенное усложнение структуры организмов и нарастание количества и разнообразия видов, приспособленных к среде обитания. В результате взаимодействия эволюционных процессов сложилось огромное разнообразие биологических форм, среди которых имеются чрезвычайно высокоразвитые формы жизни, такие, как организм человека. Его формирование началось на определенном этапе эволюции и завершилось появлением особого вида Человек разумный (Homo sapiens). Проблемы антропогенеза – предмет естественнонаучных и общественных наук о человеке и Земле. Происхождение и сущность человека – научные, методологические и мировоззренческие проблемы.
На уроках биологии эти вопросы только обозначаются. На занятиях курса их можно рассматривать более подробно. Особенность занятий – их проблемный дискуссионный характер, включение в их содержание вопросов, которые исследуются в современной науке. (Что такое жизнь? Нужен ли Земле человек? Почему вымерли наши предки? и др.), большое внимание уделяется самостоятельности учащихся. Курс выстраивается на уровне межпредметных связей – биология-история, обществознание. При отборе содержания занятий используются вопросы из разных разделов биологии (эволюция, экология, генетика, антропология, археология, анатомия, систематика).
Задачи курса:
Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии;
Помощь учащимся в подготовке к поступлению в вузы;
Развитие культуры исследовательской деятельности;
Развитие навыка исследования текста;
Определение места человека в системе мира.
Курс включает:
Сравнительно-эволюционную направленность;
Системно-органную направленность;
Историческую направленность;
Мировоззренческую направленность;
Человек – сложная целостная система, которая в свою очередь является компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой – социальному миру. Курс помогает учащимся понять кто такой Человек в различных аспектах:
Человек – предмет гуманитарных наук.
Человек – универсальный биологический вид. Все приобретения Природы, все закономерности Природы есть в человеке.
Человек – есть часть Природы и представляет собой неизбежное проявление закономерного природного процесса. Фундаментом появления Человека является эволюция.
Человек – биологическое существо природной и социальной жизни.
Человек – вершина естественного развития Земли и ее биосферы.
Человек – самопреобразующаяся система (изменяя мир преобразует себя, поднимается на новый уровень самопознания).
Человек имеет другой способ существования.
Главная мотивация работы на занятиях – это познавательный интерес. Знания могут быть проверены с помощью тестовых работ и биологических задач. При изучении отдельных тем учащиеся составляют схемы, таблицы, делают выводы, готовят сообщения, анализируют тексты, работают со справочной литературой. На этапе исследовательской работы оценивается уровень теоретической подготовки к работе с текстами по поставленным задачам, способность правильно оформить и представить свои результаты.
Основной акцент при изучении вопросов курса должен быть направлен на активную работу учеников в группе в форме диалога учитель-ученик, активного обсуждения материала в форме ученик-ученик, ученик-учитель, диалога с текстом, который организуется через разработанные тексты-задания.
Содержание курса «Вопросы Антропогенеза» рассчитано на 11 часов (1 часа в неделю)
№ Тема Рассматриваемые вопросы Ключевые биологические понятия и термины, личности Деятельность
учащихся
1 Откуда мы?
Кто мы?
Куда мы
идем? Исторический аспект антропогенеза. Сложность Человека по отношению к природе. Общие свойства живого. Природа – источник возникновения, основа существования, среда развития Человека А. Каверзнев, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин, Бьерре, Вернадский,
Тейяр де Шарден;
Физика, химия, биология в Человеке,
этнограф, гипотеза, мировоззрение.
Физическая эволюция→химическая эволюция→биологическая эволюция
Ноосфера.
Работа с текстами по поставленным задачам (проблемам), конспектирование лекционного материала, выстраивание гипотез, беседа, анализ изученного материала,
2 Последствия появления
человека для биосферы Общая характеристика человека, как биологического вида. Ситуации в биосфере, связанные с появлением человека. Влияние человека на эволюцию биосферы. Острота экологического кризиса. Идеи перехода биосферы в ноосферу.
Биосфера, ноосфера, предназначенье человека, сознание, эволюция машин, развитие, моделирование, коэволюция, солнечная энергия.В.И.Вернадский Подготовка и выступления на семинаре, работа с текстами по поставленным задачам (проблемам), составление стендовых плакатов, моделирование ситуаций.
3 Человек – вершина эволюции органического мира? Представление Ч в основных мировых религиях. Основные результаты эволюционного процесса. Приспособленность организмов к разнообразным условиям среды. Примеры приспособленности животных (слух, зрение, обоняние, забота о потомстве, взаимопомощь, и т.д.). Изъяны нашего организма. Эволюция, ароморфоз, биосфера, приспособленность, рудименты, атавизмы, мутации, генофонд, экологические факторы, идиоадаптация,П→Ч→О (общая биология)
Нервная система и органы чувств животных, выносливость, восприятие, жизнеспособность, выживание, рефлекс (зоология)
Аппендикс, грыжа, варикоз, плоскостопие, кариес (анатомия)
Конспектирование, работа с текстами, учебными пособиями, работа в группе, подготовка сообщений, работа со схемами и таблицами.
4 Что такое
человек? Физиологические и психические особенности Человека разумного. Отличия Ч от животных. . Место Ч в системе мира. Свидетельства сравнительной анатомии (кости и мышцы, череп, конечности, кожа, нервная система, мозг), эмбриологии (размножение, эмбриональное развитие)Анатомия, физиология, систематика, таксон, царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид. К Линней.
Эволюционное древо.
Бинокулярное зрение, кора головного мозга, функции руки, прямохождениеКонспектирование, работа с текстами по поставленным задачам (проблемам), анализ изученного материала, работа с категориями систематики.
5 Человек– существо биосоциальноеЭффекты стаи и стада. «Общественный разум». «Общественные» животные. Дети «Маугли». Социальные факторы -труд, речь, общество.
Человекообразные обезьяны, образ жизни. Эволюция антропоидов.
Естественный отбор, борьба за существование, наследственная изменчивость, Ч. Дарвин, общество и его законы, социальные факторы.
Гоминоиды, дриопитек.
Ф. Энгельс Работа в группах, решение биологических задач, составление схем.
6 Становление Человека Человеческая триба. Взгляды на родословную Ч. Австралопитек из Афара, африканский, могучий, Бойса, Ч. Умелый. Ранние следы материальной культуры. Первые стоянки. Животный мир ОлдуваяТрудности, связанные с изучением ископаемых остатков.
Археология, палеонтология. Мутация. Относительная датировка, абсолютная хронометрия, радиоуглеродный метод, изотопы,
Олдувайская культура.
Антропометрические показатели. Работа с текстами по поставленным задачам (проблемам), заполнение таблицы, анализ учебной литературы, конспектирование.
7 Человек прямоходящий.
Неандертальский человек Меняющийся мир ледниковой эпохи. Прямоходящий Ч в Африке, Европе, Азии. Технология изготовления орудий труда. Охота, жилище и очаг
Особенности строения неандертальца. Эволюция руки. Умелые охотники. Приспособленность к переживанию ледникового периода (пещеры, шалаши, одежда. Культура неандертальцев (погребения, ритуалы, искусство)
Ашельская культура, прямохождение, конкуренция,
Антропометрические показатели.
Мустьерская культура, культ. Оледенение, приспособленность, борьба за существование, межвидовая борьба, географическая изоляция,
Антропометрические показатели. Работа с текстами по поставленным задачам, заполнение таблицы, анализ учебной литературы, работа с тестом.

8
Ранний современный человек
Познание истории человечества Особенности строения кроманьонцев. Приемы обработки камня и костей. Культура кроманьонцев. Способы охоты . Жилище, одежда, ритуалы, искусство, погребения. Возникновение земледелия, скотоводства.
Образование ископаемых остатков. Поиски ископаемых остатков. Научные раскопки. Реконструкция ископаемых остатков. О чем «говорят» кости и предметы материальной культуры? Выдающиеся археологи.
Наскальные рисунки, эволюционные преобразования, одомашнивание, окультуривание
Антропометрические показатели.
Археология, палеонтология, торф, сфагнол, окаменелости, мумия, сравнительная анатомия, годичные кольца Работа с текстами, заполнение таблицы, анализ учебной литературы, работа с тестом.
Конспектирование, работа со справочным материалом, схемами, рисунками.
9 Современный человек осваивает Землю Теории происхождения современного человека. Генетические исследования. Современный человек в Африке, Азии, Америке, Австралии. Климат, цвет кожи и телосложение. Человеческие расы.
Раса, расоведение, расогенез, нация, метизация, мулаты, биологическая (репродуктивная) изоляция, ареал, критерии вида, Работа в группах, решение биологических задач
10 Существуют ли высшие расы? Незначительность расовых различий. Почему существуют отсталые нации? Неравномерность социального и экономического развития. Расизм и эксплуатация. Теория Элиты. Сверхчеловек. Соблазны евгенизма.
Морфологические признаки, приспособленность, изоляция, интеллект, наследственность.
Поп Мальтус, Герберт Спенсер, Чарльз Дарвин, Ф. Гальтон.
Социал-дарвинизм, евгеника, генетика, селекция Работа с литературой, подготовка и выступление на семинаре, конспектирование.
11 Заключение Просмотр К/Ф «Возникновение человека». Общие выводы по теме. Рефлексия. Просмотр и анализ фильма, сопоставление с записями изученных вопросов. Рефлексия
Планируемый результат:
Понимание, что человек – субъект и носитель культуры, который интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и биологическим, и социальным, а главное – обладающим разумом – высшим результатом развития мира.
Осознание учащимися идеи возникновения человека с необходимостью и в связи с этим осмысление ответственности нынешнего поколения людей за выживание человечества и за его дальнейшее мирное существование и устойчивое развитие.
Литература:
Лавриненко В.Н. Концепции современного естествознания. М., «Культура и спорт». Изд. «ЮНИТИ», 1997.
Давид Ламберт. Доисторический человек/кембриджский путеводитель. Л., «Недра», 1991.
Казакова О.С. Хрестоматия по общей биологии для учащихся средней школы. М., «Просвещение», 1970.
Старикович С. Зачем барану рога, а воробью розовые очки? Рассказы. М., «Детская литература», 1991.