Урок по теме Движущие силы антропогенеза

МКУ «Управление образования и культуры АЛРМО»

МКОУ «Лаганская средняя общеобразовательная школа №3»












Методическая разработка урока

«Движущие силы антропогенеза»

11 класс, профильный уровень





Автор: Дорджиева Анна Джимбеевна, учитель биологии














г. Лагань,2015




План конспект урока по теме «Движущие силы антропогенеза»


Образовательная цель: сформировать понятия о движущих силах антропогенеза на основе изучения особенностей воздействия на него биологических и социальных факторов
Развивающая цель: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи,   оперировать фактами, анализировать источники информации самостоятельно формулировать и аргументировать свою точку   зрения.
Воспитательная цель: формировать компетентности в сфере самостоятельной   познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе, паре,
Оборудование: электронная презентация для мультимедийного комплекса, магнитная доска, иллюстративный материал, тексты для работы групп, альбомные листы, фломастеры.
Предметные результаты: приводить доказательства движущих сил антропогенеза: биологических и социальных; выделять отличительные признаки человека от других биологических видов;
Метапредметные результаты: аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению движущих факторов антропогенеза, владеть составляющими исследовательской деятельности по изучению факторов антропогенеза.










Ход урока
Учитель:
Происхождение человека – одна из самых сложных и интригующих глав эволюции на Земле, “мучительная, древняя загадка” (Г.Гейне). (слайд)
Если мы хотим всерьёз добраться до истины человеческой эволюции, то должны ответить на самый главный вопрос. Попробуйте его сформулировать, уже имея представление об основных этапах эволюции человека.
(Учащиеся высказывают свои предположения, предлагают формулировки)
Учитель обобщает ответы, подводит к теме урока.
Слайд . Представляет тему “Движущие факторы антропогенеза
Проблемный вопрос: Как возникло человечество? (слайд)
Задачи:
1) вскрыть движущие силы антропогенеза; 2) установить роль и взаимосвязь биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Учитель. Мы с вами рассматривали становление представлений о происхождении человека. Какой ученый сформулировал симиальную теорию, основываясь на том, что современный человек представляет собой последнее высокоорганизованное звено в цепи развития живых существ. ( Ч.Дарвин)
Слайд. Ч.Дарвин в своем научном труде «Происхождение человека» отметил : “Земля долго готовилась к принятию человека, и в одном отношении это строго справедливо, потому что человек обязан своим существованием длинному ряду предков. Если бы отсутствовало какое – либо из звеньев этой цепи, человек не был бы тем, кто он есть”
Вопрос : Какое же место человек занимает в системе органического мира? ( слайд)
 Что же представляет Человек разумный среди всего многообразия видов в природе?
( ответы учащихся)
Учитель: Человек – биологический вид, являющийся частью биосферы и, следовательно, продуктом её эволюции. Дарвин в своей работе применил эволюционную теорию к объяснению причин исторического развития человека действием биологических факторов эволюции видов в природе.

Действием каких факторов можно объяснить следующие факты? (слайд)
Факты:
Темноволосая женщина с кудрявыми волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим темные гладкие волосы. От этого брака родился ребенок со светлыми волнистыми волосами. ( наследственная изменчивость, комбинативная)
2. Эти некрупные приматы вышли в открытые пространства, кишащие хищниками и жили стаями. Они приспособились хорошо бегать на двух ногах, высвободив руки. Общественный образ жизни позволял им не только устоять против хищников, но и успешно нападать на других животных. ( естественный отбор)
Вопрос: Перечислите известные биологические факторы эволюции, общие для всей живой природы, в том числе и для человека (по Дарвину и с позиций СТЭ).
Вопрос: Как вы думаете, какие признаки у наших далёких предков были сохранены и закреплены на разных этапах антропогенеза? (слайд)
Учитель обобщает: В результате борьбы за существование преимущественно выживали и оставляли потомство особи с наиболее полезными в данных условиях наследственными изменениями. Естественный отбор способствовал закреплению следующих особенностей организации предков человека: в первую очередь, прямохождения, направленное совершенствование кисти руки и развитие головного мозга.
Слайд . Исследовательская работа №1 Биологические факторы и их роль в антропогенезе
Форма работы: парная .
Заполните таблицу, определив роль в антропогенезе анатомо-морфофизиологических и физиологических преобразований
Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования
Их роль в антропогенезе

s-образная форма позвоночника


Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы


Освобождение верхних конечностей от функции опоры


Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий



Обсуждение результатов. ( слайд)
Биологические факторы и их роль в антропогенезе
Анатомо-морфофизиологические и физиологические преобразования
Их роль в антропогенезе

s-образная форма позвоночника
Придает гибкость, пружинит при ходьбе, смягчая толчки тела

Выпрямление нижних конечностей в коленном суставе; развитее ягодичных и голенных мышц; усиление первого пальца ноги; развитие свода стопы
Устойчивое положение туловища, смягчение толчков тела при ходьбе

Освобождение верхних конечностей от функции опоры
Прогрессивное развитие первого, большого пальца, противопоставленного остальным, дифференцированность движений пальцев, орган труда, действия рук влияют на развитие головного мозга человека.

Мощное развитие мозга, особенно лобных, теменных и височных долей больших полушарий
Формирование речи, абстрактного мышления


Учитель: Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция "схемы человеческого тела", а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на различные органы.
( гимнастика для рук, слайд)
Массаж большого пальца повышает активность головного мозга
. Указательный связан с желудком.
Средний палец на кишечник,
безымянного пальца - на работу печение и почек.
Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца.
Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь

Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению,  не дает. Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и  являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения
Вопрос: Можно ли объяснить происхождение человека действием только биологических факторов?
(Предполагаемый ответ: Человек существенно отличается от животных предков, таким образом действие только биологических факторов не смогло бы привести к появлению человека.)
Человек – Венец Творенья, так считают многие. И, действительно, перед животными у нас есть ряд преимуществ. Только как появляются эти преимущества?
Человек не рождается со знанием языка, у него нет моральных правил. Так, где протекает эта тонкая грань между животными и людьми?
Вам предлагается провести небольшое исследование. Как вы думаете на какие вопросы вам будет необходимо ответить, чтобы найти эту грань? ( Наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными? Какова роль врождённого и приобретённого в развитии человека?)
Слайд. Исследование №2 Где протекает тонкая грань между животными и людьми?
Форма работы: групповая
Прочитайте текст.


Камбоджийская девочка джунглей
Рочом Пьенгенг (Rochom P'ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочкуРочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.
Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года.

Какие выводы вы можете сделать из прочитанного? Какие изменения произошли у этих детей? Есть ли шансы стать нормальным человеком у «детей Маугли»? Отметьте положительные и отрицательные черты детей Маугли? Что доказывают данные примеры? Какие факторы помимо биологических играют роль в антропогенезе? Заполните таблицу.
Социальные факторы и их роль в антропогенезе
Социальные факторы
Их роль в антропогенезе



















Исследование №2 Где протекает тонкая грань между животными и людьми?
Форма работы: групповая

Прочитайте текст.
Украинская девочка-собака
Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.
Какие выводы вы можете сделать из прочитанного? Какие изменения произошли у этих детей? Есть ли шансы стать нормальным человеком у «детей Маугли»? Отметьте положительные и отрицательные черты детей Маугли? Что доказывают данные примеры? Какие факторы помимо биологических играют роль в антропогенезе?
Обсуждение, заполнение таблицы (слайд)
Выводы:
Морфологические и физиологические особенности человека передаются по наследству, а способности к мышлению, речи, коллективной трудовой деятельности по наследству не передаются. Эти специфические качества человека исторически возникли и совершенствовались под действием социальных факторов и развиваются у каждого человека в процессе онтогенеза только в обществе благодаря воспитанию и образованию. Что доказывают выше перечисленные примеры изоляции ребенка с раннего возраста от человеческого общества. Слайд.
Если у человека не сформированы какие-либо из функций, то позже восполнить их практически невозможно!
все дети, воспитывавшиеся среди животных приобретали навыки тех животных, с которыми они находились в постоянном контакте (хождение на четырёх конечностях, неразвитая речь или её отсутствие, боязнь людей и др.)
попытки приобщить детей с «синдромом Маугли» к жизни в социуме заканчивались трагически, либо дети оставались недееспособными на всю жизнь
В процессе развития человека есть возрастная граница, порог, в который закладывается та или иная функция. Например, умение говорить, навыки прямохождения. Кроме того, существует и переходный период, в среднем, 12-13 лет. До этого возраста мозг ребенка достаточно пластичен, а к 12-13 годам мозг человека набирает интеллектуальный потенциал. Несмотря на то, что и в течение дальнейшей жизни происходит развитие, основное закладывается именно к подростковому возрасту.

Социальные факторы и их роль в антропогенезе (слайд)
Социальные факторы
Их роль в антропогенезе

Общественный образ жизни

передача опыта старших поколений последующим и воспитания человека

Изготовление орудий
Снижение зависимости человека от природы, преобразование природы

Речь

Усиление общения, развитие общественных отношений,

Абстрактное мышление
Преемственность трудового опыта в поколениях




Двигательная и речевая активность не даны человеку изначально. Развитие этих функций у каждого индивидуально и неравномерно.  В определенный момент происходит синхронизация, и создается целостный ансамбль речевой деятельности, который способен адекватно реагировать на определенные требования окружающей обстановки.
Итак, мы с вами назвали социальные факторы эволюции человека :, общественный образ жизни, речь, мышление.
Вопрос: Действие какого фактора оказало превращение стадности обезьяньих предков в общественность ( трудовая деятельность)
Учитель: Главный фактор эволюции видов в природе – естественный отбор, в эволюции человека был направлен на лучшую орудийную деятельность; именно это и имел в виду Ф.Энгельс, отмечая, что труд создал человека. (слайд)
Трудовая деятельность, коллективный труд и связанная с ними членораздельная речь сделали необходимым условием жизни передачу накопленного опыта следующим поколениям. Преимущество перед другими получили племена, которые не только поддерживали физически сильных особей, но и сохраняли престарелых членов общества-хранителей информации о способах выживания и деятельности в различных условиях (охотников, мастеров по выделке шкур и т.д.) (слайд)
В процессе труда, как совместной деятельности, люди теснее сплачивались, как члены общества, и яснее сознавали пользу совместных действий. Коллективный труд вызывал у них потребность в речи, так как без речевого общения он не мог осуществляться. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству». Это привело к возникновению и развитию языка, а вместе с тем и к развитию мышления людей, которое с самого начала, имея свою материальную основу в языке, явилось и по форме и по содержанию общественным продуктом.
Если особенности строения и физиологии человека передаются по наследству на основе генетической информации, то социальная информация передается с помощью слова и обучения и определяет духовный рост индивидуума.
Каждой взрослое поколение передает молодому опыт, знания, духовные ценности в процессе воспитания и образования.
Учитель обобщает:  появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории.
Подведем итоги, заполнив схему (слайд)
Прямохождение - свободные руки- орудийная деятельность- развитие интеллекта.
Стадный образ жизни - совместная деятельность – речь- обмен информацией, опытом, обучение.
Как результат: меняется стратегия выживания, кроме мускульной силы преимущество получил интеллект, на поздних этапах эволюции от развития мозга зависело, какие из гоминидов выживут, а какие вымрут.
Появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории.
Задание : Создайте опорную схему :“Движущие факторы антропогенеза”.
Обсуждение. Слайд
Вопросы.
Как вы думаете, какие факторы оказывают решающее влияние на развитие человеческого общества на ранних этапах антропогенеза и в настоящее время?
Отменило ли возникновение социальной сферы действие биологических законов для современного человечества? (нет, лишь изменило их проявление).
Можно ли считать, что эволюция человека прекратилась?
Тестирование:
1.К социальным факторам эволюции человека относят А) изготовление орудий труда Б) изменения в скелете В) развитие бинокулярного зрения Г) добывание пищи
2. К каким факторам эволюции человека относят коллективный труд, речь, абстрактное мышление? А) социальным Б) биотическим В) биологическим Г) абиотическим
3. Человек, в отличие от позвоночных животных, А) имеет пять отделов головного мозга Б) имеет хорошо развитые органы чувств В) создаёт сложные орудия труда Г) социальное существо
4. Современные люди, принадлежащие к разным расам, являются представителями А) одного вида Б) разных видов В) одной популяции Г) разных родов одного семейства
5. Какая из движущих сил эволюции человека имеет биологическую природу? А) абстрактное мышление Б) естественный отбор В) способность создавать орудия труда Г) членораздельная речь

6. Чему способствовало прямохождение
А) освобождению руки
Б) появлению речи
В) развитию многокамерного сердца
Г) усилению обмена веществ
7. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование
А особенностей строения и жизнедеятельности
Б) членораздельной речи
В) трудовой деятельности
Г) мышления, развитого сознания

8. Под влиянием каких социальных факторов происходила эволюция человека?
А) наследственности и изменчивости
Б) письменности и искусства
В) борьбы за существование
Г) способности к самовоспроизведению

9. Увеличение размеров мозгового отдела черепа у человека, по сравнению с лицевым, способствовало
1) наземному образй жизни
2) развитию мышления
3) редукции волосяного покрова
Г) использованию животной пищи
10) Человек, в отличие от млекопитающих животных
А) обладает возбудимостью
Б) имеет кору головного мозга
В мыслит абстрактно
Г0 обладает раздражимостью)
Самопроверка
Учитель обобщает: в своей истории человечество имеет великие достижения, два из которых оказывают исключительное влияние на его развитие:
1) неолитическая революция – одомашнивание животных и выведение культурных растений, 2) научно-техническая революция 20 века, в результате которых человек получил в свои руки огромные силы.
Как будут использованы эти силы, зависит от социальной организации и разума человечества.  Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества. Антропогенез неотделим от социогенеза. Вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез.




Заголовок 2 Заголовок 315