Интерактивная игра по русскому языку Занимательная фразеология (7-8 классы)
Занимательная фразеология
«Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка»
Н.М. ШанскийЦель– систематизирование и углубление знания по фразеологии как разделе науки о языке.
В нашем с вами современном мире сложно встретить человека, который бы ни разу в жизни не сталкивался с понятием «фразеология». Сначала родители или бабушка уговаривают нас хорошо кушать и обязательно с хлебушком, потому что «хлеб всему голова». Старшее поколение тем временем поучает нас: «Жизнь прожить не поле перейти». Готовя сделку, мы повторяем вслед за Остапом Бендером: «Утром деньги вечером стулья, вечером деньги утром стулья». И конечно, всем известно, что, например, выражение «держать рот на замке» не имеет ничего общего с амбарным замком.
- На экране вы видите слова Н.М. Шанского, которые послужат эпиграфом к нашему уроку: «Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа фразеология одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка»
Что такое фразеологизм, давайте вспомним
Конкурс «Блиц-опрос»(разминка)
. Я зачитываю вам вопросы, а вы должны на них ответить, но ответ ваш должен быть ни чем иным, как фразеологическим оборотом. Например: Как говорят о человеке низкого роста? Метр с кепкой. Право отвечать предоставляется той команде, которая первой поднимет руку
Как говорят о человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Как снег на голову, как с луны свалился)
Как говорят о том, кто обманывает? (Вешает лапшу на уши, водит за нос, пускает пыль в глаза)
Как говорят о людях, которые похожи? (Как две капли воды)
Как говорят об очень дальних родственниках? (Седьмая вода на киселе)
Как говорят о наличии большого количества денег? (Куры не клюют)
Как говорят о человеке, который неаккуратно пишет? (Как курица лапой)
Как говорят о том, кто часто меняет свои решения? (Семь пятниц на неделе)
Как говорят о безденежье? (Кот наплакал, с гулькин нос)
Как говорят о тех, кто постоянно болтает? (Лясы точит)
Как говорят о бесследно исчезнувшем человеке? (Как в воду канул, как сквозь землю провалился?)
Как говорят о людях, которые постоянно ссорятся между собой? (Как кошка с собакой)
Как говорят о тех, кто усердно трудится? (Непокладая рук, в поте лица)
Как говорят об опытном человеке? (Мастер своего дела, собаку съел)
Характеризуя худого человека, мы говорим… (кожа да кости, не в коня корм)
Уязвимое место у человека зовётся… (ахиллесовой пятой)
Конкурс «Откуда взялось выражение»
Конкурс «Какое выражение спряталось»
Точить зубы, развесить уши, водить за нос чесать языки, строить глазки, быть не в своей тарелке, клевать носом, раздувать из мухи слона, тянуть за язык.
Конкурс «Значение фразеологизмов»
Первая попытка – 3 балла, 2-ая – 2 балла, 1-ая 1 балл, 4-ая – 0 баллов.
Конкурс «Кто быстрее»
Задание: подобрать синонимы
1. Поминай, как звали.
2. Куры не клюют.
3. Водить за нос.
4. Глядеть в оба.
5. Закрывать глаза на что-то.
6. Пальчики оближешь.
1. И след простыл.
2. Хоть пруд пруди.
3. Морочить голову.
4. Держать ухо в остро.
5. Смотреть сквозь пальцы.
6. Язык проглотишь
Задание: подобрать антонимы к фразеологизмам.
1. Жить душа в душу.
2. Чуть свет.
3. Хоть пруд пруди.
4. Рукой подать.
5. Дать волю языку.
1. Как кошка с собакой.
2. На ночь глядя.
3. Кот наплакал.
4. За тридевять земель.
5. Держать язык за зубами.
Конкурс «Допиши фразеологизмы»
Задание: дописать фразеологизмы:
дрожит ( как осиновый лист); надулся ( как мышь на крупу), кататься ( как сыр в масле); путеводная ( звезда), вариться ( в собственном соку); втирать (очки), кривить ( душой),; первая (ласточка); стреляный (воробей); мокрая (курица); умирающий (лебедь); белая (ворона), кануть ( в Лету); скрепя ( сердце); до мозга (костей); ни к селу( ник городу); закадычный ( друг); страдная (пора); угрызения ( совести) ( 1 очко за ответ)
Конкурс «Замени слово».
В устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить:
Утиная песня (лебединая песня).
Баран отпущения (козёл отпущения).
Крокодил в мешке (кот в мешке).
Воронам на смех (курам на смех).
Как с совы вода (как с гуся вода).
Гол как мышь (гол как сокол).
Подложить барана (подложить свинью).
Сказка про белого осла (сказка про белого бычка).
Глухая сова (глухая тетеря).
Стреляный петух (стреляный воробей).
Тигриная доля (львиная доля).
Барсучья услуга (медвежья услуга).
Как лисица в колесе (как белка в колесе).
Конское упрямство (ослиное упрямство).
Дразнить воробьёв (дразнить гусей).
8. Конкурс «Отгадайте загадки»
1) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле,
когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)
2) Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело; а потом
расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;
ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (каша)
3) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,
вмешиваясь не в свое дело. (нос)
4) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают;
не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)
5) Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;
ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей;
в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (вода)
6) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека,
который говорит легко и бойко; за него тянут и дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда хотят не говорить лишнего.(язык)
9. Конкурс «Ну-ка сосчитай!»
- Теперь задание на внимательность: я прочту вам стихотворение В. Суслова, в котором, как мне кажется, есть немало фразеологизмов. Вы, слушая меня, должны сосчитать все фразеологические обороты:
Бывает частенько, что слово одно, Но служит по-разному людям оно. Примеры тут можно найти без труда Возьмем хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство ушло, С тех пор уже много воды утекло. Случалось, что в школе я правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал. Зато болтуну мы заметить не прочь: – Не хватит ли воду-то в ступе толочь! Не прочь и другому сказать невзначай: – Довольно лить воду! Ты дело давай! О смелом мы вправе сказать наперед: – Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет! И утки и гуси – сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода! Лентяй отдыхает, а время идет, – Под камень лежачий вода не течет. Лгунишка наврет, не поймешь для чего, – На чистую воду выводят его. Работать впустую? Что скажут потом? Не дело, мол, воду носить решетом. Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»
10. Подведение итогов
Результаты викторины
- На этом наши конкурсы закончены. Вы очень старались, были активны, показали свои знания и слаженность в работе. Теперь члены жюри посовещаются, и мы определим команду победителя.
2. Слово жюри
3. Заключительное слово
- Мы повторили и закрепили то, что касается фразеологии русского языка: определение фразеологии, значения основных фразеологических оборотов, синонимию и антонимию во фразеологии, стилистические особенности в употреблении фразеологических оборотов, и, конечно же, обогатили свой словарный запас.