Урок Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом

Тема: «Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения с общим второстепенным членом».
Цели:
Обучающие:
- формирование понятия об особенностях структуры сложносочинённых предложений с общим второстепенным членом;
- расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения, совершенствование соответствующих пунктуационных умений и навыков;
- создание условий для развития навыков связного изложения мыслей;
- коррекция правописных умений.
Развивающие:
- развитие познавательных интересов учащихся, самостоятельного мышления, умений анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы;
- развитие средствами языка интеллектуальной, духовно-нравственной, коммуникативной культуры учащихся;
- развивать внимательное отношение к значениям слов и их употреблению в письменной речи;
- развивать способность сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях;
- развивать чувство прекрасного.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету русского языка;
- воспитывать самостоятельность, творческую активность, эстетическое восприятие произведений искусства, любовь к природе;
- воспитывать чувство красоты, интерес к живописи.
Задачи урока:
- продолжить формирование речевой культуры учащихся;
- продолжить формирование умений переводить, трансформировать теоретический материал в удобную, легко воспроизводимую форму алгоритмов, схем и обратно;
- совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Оборудование: 9 класс. Учебник (УМК) 1) Л.А.Тростенцова. Русский язык,
2) С.Г.Бархударов. Русский язык; теоретическое лото, распечатанный материал 1) с тестовой работой по вариантам,
2) для исследовательской работы, рабочий лист, аудиозапись «Шум моря», портрет И.К.Айвазовского, репродукции картин И.К.Айвазовского: «Кораблекрушение», «Девятый вал», «Неаполитанский залив», «Ниагарский водопад», «Утро на море», «Морской пейзаж», «Ледяные горы в Антарктиде».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Место урока в учебной программе: третий урок темы «Сложносочинённые предложения».
Ход урока.
1. Организационный этап.
1. Приветствие учащихся учителем.
2. Запись даты в рабочих тетрадях.
2. Определение темы урока. Формулирование целей урока.
1) Эпиграф.
В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку взят диалог между тюремным смотрителем Яшкиным и смотрителем уездного училища Пимфовым из рассказа А.П.Чехова «Мыслитель», но некоторые слова я пропустила, попробуйте восстановить их:
Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних (знаков препинания)!
То есть, почему же-с? скромно вопрошает Пимфов. Хотя и много(знаков), но каждый из них имеет свое значение и место.
Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши (знаки). Одно только мудрование... Наставит десяток (запятых) в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова (запятую) ставит. Для чего это? Милостивый государь (запятая), посетив тюрьму такого-то числа (запятая), я заметил (запятая), что арестанты (запятая)... тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое... Противно читать даже. Для чего это?
Наука того требует... вздыхает Пимфов.
Наука... Умопомрачение, а не наука... Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать...
По вашему мнению, о чём идёт речь? (О знаках препинания)
Исходя из эпиграфа и темы предыдущего урока, сформулируйте тему сегодняшнего урока? (Знаки препинания в ССП)
Но ведь на прошлом уроке мы уже говорили, что в ССП могут ставиться запятая, тире, точка с запятой, о чём же ещё можно говорить?! (Ученики высказывают свои предположения). Сложно догадаться. Давайте просто изменим название темы урока, заменив словосочетание знаки препинания синонимом (пунктуация).
А тема урока будет звучать (Пунктуация в ССП)
Какие цели урока мы можем поставить перед собой?
Должны знать: условия выбора знаков препинания в ССП;
Должны уметь: расставлять знаки препинания в ССП.
Должны повторить: понятия СП, ССП, условия постановки знаков препинания в ССП.
3. Актуализация опорных знаний
Итак, повторим изученный материал. Повторение разделим на два блока: теоретический - повторим сведения о сложном предложении; и практический - закрепим на практике наши знания о знаках препинания в ССП.
1.Теоретический блок (лото). Учащийся из набора карточек выкладывает теоретический материал.
(ССП, СПП, БСП, две и более простых частей, равноправные, сочинительные союзы, подчинительные союзы, бессоюзная связь, союзная связь, интонация, союзные слова, смысловые значения, соединительные, противительные, разделительные, временные, причинные).
2. Практический блок (тестирование).
1 вариант. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почу?ствуете свежесть моря.
М. Конец зимы и на деревьях (без) умолку кричат галки.
Л. Я подош?л к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увид(е,и)л корабль.
1.Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
2.Найдите сложносочинённые предложения.
3.Строение какого предложения соответствует схеме:
опр. – личное , и двусост. ?
4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение Первые паровозы потр?сли моё воображение и мне захотелось создавать эти умные машины.
Н. Одновременность
И. Последовательность
К. Чередование
Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзом тоже
С. Мы с трудом добрались до леса до избушки лесника то(же) добирались долго.
З. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) место.
2 вариант. Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания
Н. Снег шуршит под ногами и ему уже больше (не) белеть на мостовой.
Ы. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким вя(з,с)ким запахом.
К. Тихо дыш?т зимний лес, почуяв пр?ближение весны, и постепе(н,нн)о пробуждает?ся ото сна.
1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
2. Укажите сложносочинённые предложения.
3. Строение какого предложения соответствует схеме:
неопр. – личное , безличное ?
4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка.
О. Одновременность
П. Последовательность
Т. Чередование
У. Противопоставление
5. Найдите предложения с союзом однако (знаки препинания не расставлены).
Р. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
Ответы: 1 вариант: 1М, 2АМ, 3М, 4И, 5С; 2 вариант:1Н, 2НЫ, 3Ы, 4Т, 5Р.
3. Вывод.
4. Орфографическая работа.
- Какие виды орфограмм вам встретились в тестовой работе? (1 учащийся выполняет орфографический анализ у доски, остальные - в тетрадях).
Изучение новой темы.
1. Исследовательская работа (на карточках).
1) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.
2) К счастью, погода наладилась и тучи разошлись. 3) Солнце светило ярко, и небо было приветливым и ясным. 4) Прямо перед нами зеленел луг и текла извилистая речка. 5) Вдали темнел лес и виднелись крыши небольшой деревушки. 6)У каждого взгляд сосредоточении имеет глубокомысленное выражение.7) Кто там живет и как нас встретят?
Какими являются данные предложения? Докажите это с помощью графических обозначений. (Предложения сложные, сложносочинённые).
Во 2 предложении определите место нахождения вводного слова, его роль. (Вводное слово в первой простой части и относится к обеим частям ССП. Оно является общим для простых частей).
С каких членов предложения начинаются предложения 4,5? Определите виды этих членов предложения. Какова их роль? (4,5 предложения начинаются с обстоятельств места, которые относятся к сказуемым зеленел и текла в 4 предложении, темнел и виднелись в 5. В 6 предложении дополнение объединяет обе простые части. Обстоятельства места и дополнение являются общими для простых частей 4,5,6 предложений. Это общие второстепенные члены).
Обратите внимание на 6 предложение. Какими являются его части по цели высказывания? (Простые части 6 предложения являются вопросительными. Запятая не ставится, если обе части ССП являются вопросительными).
2. Теперь обратимся к материалу учебника на стр. 42 (чебник Л.А.Тростенцовой)
- Какую новую для себя информацию вы выделили?
Составление опорной схемы
А.1.Вводное слово, И
1.Втор. член (обстоятельство) + И 2.ПРОСТАЯ ЧАСТЬ ДА = И
1.Втор. член (дополнение) ИЛИ
Б. 1.(придаточная часть), 2.Простая часть И 3. Простая часть ЛИБО
В. 1.Вопрос. предл. И 2.Вопрос. предл.
1.Воскл. предл. И 2. Воскл. предл.
1.Побуд. предл. И 2.Побуд. предл.
- Как определить, есть в предложении общий второстепенный член предложения или нет? (К общему второстепенному члену предложения можно задать вопрос от обеих частей сложного предложения или от обеих грамматических основ).
- Вернёмся к теме урока и уточним её: Пунктуация в ССП с общим второстепенным членом предложения.
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
1. Упражнение 60 (учебник С.Г.Бархударова). Предложения 1, 2, 3, 6,7.
2. Словарная работа. Из букв-ответов тестовой работы сложите словарные слова МАРИНЫ, МАРИНИСТ.
Искусствоведческая страничка (сообщение учащегося).
Наша земля прекрасна бесконечным разнообразием своих пространств. И совершенно неповторимы ее морские просторы. Верно сказано, что в капле воды отражается целый мир. Тихие пруды и озера, заводи и речки ласкают взоры, умиротворяют душу. Моря и океаны вбирают в себя многоцветие неба, сверкание звезд и сияние луны. Можно часами любоваться их изменчивой живописной палитрой. Воды не только видимы, но и слышимы нами -  в шуме дождя, журчании ручья, в мирном всплеске моря и штормовом гуле океана слышится музыка планеты.
МАРИНЫ – это пейзажи водных пространств. Художников, которые пишут марины, так и называют – маринистами.
Среди всех живописцев мира одним из лучших поэтов моря стал по праву И.К.Айвазовский. В своих картинах он полнее всего воссоздал основные состояния и превращения моря, его очаровывающую гладь и волнующую пучину. Человечество испокон веков любовалось великолепием водной стихии.
Художник наделил его всеми оттенками своих чувств и переживаний, сумел передать на полотне поэтическое представление о море как о грозной  силе, зовущей к мужеству, отваге, борьбе.
Давайте попробуем насладиться изумляющей красотой моря на полотнах художника.
3. Конструирование предложений с общим второстепенным членом (на рабочем листе).
1. Кажется, небо наклоняется над морем и (о чём-то шепчут неугомонные волны).
2. море ластится к берегу и волны ласково звучат. (После шторма).
3. Когда ветер дул с суши, у берега вода была спокойна и (откликалось, как эхо, свинцовое море).
4. Волны с шумом набегают, и судно попадает в разъярённую морскую бурю. (Как волны с шумом набегают и как судно попадает в разъярённую морскую бурю).
5. Вдали выделяется одиноко стоящий корабль или (виден айсберг).
6. Зрителя завораживают безбрежные просторы и (море притягивает своей таинственностью).
4. Дифференцированная работа (звучим аудиозапись «Шум моря»).
1 группа (слабые учащиеся)
В тексте расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Указать сложносочинённые предложения и сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом.
 С утра погода стояла хмурая ветреная. Один раз прорвался солнечный луч и скользнул по морской глади. Но просвет на западе и движение туч к юго-востоку служили гарантией что погода разгуляется. 
  Дерсу так думал и мы бодро шли вперед. Через полчаса снег перестал идти и мы расселись.
  Вода в горных ручьях была еще в движении но по замирающему шуму уже заметно было что скоро и она должна будет покрыться ледяной коркой совсем замолкнуть. Из расщелины в камнях понемногу сочилась вода и образовались большие ледяные натеки. Они постоянно увеличивались и казались замерзшими водопадами.
  Мы шли берегом моря и разговаривали а впереди шагах в полутораста от нас бежала моя собака Альпа. Вдруг я заметил другое животное, тоже похожее на собаку но мохнатое и коротконогое Я узнал росомаху - самого крупного представителя из семейства хорьковых.
2 группа (средние учащиеся)
В предложения введите общие второстепенные члены. Составьте из данных предложений текст.
1. Ветер разогнал тучи. и выглянуло солнце.
2. Солнце ещё не палило так жарко, и с моря веяло свежестью.
3. Затянулось небо, и был дождь.
4. Море перестало штормить, и все побежали купаться.
5. Опустился сумрак, и погас едва дрожащий золотой свет солнца.
6. Высыпали звёзды, и выплыла луна.
При необходимости введите 1-3 предложения для создания текста.
3 группа (сильные учащиеся)
Сочинение – миниатюра по репродукции И.К.Айвазовского (10-15 предложений). Введите в текст сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом.
Продолжите предложения так, чтобы получилось сложносочиненное.
Выборочная проверка работ учащихся.
6. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий. Рефлексия содержания учебного материала.
1. Вернёмся к эпиграфу урока. Попробуем оспорить Яшкина.
Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания! (.)
Никакого значения не имеют ваши знаки ()
Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать...()
2. Достигли ли мы поставленных целей урока?
7. Итоги урока, комментирование отметок. Рефлексия деятельности
1. Я хорошо понимаю тему урока и могу расставить знаки препинания в ССП


2. Я понимаю тему урока, но расстановка знаков препинания в ССП вызывает у меня затруднения


3. Мне нужна помощь


8. Домашнее задание: параграф 16, упр. 71 (Ладыженская).



Рабочий лист урока
1. Эпиграф
Да-с! Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних (.?.)!
То есть, почему же-с? скромно вопрошает Пимфов. Хотя и много(.?.), но каждый из них имеет свое значение и место.
Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши (.?.). Одно только мудрование... Наставит десяток (.?.) в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова (.?.) ставит. Для чего это? Милостивый государь (.?.), посетив тюрьму такого-то числа (.?.), я заметил (.?.), что арестанты (.?.) ... тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое... Противно читать даже. Для чего это?
Наука того требует... вздыхает Пимфов.
Наука... Умопомрачение, а не наука... Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать... А.П.Чехов «Мыслитель»
2. Конструирование предложений
1. Кажется, небо наклоняется над морем и .
2. море ластится к берегу и волны ласково звучат.
3. Когда ветер дул с суши, у берега вода была спокойна и .
4. Волны с шумом набегают, и судно попадает в разъярённую морскую бурю.
5. Вдали выделяется одиноко стоящий корабль или .
6. Зрителя завораживают безбрежные просторы и .
3. Возвращение к эпиграфу
Что ни говорите, Филипп Максимыч, а в русском языке очень много лишних знаков препинания! (.)
Никакого значения не имеют ваши знаки ()
Для форсу выдумали... пыль в глаза пущать...()

1 группа. В тексте расставить знаки препинания, объяснить их постановку. Указать сложносочинённые предложения и сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом.
 С утра погода стояла хмурая ветреная. Один раз прорвался солнечный луч и скользнул по морской глади. Но просвет на западе и движение туч к юго-востоку служили гарантией что погода разгуляется. 
  Дерсу так думал и мы бодро шли вперед. Через полчаса снег перестал идти и мы расселись.
  Вода в горных ручьях была еще в движении но по замирающему шуму уже заметно было что скоро и она должна будет покрыться ледяной коркой совсем замолкнуть. Из расщелины в камнях понемногу сочилась вода и образовались большие ледяные натеки. Они постоянно увеличивались и казались замерзшими водопадами.
  Мы шли берегом моря и разговаривали а впереди шагах в полутораста от нас бежала моя собака Альпа. Вдруг я заметил другое животное, тоже похожее на собаку но мохнатое и коротконогое Я узнал росомаху - самого крупного представителя из семейства хорьковых.
  2 группа. В предложения введите общие второстепенные члены. Составьте из данных предложений текст. При необходимости введите другие (1-3) предложения для создания текста.
1. Ветер разогнал тучи. и выглянуло солнце.
2. Солнце ещё не палило так жарко, и с моря веяло свежестью.
3. Затянулось небо, и был дождь.
4. Море перестало штормить, и все побежали купаться.
5. Опустился сумрак, и погас едва дрожащий золотой свет солнца.
6. Высыпали звёзды, и выплыла луна.
3 группа. Сочинение – миниатюра по репродукции И.К.Айвазовского (10-15 предложений). Введите в текст сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом. Продолжите предложения так, чтобы получилось сложносочиненное.
Тестирование
1 вариант Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания
А. Встаньте лицом к волнам, и вы почу?ствуете свежесть моря.
М. Конец зимы и на деревьях (без) умолку кричат галки.
Л. Я подош?л к берегу моря, всё глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увид(е,и)л корабль.
1.Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.
2.Найдите сложносочинённые предложения.
3.Строение какого предложения соответствует схеме:
опр. – личное , и двусост. ?
4.Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение Первые паровозы потр?сли моё воображение и мне захотелось создавать эти умные машины.
Н. Одновременность
И. Последовательность
К. Чередование
Г. Противопоставление
5. Найдите предложение с союзом тоже
С. Мы с трудом добрались до леса до избушки лесника то(же) добирались долго.
З. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в то(же) место.
2 вариант Ознакомьтесь с предложениями и выполните задания
Н. Снег шуршит под ногами и ему уже больше (не) белеть на мостовой.
Ы. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким вя(з,с)ким запахом.
К. Тихо дыш?т зимний лес, почуяв пр?ближение весны, и постепе(н,нн)о пробуждает?ся ото сна.
1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания.
2. Укажите сложносочинённые предложения.
3. Строение какого предложения соответствует схеме
неопр. – личное , безличное ?
4. Какое значение вносит союз в сложносочинённое предложение
То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка.
О. Одновременность
П. Последовательность
Т. Чередование
У. Противопоставление
5. Найдите предложения с союзом однако (знаки препинания не расставлены).
Р. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.
Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.
Исследовательская работа
1) Мы поднялись на холм, и нашим глазам открылась великолепная картина.
2) К счастью, погода наладилась и тучи разошлись. 3) Солнце светило ярко, и небо было приветливым и ясным. 4) Прямо перед нами зеленел луг и текла извилистая речка. 5) Вдали темнел лес и виднелись крыши небольшой деревушки. 6)У каждого взгляд сосредоточении имеет глубокомысленное выражение.7) Кто там живет и как нас встретят?
1. Какими являются данные предложения? Докажите это с помощью графических обозначений.
2. Во 2 предложении определите место нахождения вводного слова, его роль.
3. С каких членов предложения начинаются предложения 4,5,6? Определите виды этих членов предложения. Какова их роль?
4. Обратите внимание на 7 предложение. Какими являются его части по цели высказывания?
Ф.И.


1. Я хорошо понимаю тему урока и могу расставить знаки препинания в ССП


2. Я понимаю тему урока, но расстановка знаков препинания в ССП вызывает у меня затруднения


3. Мне нужна помощь


сложносочинённое
предложение
сложноподчинённое предложение
бессоюзное сложное предложение
две и более простых частей
одна простая часть
равноправные
сочинительные союзы
подчинительные союзы
бессоюзная связь
союзная связь
интонация
союзные слова
смысловые значения
соединительные
противительные
разделительные
временные
причинные
главная часть
придаточная часть























15