Рабочая программа кружка Робототехники Robotronox
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города
Москвы «Школа № 2070» (ГБОУ Школа № 2070)
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Методист Директор ГБОУ Школы № 2070
__________/_________ / __________/Г.В.Сорочинская/ ________/О.Н.Афанасьева/
Протокол МО Приказ
№ __от «__»______2016 г. № _____от «__»______2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАдополнительного образования
Основы робототехники
«ROBOTRONIX – LEGO Mindstorms»
Для школьного отделения
(5-8 классы)
На 2016 / 2017 учебный год
Учебно-методический комплект:
Составлена учителем математики Липатовым А.И.
Автор программы: Липатов А.И.
Количество учебных часов на учебный год – 68 часов
Количество учебных часов для выполнения:
Контрольных работ -
Лабораторных работ -
Практических работ -
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол
№___от «__»____2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Одной из важных проблем в России являются её недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования. Данная проблема существует на фоне постоянно возрастающих потребностей в таких специальностях, как «Инженер-конструктор» и «Программист». Согласно анализу многих кадровых агентств и других исследователей рынка труда, спрос на инженерные специальности сохранится, и будет занимать ведущие позиции в рейтинге востребованности в перспективе 4-7 лет.
Необходимо вернуть массовый интерес молодежи к научно-техническому творчеству,
и наиболее перспективный путь в этом направлении – это робототехника, позволяющая в игровой форме знакомить детей с наукой.
Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и технического проектирования соприкасаются с областью высоких технологий и проблемами искусственного интеллекта.
ПоданнымМеждународнойфедерацииробототехники, прогнозируетсярезкое увеличение оборота отрасли. Интенсивное использование роботов в быту, производстве, медицине, военном деле и других сферах, требует высокий уровень умений и знаний не только от специалистов-разработчиков, но и от рядовых пользователей, которым придётся сталкиваться с управлением роботами ежедневно.
Изучение робототехники позволяет на практике рассмотреть многие темы из учебного предмета «Информатика и ИКТ», которые иногда встречают затруднения в ходе освоения основного курса. А именно, алгоритмизация и программирование, исполнитель, логика, основы устройства компьютера. Также данный курс даст возможность школьникам закрепить и применить на практике полученные знания по таким дисциплинам, как математика, физика и технология.
Робототехника ориентирована на работу в команде, что способствует формированию умения взаимодействовать с соучениками, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
Цель курса:
Развить интерес школьников к конструированию и программированию технических систем, расширить их область знаний, а также придать необходимый импульс для творческой реализации в робототехнике и смежных с нею областях (программирование, механика, электроника, инженерное конструирование).
Задачи:
1.Выявить и развить природные задатки и способности детей, помогающие достичь успеха в техническом творчестве.
2.Познакомитьспрактическимосвоениемтехнологийпроектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей.
3.Ознакомление с основными принципами механики и кибернетики.
4.Развитие умения работать по предложенным инструкциям.
5.Развивать творческие способности и логическое мышление, умение не стандартно подходить к решению задачи.
6.Ознакомление с основами программирования в графической среде разработки;
7.Формирование целостной, междисциплинарной системы знаний, миропонимания
и современного научного мировоззрения.
8.Формирование навыков самообразования, самореализации личности.
9.Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
10.Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.
11.Развитие соревновательного принципа в деятельности.
Общая характеристика курса
Программа курса «Основы робототехники» построена на применении конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3 для достижения образовательных целей. LEGO EV3 обеспечивает простоту при сборке начальных моделей, что позволяет ученикам получить результат в пределах одного или пары уроков. И при этом возможности в изменении моделей и программ – очень широкие, и такой подход позволяет учащимся усложнятьмодельипрограмму,проявлятьсамостоятельностьвизучениитемы. Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS Education EV3 обладает очень широкими возможностями, в частности, позволяет вести рабочую тетрадь и представлять свои проекты прямо в среде программного обеспечения LEGO EV3.
В процессе работы ученики приобретают опыт решения как типовых, так и нестандартных задач по конструированию, программированию, сбору данных.
Программа рассчитана на один год обучения, возрастная категория детей от 12 до 16 лет. Рекомендуется одно занятие в неделю по два часа. Курс имеет большее количество учебного времени на проведение практических работ, в сравнении с теоретическими вопросами.Содержаниепрограммыпредусматриваетучебноевремянаобобщение материала и индивидуальную работу с учащимися для реализации их творческих идей, а также подготовке к соревнованиям.
Подведение итогов работы проходит в форме презентаций, выставок, состязаний,
конкурсов, конференций и т.п.
Порядок реализации программы подразумевает сперва первоначальное овладение принципами соединения деталей, навыками конструирования моделей, методами их усовершенствования, а также ознакомление с работы в среде программирования. Далее осуществляется углубление полученных теоретических знаний и практических навыков при выполнениипоставленныхзаданий-миссий,участиивсоревнованиях,анализе существующих моделей и создании творческих проектов.
Необходимое оборудование и учебные материалы:
определённое количество наборов конструктора LEGO Mindstorms EV3 (основной+ расширенный), из расчёта 1 комплект на 1-2 учеников;
наборзаданийLEGOMindstorm«Космическиепроекты»,«Инженерные проекты»;
набор деталей LEGO Mindstorm «Космические проекты»;
рабочиеместадляучителяиучениковоборудованныеноутбукамис установленным программным обеспечением LEGO Mindstorm Education EV3;
набор полей для соревнований;
различные плакаты, справочные материалы;
зарядное устройство;
учебная литература;
средства реализации ИКТ материалов на уроке (компьютер, проектор, экран).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение в робототехнику
Роботы. Виды роботов. Значение роботов в жизни человека. Основные направления применения роботов. Искусственный интеллект. Описание курса, предстоящей работы.
Понятие проектной деятельности.
Знакомство с конструктором, рабочим местом и средой разработки программ, правила работы.
Знакомство с роботами LEGO Mindstorm EV3
Основные управляющие детали конструктора. Их название и назначение.
Модуль EV3. Обзор, экран, кнопки управления модулем, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии энергии. Включение модуля EV3. Запись программы
и запуск ее на выполнение.
Сервомоторы и различные датчики EV3, их устройство и характеристики, освоение методов работы с ними.
Robot Educator, основные возможности
Сбор обучающего робота. Изучение способов движения (по прямой и кривой траектории) с использованием различных датчиков. Захват и перемещение объектов.
Первые соревнования роботов «Весёлые старты», «Кегельринг», «Змейка».
Robot Educator, более сложные действия
Рассматривается группа управляющих операторов и варианты их применения. Изучения операторов ветвления и цикла, принципа многозадачности. Полученные знания применяются для решения задач из предыдущих тем наглядно демонстрируя новые возможности и получаемые преимущества при их использовании.
Robot Educator, операции с данными
Рассматриваютсямеханизмыобработкиданныхиметодыихпримененияв программной среде разработки. Изучаются такие понятия, как: шина данных, тип данных, генератор случайных чисел, сравнение величин, логические операции, переменная и массив. Полученные знания используются при составления более сложных и эффективных программ для решения различных задач, соревнований.
Заключительные и творческие проекты
Учащиеся реализуют собственный проект. В ходе их работы с одной стороны осуществляется коллективное обсуждение и критика их идей, а с другой напротив защита собственного мнения и принятых решений учениками. Для вдохновения на собственные идеи проходит анализ готовых проектов, их конструкций и программ. В конце темы каждый учащийся (либо группа учеников) выступает с защитой своего проекта, используя демонстрацию работы робота и средства компьютерных презентаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Основными результатами изучения курса, являются стимулирование мотивации учащихся к получению знаний, формированию творческой личности, привитие навыков коллективноготруда,атакжеразвитияинтересактехнике,конструированию, программированию и высоким технологиям. В дальнейшем, учащиеся смогут более осознанно подойти к выбору инженерной направленности обучения.
В результате изучения курса учащиеся должны
Знать/понимать:
роль и место робототехники в жизни современного общества;
основные сведение из истории развития робототехники в России и мире;
основных понятия робототехники, основные технические термины, связанные с процессами конструирования и программирования роботов;
общее устройство и принципы действия роботов;
основные характеристики основных классов роботов;
общую методику расчета основных кинематических схем;
порядок отыскания неисправностей в различных роботизированных системах;
методику проверки работоспособности отдельных узлов и деталей;
основы графических языков программирования;
определенияробототехническогоустройства,наиболеераспространенные ситуации, в которых применяются роботы;
иметьпредставленияоперспективахразвитияробототехники,основные компоненты программных сред;
основные принципы компьютерного управления, назначение и принципы работы цветового, ультразвукового датчика, датчика касания, различных исполнительных устройств;
различные способы передачи механического воздействия, различные виды шасси, виды и назначение механических захватов.
Уметь:
собирать простейшие модели с использованием EV3;
самостоятельно проектировать и собирать из готовых деталей манипуляторы и роботов различного назначения;
использовать для программирования микрокомпьютер EV3 (программировать на дисплее EV3)
владеть основными навыками работы в визуальной среде программирования, программироватьсобранныеконструкцииподзадачиначальногоуровня сложности;
разрабатывать и записывать в визуальной среде программирования типовые управления роботом
пользоваться компьютером, программными продуктами, необходимыми для обучения программе;
подбиратьнеобходимыедатчикииисполнительныеустройства,собирать простейшие устройства с одним или несколькими датчиками, собирать и отлаживать конструкции базовых роботов;
правильно выбирать вид передачи механического воздействия для различных технических ситуаций, собирать действующие модели роботов, а также их основные узлы и системы
вести индивидуальные и групповые исследовательские работы.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Познавательная деятельность, универсальные учебные действия
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение,измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.). Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.
Определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов.Комбинированиеизвестныхалгоритмовдеятельностивситуациях,не предполагающих стандартное применение одного из них.
Сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому.
Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Использование практических и лабораторныхработ,несложныхэкспериментовдлядоказательствавыдвигаемых предположений; описание результатов этих работ.
Творческоерешениеучебныхипрактическихзадач:умениемотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.
Использоватьобщиеприемырешенияпоставленныхзадач;преобразовывать практическую задачу в образовательную; умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;исследование несложныхпрактических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.
Формирование системного мышления, т.е. способность к рассмотрению и описанию объектов, явлений, процессов в виде совокупности более простых элементов, составляющих единое целое; осуществить перенос знаний, умений в новую ситуацию для решения проблем, комбинировать известные средства для нового решения проблем.
Информационно-коммуникативная деятельность, коммуникативные универсальные учебные действия
Адекватноевосприятиеустнойречииспособностьпередаватьсодержание
прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.
Осознанноебеглоечтениетекстовразличныхстилейижанров,проведение информационно-смысловогоанализатекста. Использованиеразличныхвидовчтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).
Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составлениеплана,тезисов,конспекта.Приведениепримеров,подбораргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.
Умениеперефразироватьмысль(объяснять«инымисловами»).Выбори использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.
Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.
Умение ставить вопросы, обращаться за помощью, проявлять активность для решения коммуникативных задач; умение определять наиболее рациональную последовательность действий по коллективному выполнению учебной задачи (план, алгоритм, модули и т.д.); умение самостоятельно оценивать свою деятельность и деятельность членов коллектива посредствомсравнениясдеятельностьюдругих,установленныминормами;умение использовать информацию с учётом этических и правовых норм.Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; умение использовать монолог и диалог для выражения и доказательства своей точки зрения; формулировать собственное мнение и позицию.
Рефлексивная деятельность
Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование,определение оптимального соотношения цели и средств и др.). Владение навыками контроля
и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своегофизического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
Владениеумениямисовместнойдеятельности:согласованиеикоординация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).
Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Регулятивные универсальные учебные действия
Целеполагание – формулировать и удерживать учебную задачу.
Планирование:
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
умение вносить необходимые дополнения и изменения в ходе решения задач.
Самоконтроль:
умение использовать различные средства самоконтроля (дневник, портфолио, таблицы достижения результатов, беседа с учителем и т.д.);
использовать установленные правила при контроле способа решения задачи.
Личностные результаты
Смыслообразование:
адекватная мотивация учебной деятельности;
актуализация сведений из личного жизненного опыта;
формированиеготовностикпродолжениюобучениясцельюполучения инженерного образования;
освоение типичных ситуаций управления роботами, включая цифровую бытовую технику;
формирование понятия связи различных явлений, процессов, объектов;
7
формирование умения осуществлять совместную информационную деятельность,
в частности, при выполнении учебных заданий, в том числе проектов;
самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
Нравственно-этическая ориентация – навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы;
Самоопределение – самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Наименование разделов и тем Всего
часов Виды контроля
1 Введение в робототехнику 2 Опрос, обсуждение
2 Знакомство с роботами LEGO Mindstorm EV3 10 Проверочная работа
3 Robot Educator, основные возможности 16 Соревнование,
контрольное задание
4 Robot Educator, более сложные действия 18 Соревнование
5 Robot Educator, операции с данными 18 Соревнование
6 Заключительные и творческие проекты 4 Соревнованиямоделей
роботов.Презентация групповых проектов
ВСЕГО 68 Формы контроля
Проверочные работы;
Практические занятия;
Творческие проекты;
Соревнования;
Опросы;
Обсуждения.
При организации практических занятий и творческих проектов формируются малые группы, состоящие из 2-3 учащихся. Для каждой группы выделяется отдельное рабочее место, состоящее из компьютера и конструктора.
Преобладающей формой текущего контроля выступает проверка работоспособности робота:
выяснение технической задачи,
определение путей решения технической задачи
Контроль осуществляется в форме творческих проектов, самостоятельной разработки работ.
Методы обучения
1.Познавательный (восприятие, осмысление и запоминание учащимися нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения материалов);
2.Метод проектов (при усвоении и творческом применении навыков и умений в процессе разработки собственных моделей)
3.Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий)
4.Групповая работа (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов)
Формы организации учебных занятий
урок-консультация
практикум;
урок-проект;
урок проверки и коррекции знаний и умений.
выставка;
соревнование;
Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения конструирования и программирования модели робота для решения предложенной задач.
Презентация группового проекта
Процессвыполненияитоговойработызавершаетсяпроцедуройпрезентации действующего робота.
Презентациясопровождаетсядемонстрациейдействующеймоделироботаи представляет собой устное сообщение (на 5-7 мин.), включающее в себя следующую информацию:
тема и обоснование актуальности проекта;
цель и задачи проектирования;
этапы и краткая характеристика проектной деятельности на каждом из этапов. Оценивание выпускной работы осуществляется по результатам презентации робота на основе определенных критериев.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г.
Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 – 292 с.
2. Gary Garber. Learning LEGO Mindstorm EV3. – М.: Книга по требованию, 2015 – 284 с.
3. Овсяницкая Л.Ю. Алгоритмы и программы движения робота Lego Mindstorms EV3 по линии. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 168 с.
4. Овсяницкая Л.Ю. Пропорциональное управление роботом Lego Mindstorms EV3 по линии. – М.: Издательство «Перо», 2014г.
5. Овсяницкая Л.Ю. Курс программирования робота LEGO Mindstorm EV3. – М.: Издательство «Перо», 2013г.
6. Вязов С.М. Соревновательная робототехника: приёмы программирования в среде
EV3: учебно-практическое пособие
7. mindstorms.lego.com8. prorobot.ru9. legoengineering.com10. nxtprograms.com11. robosport.ru12. myrobot.ru13. robofest2012.ru14. arcticbot.robofund.ru
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ К.
ч Тема Практика Блоки ПОДата
проведения
план факт
Тема 1. Введение в робототехнику (2 ч).
1 1 Что такое "Робот". Виды, значение
в современном мире, основные направления применения. Состав конструктора, правила работы. Просмотр видеороликов о применении
роботизированных систем, в т.ч. LEGO Mindstorm. Ознакомление с комплектом деталей. 2 1 Проект. Этапы создания проекта.
Оформление проекта. Изучение основ проектирования.
Знакомство с понятием проект, целями, задачами, актуальностью проекта, основными этапами его создания. Научить учащихся оформлять проектную папку Тема 2. Знакомство с роботами LEGO Mindstorm EV3. (10 ч)
3 1 Ознакомление с визуальнойсредой программирования LabVIEW. Интерфейс. Основные блоки. Распределение наборов по группам.
Сортировка и раскладывание деталей. Ознакомление с рабочим местом (ноутбук + конструктор +руководство) Краткое руководство
(программирование, краткий обзор программирования), основы (настройка конфигурации блоков). 4 1 Обзор модуля EV3. Экран, кнопки
управления, индикатор состояния, порты. Установка батарей, способы экономии
энергии.
Написание и запуск программ по управлению модулем EV3. Аппаратное обеспечение (звукимодуля, световой индикатор состояния модуля, экран модуля, кнопки управления модулем) 12
5,6 2 Обзор сервомоторов EV3, их
характеристика. Сравнение основных показателей (обороты в минуту, крутящий момент, точность). Устройство, режимы работы. Соединение мотора смодулем.Программирование различных способов управления моторами. Проект "Секундомер". Аппаратное обеспечение
(большой мотор, средний мотор) 7 1 Обзор датчика касания.
Устройство, режимы работы. Соединение датчика касания смодулем. Программирование управления модуля с помощью датчика. Проекты "Количество
нажатий на дисплей", "Число нажатий за 5 секунд". Аппаратное обеспечение
(датчик касания) 8 1 Обзор гироскопического датчика.
Устройство, режимы работы. Соединение гироскопического датчика
с модулем. Программирование управления модуля с помощью датчика. Проекты "Равномерное кручение" Аппаратное обеспечение
(гироскопический датчик), более сложные действия (Скорость гироскопа) 9,10 2 Обзор датчика света. Устройство,
режимы работы. Соединение датчика света с модулем.
Программирование управления
модуля с помощью датчика. Проекты
"Цветовой код", "Ночная дискотека" Аппаратное обеспечение
(датчик цвета - цвет, датчик цвета - освещение). Более
сложные действия (датчик света- калибровка), космические проекты (калибровка датчика света) 11,12 2 Обзор ультразвукового датчика.
Устройство, режимы работы. Проверочная работа на тему: "Характеристики и режимы работы активных компонентов". Соединение ультразвукового датчика смодулем. Программирование управления модуля с помощью датчика. Проект "Дальнометр" Аппаратное обеспечение
(ультразвуковой датчик), более сложные действия (текст) Тема 3. Robot Educator, основные возможности. (16ч)
13
13,14 2 Сборка модели робота поинструкции. Основные механические детали конструктора и их назначение. Сборка модели робота "RobotEducator". Инструкции по сборке
(приводная платформа) 15 1 Движения по прямой траектории. Расчет числа оборотов колеса дляпрохождения заданного расстояния. Основы (перемещение попрямой), Космические проекты
(управляемые движения) 16 1 Точные повороты. Запрограммировать робота выполнять
повороты на требуемый угол Космические проекты (точныеповороты) 17 1 Движения по кривой траектории.
Расчёт длинны пути для каждого колеса при повороте с заданным радиусом и углом. Программирование различныхповоротов с использованием блоков "Рулевое управление", "Независимое рулевое управление", "Большой сервомотор" Основы (движение по кривой,независимое управление моторами) 18 1 Игра "Весёлые старты". Зачет
времени и количества ошибок Соревнование на скорость
передвижения роботов до заданной точки и возвращения обратно 19,20 2 Захват и освобождение "Кубойда".
Механика механизмов и машин. Виды соединений и передач и их свойства. Сбор приводной платформы.
Программирования захвата и перемещения объекта. Проект "Передача эстафеты". Инструкция по сборке
(Средний мотор - Приводная платформа), основы (переместить объект), космические проекты (обнаружение предмета) 21 1 Решение задач на движение сиспользованием датчика касания. Присоединения датчика касания кмодели. Программирование различных сценариев движения. Проекты "Столкновение", "У подножья
обрыва". 14
22 1 Решение задач на движение сиспользованием датчика света. Изучение влияния цвета на освещенность Присоединения датчика света кмодели. Программирование различных сценариев движения. Проект "У подножья обрыва" Основы (остановиться у линии),
космические проекты
(обнаружение цвета) 23 1 Решение задач на движение сиспользованием гироскопического датчика. Присоединения гироскопического
датчика к модели. Программирование различных сценариев движения. Основы (остановиться подуглом), космические проекты
(поворот при помощи датчика) 24 1 Решение задач на движение сиспользованием ультразвукового датчика расстояния. Присоединения датчика света кмодели. Программирование различных сценариев движения. Проект "Плавная остановка" Основы (остановиться уобъекта) 25,26 2 Программирование с помощью
интерфейса модуля. Контрольный проект на тему: "Разработка сценария движения с использованием нескольких датчиков". Программирование различныхсценариев движения. Проект "Движение по заданной траектории (квадрат, треугольник)" Основы (программированиемодулей) 27,28 2 Битва роботов Соревнования "Кегельринг", "Змейка".
Зачет времени и количества ошибок. Тема 4. Robot Educator, более сложные действия. (18ч)
29,30 2 Многозадачность. Понятие
параллельного программирования. Использование многозадачности дляперемещения приводной платформы и воспроизведения звука одновременно. Более сложные действия
(многозадачность) 31-34 4 Оператор цикла. Условия выхода
их цикла. Прерывание цикла. Создание и отладка программы сиспользованием блока цикла для повторения серии действий. Проекты "Зацикливание», "Движение по контуру" Более сложные действия (цикл),
космические проекты
(движение по линии) 35-38 4 Оператор выбора (переключатель).
Условия выбора. Использование блока переключения
для принятия решений вдинамическом процессе на основании информации датчика Более сложные действия
(переключатель) 15
39,40 2 Многопозиционный
переключатель. Условия выбора. Программирование приводной базы
таким образом, чтобы она двигалась и поворачивала при обнаружении различных цветов. Проект "Определитель цвета" Более сложные действия
(многопозиционный переключатель), космические проекты (обнаружение и реагирование) 41,42 2 Динамическое управление. Использование блоков датчика дляуправления мощностью моторов приводной платформы в динамическом режиме. Более сложные действия (блокидатчиков) 43-46 4 Битва роботов Соревнование "Змейка", "Кегельринг сцветоуправлением". Зачет времени и количества ошибок. Тема 4. Robot Educator, операции с данными (18ч)
47 1 Шина данных, понятие,
назначение Самостоятельный эксперимент с тремя
типами шин данных Более сложные действия (шинаданных) 48,49 2 Генератор случайных значений.
Способы применения. Программирование перемещения
робота со случайно выбранными скоростью и направлением. Проект "Робот-танцор", "Припадок" Более сложные действия
(случайная величина) 50 1 Диапазон значений показателя. Использование ультразвуковогодатчика для перемещения робота вперед при нахождении кубоида в указанном диапазоне. Проект "Робот- преследователь" Более сложные действия
(диапазон) 51,52 2 Основы логики. Логическое
И/ИЛИ. Таблицы истинности. Эксперимент с логическими И/ИЛИ в
условии. Более сложные действия
(логика) 53,54 2 Математические вычисления,
конструирование формулы и расчет по произведенным измерениям. Использование математического блока
для расчета скорости приводной платформы, расстояния гипотенузы. Более сложные действия
(математика - базовый, математика - дополнительный) 16
55 1 Сравнение значений показателей. Использование датчика цвета длявключения моторов приводной платформы при обнаружении определенных цветов. Более сложные действия
(сравнение) 56-58 3 Понятие переменной и массива. Использование переменной и массива
для хранения параметров движения робота. Проекты "Цветовой код", "Программируемые движения" Более сложные действия
(переменные), космические проекты (программируемые движения) 59,60 2 Обмен информацией междуроботами. Инструмент "Мои блоки" Установление соединения
посредством Bluetooth между двумя модулями, отправка сообщений. Проект "Повторяй за мной". Более сложные действия (обменсообщениями), инструменты
(мои блоки) 61-64 4 Битва роботов Соревнования "Кегельринг", "Змейка".
Проекты-задания "Перемещение по заданным координатам", "Движение по кривой (змейка, кольцо,восьмёрка)", "Чертежник", "Парковка", "Лабиринт", "Сканирование
местности", "Объезд препятствий". Тема 6. Заключительные и творческие проекты. (4ч)
65,66 2 Планирование творческихпроектов учащихся. Разбор различных готовых проектов. Обсуждение идей учащихся. Проект
"Гиробой" 67,68 2 Защита проекта «Мойсобственный уникальный робот» Презентация собственных проектов
учащимися. 17