Доклад Преемственность внеурочной деятельности в условиях ФГОС начального и основного общего образования
Доклад
«Преемственность внеурочной деятельность в условиях ФГОС
начального и основного общего образования»
Для организации внеурочной деятельности на основной ступени необходимо ответить на следующие вопросы:
Для чего необходима внеурочная деятельность?
Какова роль внеурочной деятельности в образовательном процессе?
Как и по каким правилам организовать внеурочную деятельность?
«Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.Внеурочная деятельность — это осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования».
Внеурочная деятельность в контексте – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных), возможность объединить все учреждения,реализация программы сетевого взаимодействия культуры, спорта, комитетов по делам молодежи.
К внеурочным формам(30%) освоения содержания предметных областей относятся:
1) экскурсия, образовательное путешествие, игры-состязания (викторина, конкурсы, математический бой, интеллектуальная игра и т.д.);
2) спортивные соревнования; дидактический театр, тренировки и репетиции, мастерская, консультация, лаборатория, полевые исследования, учебный проект, практики, деловая игра, дебаты, стажировка, аналитические и рефлексивные сессии; выездная школа-интенсив, дистанционное обучение).
К формам организации внеучебных видов деятельности можно отнести:
кружки, школьный театр, информационный пресс-центр, тренинги (психологический, управленческий), студии (художественная, музыкальная, киностудия и т.д.); секции (спортивные), клубы, конференции, научные школьные общества; соревнования, поисковые и научные исследования; общественно-полезные и социальные практики.
Цель внеурочной деятельности:
создание условий для проявления и развития ребёнка своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Задачи:
1)способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
2)способствовать возникновению у ребёнка потребностей в саморазвитии, самоопределении;
3)формировать у ребёнка готовность и привычку к творческой деятельности;
4)повышать самооценку ученика, его статус в глазах сверстниках, педагогов, родителей;
5)расширять его представление об окружающем мире.
Нужно учитывать, что воспитательные результаты внеурочной деятельности обучающихся распределяются по трем уровням:
- Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
«ПЕДАГОГ-УЧЕНИК»
- Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
«ПЕДАГОГ-УЧЕНИК-ДЕТСКАЯ СРЕДА (КОЛЛЕКТИВ)»
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
«ПЕДАГОГ-УЧЕНИК-ДЕТСКАЯ СРЕДА (КОЛЛЕКТИВ)-ОБЩЕСТВЕННАЯ СРЕДА (СОЦИАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ)».
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма, образовательная программа внеурочной деятельности. Существуют четыре типа образовательных программ внеурочной деятельности:
комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеучебной деятельности,
тематические образовательные программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеучебной деятельности (например, ОП патриотического воспитания, ОП воспитания толерантности и т.п.),
образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый и второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая первый, второй и третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников);
образовательные программы по конкретным видам внеучебной деятельности(образовательные программы, ориентированные на учащихся определенной возрастной группы (младших школьников (1-4 классы), младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы))).
Внеучебная деятельность осуществляется по пяти направлениям:
1. Спортивно – оздоровительное2. Общекультурное3. Общеинтеллектуальное4. Духовно – нравственное5. Социальное.
Образовательные программы по внеурочной деятельности предусматривают развитие следующие видов УУД:
Коммуникативные (сотрудничество, взаимодействие, коммуникативно – речевые действия)
Познавательные (общеучебные действия, логические действия, постановка и решение проблем)
Регулятивные (организация учебной деятельности, саморегуляция)
Личностные(смыслообразование, самоопределение, нравственно – этическая ориентация).
Также предусматриваются в программах внеурочной деятельности этапы возрастного развития:
– первый этап – этап «пробно-поисковый» (проб и испытаний)
5-6 классы как образовательный переход от младшего школьного к подростковому возрасту через пробы построения учащимися индивидуальной образовательной траектории в зависимости от разных видов деятельности, обеспечивающий плавный и постепенный, без стрессовый переход обучающихся с одной ступени образования на другую;
– второй этап –этап «опыт действия» (планирование своей дальнейшей деятельности на основе опыта предметного действия). Этап активного приобретения «опыта».
7-9 классы как этап самоопределения подростка через опробования себя в разных видах деятельности, координацию разных учебных предметов, построение индивидуальных образовательных маршрутов (траекторий) в разных видах деятельности, наличие личностно значимых образовательных событий, что должно привести к становлению позиции как особого способа рассмотрения вещей, удерживающего разнообразие и границы возможный видений в учебном предмете (предметах).
Воспитательные результаты внеурочной деятельности должны соответствовать модели развития компетентности:
Знать-------- уметь------ владеть---------- быть.
Форма календарно – тематического планирования представлена следующим образом.
Тема Общее кол-во часовКол-во часов обязательной части. Неурочные формы организации образовательного процессаПроекты,
решение проектных задач. ПознавательныеЛаборатории. ТворческиеМастерские. УчебныеЗанятия. Экскурсии, экспедиции.
Главное осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования, как механизма обеспечения полноты и цельности образования.