Урок по математике 5 класс по теме «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел.»


Тема урока: «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел»
Цели: ( Слайд 1)
Закрепить навыки сложения и вычитания смешанных чисел
Применять знания при решении задач с различным содержанием
Формировать умение анализировать, размышлять, делать выводы
Прививать любовь к предмету через нетрадиционные формы урока
Тип урока: обобщение знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, тест, карточки для ответов к тесту.
Ход урока.
Организация класса и сообщение темы урока.
Здравствуйте гости! Здравствуйте ребята! Садитесь. ( Слайд 2) Итак, начнем. Тема сегодняшнего урока «Смешанные числа. Сложение и вычитание смешанных чисел»( слайд 3). Сегодня на уроке мы обобщим наши знания о смешанных числах, а также закрепим навыки сложения и вычитания смешанных чисел и применение их при решении задач и уравнений.
( Слайд 4) Настройся на работу!) Настроимся на работу.
-Подумайте о чем-то хорошем
-Пожелайте себе удачи на уроке
-Сосредоточьтесь, откройте тетради, запишите число, классная работа.
Эпиграфом нашего урока я хотела бы взять слова великого русского писателя и мыслителя Л.Н.Толстого: ( слайд 5,6)
«Человек есть дробь.Увеличить своего числителя - свои достоинства, не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя - свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству.»
Сегодня на нашем уроке мы снова воспользуемся компьютерной техникой, поэтому я предлагаю вспомнить правила техники безопасности (слайд 7)


Перед началом поработаем устно:
Разминка в устном счете ( слайд 8
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Прочитайте числа.
Найдите те пары чисел, с которыми мы можем провести сложение или вычитание. Ответ: 1 и 5, 2 и 7
Найдите сумму 1 и 5 (2 и 7) чисел, затем найдите разность 5 и 1 (7 и 2)чисел.
Ответ: 3 5/7; 5 11/9 или 6 2/9; 2 4/7; 5 1/9
Какие дроби мы можем представить в виде смешанного числа. Ответ: неправильные дроби: 3,4,9 – 11/3=3 2/3; 15/10=1 5/10; 130/100= 1 30/100.
На последующих уроках мы узнаем как такие дроби можно записать иначе.

Сегодня на уроке мы работаем все вместе, т.е. коллективно, а в конце урока вас ждет самостоятельная тестовая работа ( слайд 9,10)



Закрепление ЗУН.
Историческая справка( рассказывает ученик)
Сегодня Настя Жекова подготовила сообщение о старинных единицах измерения. Давайте послушаем её.
Вы знаете, что математика – это наука, имеющая, прежде всего практический характер, то есть наука, которая помогает нам в жизни. С древних времен людям приходилось не только считать предметы( для чего требовались натуральные числа) но и измерять длину ,время, площадь, вести расчеты за купленные или проданные товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части, доли меры. Так появились дроби.( слайд 8)
Понятие «дробь» возникло очень давно. В старинных книгах встречаются следующие названия дробей:
13 EMBED Equation.3 1415 - «полтина» 1
·5- «пятина» 1 1
·2-«полвтора»
13 EMBED Equation.3 1415 - «четь» 1
·7- «седьмина» 2 1
·2-«пол
·третья»
13 EMBED Equation.3 1415 - «полполчети» 1
·10- «десятина» 3 1
·2-«полчетверта»
Сегодня такой способ чтения дробей не сохранился. Но при определении времени, например, мы вместо дроби 1 Ѕ или «полвтора», говорим половина второго.
Задача.№ 225 (Дидактический материал) ( слайд 12)
Откройте дидактический материал и на стр. 17 найдите задачу №225, прочитайте. А краткое условие задачи будет выглядеть так: (Слайд 13)
I
II
III
В тетрадях и на доске мы запишем решение задачи.
Решение.
10 4/5- 6 2/5= 4 2/5(л) – в III бидоне.
10 4/5 – 8 1/5= 2 3/5(л)- в I бидоне.
6 2/5- 2 3/5 =3 4/5(л)
Ответ: 4 2/5л; 2 3/5 л; 34/5л.

Следующую задачу решим с записью краткого условия. У доски решение проводит
Задача (слайд 14)
В двух ящиках 8 3/10 кг мороженого. В первом ящике на 4 3/10 кг больше, чем во втором. Сколько килограммов мороженого в каждом ящике?
Решение:
Пусть во втором ящике х кг мороженого.
x+x+4 3/10=8 3/10
2x=4
X=2
2 кг мороженого во втором ящике
x+4 3/10=2+4 3/10=6 3/10( кг )- в первом ящике.
Ответ: 2 кг; 6 3/10 кг.
Выберите из трех предложенных уравнений то, которое вам под силу. (слайд 15)
( Трое учащихся выполняют решение трех уравнений на доске, остальные решают по выбору в тетрадях одно уравнение)
Решить уравнения:
x - 2 3/11=3 7/11
x=3 7/11+ 2 3/11
x= 5 10/11
ответ: 5 10/11
4 2/9 - x=1 5/9
x= 4 2/9 – 1 5/9
x= 2 6/9
Ответ: 2 6/9
( y - 8 12/19)+1 2/19=6 7/19
y- 8 12/19= 6 7/19 – 1 2/19
y- 8 12/19=5 5/19
y= 5 5/19 + 8 12/19
y= 13 17/19
Ответ: 13 17/19.


Физкультминутка.( слайд 16 ) Давайте немного отдохнем.

Раз – подняться, подтянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – за парты сесть опять.


5. Тестовая работа. ( слайд 14 )
( проводится с целью проверки усвоенных знаний)
Оценка знаний на уроке ( с комментарием)
Домашнее задание:
№ 1110, 1111,1116(а)
Подготовить сообщение на тему «История появления записи десятичных чисел»

Подведение итогов
Ребята! Сегодня на уроке мы выделяли целую часть из неправильных дробей. Складывали и вычитали смешанные числа, решали задачи и уравнения, провели тестовую работу, ознакомились с некоторыми историческими сведениями.
Рефлексия ( слайд 15 )
Ребята вам понравился урок?
Что больше всего вам запомнилось?
Вашему вниманию предлагается задача – шутка. ( слайд 14)
10 солдат строились в ряд
10 солдат шли на парад
13 eq \f(9;10)15 было усатых
сколько там было безусых солдат?
Задача имеет два решения. ( слайд 15 )
было 10 солдат. 1 десятая – 1 солдат, 9 десятых – 9 солдат. 10-9=1 (без усов)
было 20 солдат. 1 десятая – 2 солдата, 9 десятых – 18 солдат. 20-18=2 (без усов.)
Урок закончен. Всем спасибо!
Тестовая работа
Разбаловка по заданиям теста:
«5»-10-11 баллов «4»-8-9 баллов «3»-5-7 баллов





















Root Entry