Конспект урока по окружающему миру Семейный бюджет 3 (коррекционный) класс


МБОУ «Школа №18»
Конспект урока
по окружающему миру
по теме « Семейный бюджет»
в 3 «В» (коррекционном) классе.
Подготовила и провела учитель начальных классов
Пластун Инесса Николаевна
г. Балашиха

2015 г.
Цели: 1) познакомить с семейным бюджетом;
2) закрепить знания об отраслях экономики;
3) развивать речь, мышление, кругозор;
4) воспитывать чувство ответственности, задумываться о будущей профессии;
5) корректировать девиантное поведение.
Планируемые результаты:
Учащиеся научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведётся хозяйство семьи, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: (на демонстрационной доске) солнце, вырезанное из цветной бумаги; картинки с изображением животных, растений, полезных ископаемых, космического корабля, магазина, библиотеки, денег.Таблица расходов семьи.
Раздаточный материал: карточки с вопросами об экономике, цветные карандаши.
Ход урока.
Орг. момент.
Актуализация и обобщение знаний. Работа в парах.
А)- Какой раздел мы изучали на предыдущих уроках? (экономика)
- Подготовьте в парах ответы на вопросы, которые вы получите.
Учитель раздаёт 4 карточки с вопросами по парам. ( В классе 9 человек, 1 человек выполняет функцию эксперта). Детям даётся несколько минут для подготовки.
Для чего нужна экономика? ( Для счастливой жизни и удовлетворения своих потребностей)
Что является основой экономики? (Природные богатства, а также труд людей)
Что люди получают в результате труда? ( Добывают полезные ископаемые , а также получают товары и услуги)
Чем достичь успеха в труде? (Хорошим образованием и Эксперт повторяет правильные ответы.
Б) – Вы познакомились с отраслями экономики, выберите картинки и поместите их рядом с лучами экономики- отраслями.
Дети выходят по одному с каждого ряда (по 3 человека), называют отрасли.

Проверка домашнего задания. Подготовка к самостоятельной работе по тестам.
Учитель передаёт детям лист с девятью вопросами из домашнего задания, ученики по цепочке читают вопросы, при затруднении ищут ответы в учебнике.
Как называется обмен товарами без денег? (бартер, с. 66)
Что необходимо иметь в кошельке для купли-продажи? (деньги)
Какие бывают деньги?
Покажите лицевую и обратную стороны монеты. (с. 68)
Из чего складывается государственный бюджет? (с.71)
Платежи граждан и организаций, установленные законом, называется… (с.72)
Входят ли в расходы бюджета налоги людей?
Таксисты и продавцы на рынке получают зарплату от государства?
Зачем надо работать?
Самостоятельная работа по тестам. Взаимная проверка (в парах)- напротив правильного ответа проверяющие ставят +, напротив неправильного ответа -. Самооценивание. Тесты сдаются на проверку учителю.
Физкультминутка.
Раз- подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть- за парту тихо сесть.
Определение темы урока. Цели и задачи темы урока.
- Из чего состоит государственный бюджет? (Из доходов и расходов)
- Как думаете, в семье существует бюджет?
- Назовите тему урока. (Семейный бюджет)
- Для чего необходимо изучать эту тему? ( Чтобы семье хватало денег на покупки.)
- Ещё раз проговорите, из чего состоит семейный бюджет.(Из доходов и расходов).
- Значит, какие задачи поставим перед собой? ( Научиться считать доходы и расходы, учиться экономить.).
- Будем планировать семейный бюджет.
7. Работа с учебником и в рабочих тетрадях.
С учебника дети списывают определения доходов и расходов семьи, определяют значения этих понятий.
- Попробуйте сами привести примеры семейных доходов и расходов.
8.Практическая работа в группах. ( по 3 человека).
Учитель раздаёт список доходов и расходов семьи. Дети красным цветом подчёркивают расходы, зелёным цветом- доходы.
Семейный бюджет.
Зарплата
Квартплата
Пенсия
Продукты
Одежда
Бартер
Оплата детского сада
Оплата учёбы
Лекарства
Услуги парикмахера
Затем группы зачитывают свои варианты и анализируют выбор. Если выбор верный- аплодисменты.
9. Игровая ситуация.
- Представьте, что вы не просто группа учеников, вы семья.
1 группа- семья, где родился маленький ребёнок, мама находится в декретном отпуске, она не работает, поэтому доходы вашей семьи складываются из зарплаты папы и государственного пособия по уходу за ребёнком. Поставьте плюсы напротив расходов, которые вы считаете обязательными в вашей семье.
2 группа- семья, где ребёнок поступил в институт на платное отделение.
Работают родители, доходы вашей семьи- 2 зарплаты. Поставьте плюсы напротив расходов в вашей ситуации.
3 группа- семья, где нет детей, они уже живут самостоятельно, но у вас больная бабушка на пенсии. За ней ухаживает её дочь. Доходы вашей семьи- зарплата мужа дочери, пенсия бабушки. Поставьте плюсы напротив расходов.
10. Заполнение таблицы расходов на доске.
Расходы: 1 семья 2 семья 3 семья
квартплата + + +
продукты + + +
одежда + + +
оплата дет. сада + - -
оплата учёбы - + -
лекарства + + +
услуги парикмахера + + - мама стрижёт сама
11. Расчёт семейного бюджета. Общее обсуждение.
- К примеру возьмём ситуацию, в которой находится третья семья.
-Доходы: примерно 30 тыс.+ 9 тыс.= 39 тыс. Расходы: примерно ( по таблице) 5 тыс.+ 15 тыс.+ 5 тыс.+ 4 тыс.=29 тыс.
- Разница между доходами и расходами = 10 тыс. Это и есть …(экономия семейного бюджета). Вы можете до следующей зарплаты купить что-нибудь нужное или отложить деньги, это будут ваши сбережения.
- Делаем вывод, что деньги нельзя тратить просто так. Какое главное правило должны вы соблюдать в семейном бюджете? (Надо его планировать и рассчитывать).
-Что произойдёт, если вы потратите деньги сразу? ( Придётся занимать деньги, будем должниками). Между доходами и расходами должен быть баланс, то есть расходы не могут быть больше доходов.
- Теперь вы понимаете, почему родители часто вам отказывают в покупках, когда вы выпрашиваете что-нибудь купить? ( Родители не хотят остаться без денег, ведь есть более важные расходы.)
- Какой предмет вам поможет планировать семейный бюджет? (математика).
- Что необходимо предпринимать для увеличения доходов? ( Лучше учиться, чтобы была престижная профессия)
12. Рефлексия.
Учитель переворачивает солнце обратной стороной.
- Продолжите предложения.
Дети читают начало предложений « Я узнал…», « Я понял…», «Я хотел бы …» и заканчивают их.
13. Итог урока.
-Итак, из чего складывается семейный бюджет?
- Какое главное правило надо соблюдать, когда получите зарплату?
14. Дом. задание. Читать тему «Семейный бюджет», выполнить задания по данной теме в «Рабочей тетради», по желанию рассчитать бюджет своей семьи.