План-конспект урока по окружающему миру на тему Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет (3 класс)

Цели урока:
- познакомить с понятием «семейный бюджет»;
- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия;
- развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.

Оборудование: мультимедиа презентация, таблички с фамилией семьи, предметы для ролевой игры, подсказки -карточки, ф/м «Трое из Простоквашино», тест.
Ход урока

Содержание

Актуализация знаний
(5 мин)

I. Организационный момент СЛАЙД №1
Сегодня у нас открытый урок, поприветствуем наших гостей. Проверим, готовность к уроку.
II.Проверка домашнего задания. Введение в тему.
Что за предмет я держу в руках? Учитель открывает сумку-кошелек и вытаскивает купюры. А что тут такое?
-Деньги!
-Верно, скажите, а какие предметы заменяли деньги в древности?
В какой стране появились первые бумажные деньги ?(Китай)
Как называются бумажные деньги? ( банкноты )
Как появились слова рубль и копейка ?
Денежная единица России ? Денежная единицы США и Европейских стран ? Молодцы!
А теперь все внимание на экран.

Отгадайте зашифрованное слово? (Бюджет.) Слайд 2
- Знакомо ли вам это слово? Что такое бюджет?
Как предмет, находящийся у меня в руках, связан с бюджетом?

- Термин «бюджет» пришел к нам из Англии, дословно он означает «кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами». В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доходы и расход за определенный период.

- Сегодня на уроке мы будем изучать бюджет маленького государства под названием семья.

- Какая же будет сегодня тема урока? Слайд 3/Семейный бюджет/
Какова цель нашего урока ? Познакомиться с понятием бюджет.
Узнать составные части бюджета.

Постановка проблемы урока (1 мин)

- Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут, так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получают меньше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет)
Как вы думаете , чему еще мы будем учиться на уроке?
Планировать бюджет.

"Открытие" детьми нового знания. Выяснение, из чего складывается семейный бюджет.  Определение новых терминов. Анализ приоритетов семейных расходов (10 мин)
III. Работа над новой темой.
1.За партами вы сидите группами. Группы-семьи. А сейчас мы определим фамилии ваших семей. Для этого надо отгадать загадки и преобразовать их в фамилии

Зимой и летом одним цветом.
Ёлкины
Летит – кричит, а сядет – молчит.
Кто его убьёт, свою кровь прольёт.
Комаровы
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
Морозовы
Комочек пуха, длинное ухо
Прыгает ловко, любит морковку
Зайцевы
Непоседа птица эта, одного с берёзой цвета.
Сорокины
Жеребьевка! Дети рассаживаются.
- Подумайте и скажите, откуда в семье появляются деньги?
-Зарплата, пенсии, пособия, стипендии.
- Это все доходы вашей семьи, т.е. поступление денежных средств из разных источников.

2.Ролевая игра «Источники доходов семьи».
(На доске карточки прикреплены магнитами)

пенсия
пособие
зарплата
стипендия
пенсия

(Учитель распределяет роли и раздает реквизит: бабушке – платок, папе – галстук, маме- фартук, куклу, старшему брату – студенческий билет), дедушке –очки.
- Каждый член нашей большой и дружной семьи должен выбрать свой источник доходов.
- А вы должны внимательно следить и проверить правильность выбора.
(Бабушка– пенсия, папа – зарплата, брат – стипендия, мама – пособие)
- Виды дохода:
Заработная плата;
Пенсии;
Пособия;
Стипендия
А какие еще есть виды дохода? Воспользуйтесь карточками-подсказками. Доход-это одна из составных частей бюджета. Могут ли появиться незапланированные доходы? Какие? ( Выигрыш в лотерею, наследство)
- А сейчас подумайте и обсудите, как вы будете тратить деньги?
- Это расходы вашей семьи, т.е. это затраты денежных средств на товары и услуги.
К ним относятся: питание, одежда, обувь, оплата жилья, транспорта, расходы на обучение, лечение, приобретение книг, игрушек и других товаров.
Значит , бюджет состоит из доходов и расходов. Слайд №4
3. Практическая работа (в группах)
- У вас, у каждой семьи, на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг,
которыми мы пользуемся каждый месяц.
Отметьте галочкой.
Лекарства – 2 ш.
Продукты (хлеб, молочные продукты, мясо, рыба, масло, колбаса, мука, яйца, орехи, овощи, фрукты, сыр, соль, сахар, сок, чай, кофе, конфеты, печенье, торт) – 50 ш.

Первичное закрепление нового материала.  Определение лучшей "формулы" семейного бюджета, обучение экономии (7 мин)
Одежда – 10 ш.
Обувь – 5 ш.
Бытовая химия – 1 ш.
Транспорт – 10 ш.
Велосипед – 20 ш.
Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.
Книги – 1 ш.
Компьютер – 40 ш.
Игрушки – 3 ш.
Платежи и налоги – 20 ш.
Видеокассеты (диски) – 3 ш.
Посещение театра, цирка – 6 ш.
Посещение боулинга- 6 ш.
Туристическая поездка – 80 ш.

Подсчитайте. Вместо рублей у нас будут школярики. Учитель записывает ответы на доске.
Я вас забыла предупредить , что доход вашей семьи равен всего 100 школярикам.
У кого получилась сумма больше 100? Значит ваша семья не уложилась в бюджет. Посмотрите в карточке -подсказке, в вашей семье образовался дефицит или экономия? Карточка- подсказка:
Гонорар - денежное [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] за работу, выполненную по договору, соглашению литераторами, художниками, адвокатами.
Рента- вид дохода, регулярно получаемого с капитала, земли, имущества и не связанного с предпринимательской деятельностью.
Дефицит превышение расходов бюджета над доходами.
Экономия бережливое ведение хозяйства.
Жадный стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет.
Экономный бережливо расходующий что-либо.


Физкультурная минутка. Мышечная и эмоциональная релаксация (2 мин)
На вес золота, за бесценок, по божеской цене, не подступиться, как задаром, цена кусается, не по карману, по сходной цене, влетит в копеечку, за грош, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
(Дорого – прыгаем вверх, дёшево – прыгаем на корточках).


Продолжаем работу. Слайд 5
У кого-то доход семьи превысил расход, а у кого-то наоборот. Подумайте в своей семье и скажите, что будет хорошо и что делать?
-Экономить.

А теперь давайте посмотрим, какая семья экономно расходовала деньги.
Сколько денег осталось в вашем семейном бюджете? Что можно сделать с оставшимися деньгами?
Что значит экономить?
Чем отличается экономный человек, от жадного?
Внимательно посмотрите фрагмент мультфильма и ответьте на вопрос: Почему Матроскин поссорился с Шариком?
Видеофрагмент Слайд 6
(израсходовал деньги не по назначению).
Матроскин жадный или экономный? Воспользуйтесь подсказкой.
Я приготовила пословицу:
Хочешь строить новый дом, каждый рубль экономь.
Подходит она к теме нашего урока? Объясните.


Самостоятельная работа. Применение знаний на практике: составление рекомендаций  для экономии семейного бюджета. Развитие творческих и логических способностей детей (7 мин)
На чём бы вы экономили?
* на транспорте – если пользоваться проездным (Слайд7)
* на коммунальных услугах – экономия электричества (Слайд8)
* на продуктах - на сладостях, если есть приусадебный участок(Слайд9)
* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы(Слайд10)
* на посещениях театра? – не стоит обеднять свою жизнь из-за этого(Слайд11)
На чём нельзя экономить?


Повторение пройденного материала.

Посовещайтесь и дайте советы по экономии семенного
Готовый список советов по экономии семейного бюджета
Совет
Ваш выбор
Планируй семейный бюджет исходя
из доходов

Уходя из дома, выключайте свет

Просите у родителей новую игрушку
к каждому празднику

Бережно относитесь к своим вещам

Чаще пользуйтесь услугами такси

После похода в магазин оставляйте сдачу себе

Чаще разговаривайте с друзьями по сотовому телефону

Напоминайте родителям о своевременной оплате налогов


- Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно трудиться. Ведь недаром говорят «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда»
Сейчас вам предстоит выполнить тест. Обведите верный на ваш взгляд, вариант ответа на каждый вопрос.

Обобщение полученных знаний в ходе решения теста. 
Тест
1. Из чего складывается семейный бюджет?
а) из пенсии, стипендии;
б) из доходов и расходов;
в) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это.....
ю) расходы;
е) проценты;
о) доходы.
3. Авторское вознаграждение это....
б) зарплата;
г) налог;
д) гонорар.
4.Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это.......
ш) доходы;
ж) расходы;
х) прибыль.
5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы .
е) больше расходов;
и) равны расходам;
а) меньше расходов.
6.Зарплата,пенсия, стипендия это разные виды......
т) доходов;
п) расходов;
к) гонорара.
Теперь обменяйтесь листочками для проверки. Обведите буквы выбранных вариантов ответов. Какое слово у вас получилось? (бюджет) Молодцы!

Воспитание чувства отзывчивости и сострадания к окружающим
(8 мин)
3. На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:
срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
талантливому скрипачу на покупку скрипки;
врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
спортсменам лыжникам для поездки на окружные соревнования;
- Обсудите в своей «семье», согласны ли вы помочь кому-либо из нуждающихся.
(Дети в группах выполняют задание, комментируя свой выбор.)
- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное

Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.

Подведение итогов урока.
Вы хорошо потрудились и каждая «семья». Желаю вам, чтобы ваша жизненная активность была всегда на высоте.

Рефлексия и самооценка обучающихся.
(2 мин)
V Рефлексия: зажмите руку в кулак и
кому было интересно – разогните мизинец
кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный
кто хорошо работал – средний
кто помогал работе в группе – указательный
кому урок понравился – большой


VI Домашнее задание:
Представь, что ты на день рождения получил большую сумму денег. Составьте план своих расходов.







1.Ф.И.О.учителя Олейникова Наталья Григоьевна.
Тема урока. Семейный бюджет. 3 класс, учебник А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»
Цель урока: Познакомить с понятием «семейный бюджет».
Задачи :
1.Закрепить понятия «бюджет», «доходы», «расходы»
2.Развивать познавательный интерес, речь детей, логическое мышление.
3. Воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бюджету, чувство милосердия.
Оборудование урока: карточки - подсказки, карточки со словами, тесты, предметы для ролевой игры (платок, очки, фартук, галстук, студенческий билет), фрагмент м/ф.
ТСО: мультимедийный проектор.
Тип урока. Урок получения новых знаний.
Место данного урока в теме. Раздел « Чему учит экономика» 12 часов, 11 урок в разделе.
Используемые технологии. На уроке использованы педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся (игровые технологии, проблемное обучение, групповые технологии).
На уроке были использованы следующие методы обучения:
по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с обучающимися); наглядные (демонстрации фрагмента м/ф, презентации обучающего курса);
по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Время, отведенное на все этапы урока, использовала рационально. Все связи между этапами логичны.
На первом этапе урока проходила актуализация опорных знаний. Игра «собери слово» и проблемная ситуация способствовали формулированию темы урока детьми. Этот этап, хотя и был не продолжительным, позволил быстро включить учащихся в работу, активизировать познавательную деятельность.
На втором этапе урока учащиеся выяснили из чего складывается семейный бюджет. Познакомились с новыми терминами, провели анализ приоритетов семейных расходов. Демонстрация фрагмента мультфильма «Трое из Простоквашино» и слайдов по теме урока способствовали лучшему усвоению новых знаний. На данном этапе основные формы работы фронтальная, групповая.
На физкультминутке были использованы фразеологизмы , прослеживается межпредметная связь с уроком литературное чтение.
Третий этап работы - работа в группах. Учащимся предложено составить список советов по экономике семейного бюджета. На уроке была проведена самостоятельная работа. Она способствовала активной познавательной учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа тренирует волю, внимание, дисциплину учебного труда. Использовался метод наглядности, демонстрация проделанной работы в группах и фронтальная беседа.
Четвёртым, завершающим, этапом была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся, выставление отметок.
Содержание урока способствовало развитию интереса к учению. Развивающая и воспитательная задачи решались в единстве с образовательной. Считаю, что урок достиг поставленной цели.
15