Определение, выраженное именем прилагательным


Тема урока: «Определение, выраженное именем прилагательным»

Цели урока:
обобщить и закрепить знания учащихся об имени прилагательном как части речи, сформировать представление о категориях имени прилагательного, о его роли в предложении, умение находить главное и зависимое слово в словосочетаниях, формирование навыка верного написания падежных окончаний прилагательных в единственном числе;
привитие навыков употребления прилагательных в сочетании с существительным в роде, числе, падеже, развитие у школьников самостоятельности мышления в учебной деятельности, развитие эмоционального восприятия текста;
воспитание у учащихся любви к природе, чувства прекрасного и привитие навыков эстетического воспитания.

Тип урока: повторение и закрепление.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, дополнительный дидактический материал
и листы А-4 с текстами, спикеры.

Ход урока

Организационный момент.

Тренинг «Хорошее настроение» ( говорим комплименты и желаем удачи).

Проверка домашнего задания: урок 49 упр.№1 стр. 193

«Мозговая атака»
Какие бывают простые предложения по наличию в них второстепенных членов?
Что такое распространённое предложение?
Назовите второстепенные члены предложения?
Что такое определение?
К каким членам предложения могут относиться определения?
Чем выражаются определения?
Что такое имя прилагательное?
Как изменяются имена прилагательные?
От чего зависит род, число и падеж имён прилагательных?
Назовите разряды имён прилагательных?


Объяснение нового материала: «Определение, выраженное именем прилагательным».

Падежные окончания прилагательных в единственном числе.

Мужской и средний род
И.п. какой? зелёный шар какое? синее море
Р.п. какого? зелёного шара какого? синего моря
Д.п. какому? зелёному шару какому? синему морю
В.п. м.р. как И.п. или Р.п. какой? зелёный шар ср.р. как И.п. какое? синее море
Т.п. каким? зелёным шаром каким? синим морем
П.п. о каком? о зелёном шаре о каком? о синем море





Женский род
И.п. какая? зелёная трава, синяя кофта
Р.п. какой? зелёной травы, синей кофты
Д.п. какой? зелёной траве, синюю кофту
В.п. какую? зелёную траву, синюю кофту
Т.п. какой? зелёной травой, синей кофтой
П.п. (о) какой? о зелёной траве, о синей кофте


2. Работа с текстом.

а) Чтение текста учащимися по частям.
б) Словарная работа:
видимо-невидимо (много), оледенение (мaздады), предвестник (алCашKы хабаршы,
жаршы), выдержать испытание (т™зімділік таныту), хрупкий (нежный).

Ответить на вопросы:
Какой цветок стал первым предвестником весны?
Как подснежник переносил все тяготы зимы?

Закрепление урока:

Грамматическое задание по тексту:
«Парная работа»
Выпишите из текста 5 словосочетаний «прил. + сущ.», определите род, число и падеж прилагательных.
«Индивидуальная работа»
Опираясь на таблицу, просклоняйте одно из словосочетаний. Подчеркните падежные
окончания прилагательных.

Работа с карточками: самостоятельное выполнение упражнения №9 стр.196.
Проверь себя!

Выставка цветов
На центральной площади города стояли корзины с цветами. Какой чудесный вид имела площадь! Огромные розы алели на солнце.
Эти прекрасные цветы принесли сюда юннаты. В высоких вазах стоят чудесные георгины. А дальше можно увидеть голубые гладиолусы, розовые тюльпаны, синие фиалки. А вы видели на выставке золотые хризантемы? Вот они поднимают вверх свои мохнатые головки. Такой великолепный праздник мы долго не могли забыть.
(По М.Фёдоровой)

VI. Рефлексия:
«Синквейн»
1 существительное; Подснежник.
2 прилагательных; Белый, нежный.
3 глагола; Зацвёл, появился, радует.
Одно предложение из 4-х слов. Весной на полянах появились подснежники.
1 существительное. Весна.

Подснежник.
Хрупкий, красивый.
Белеет, цветёт, дарят.
Подснежники-первые цветы весны.
Март.



«Одноминутное эссе»
о том: - что узнал;
- что понравилось;
- что вызвало трудности;
- как бы я хотел работать;
- что бы я хотел знать.
о моих пожеланиях

Домашнее задание: Урок 49 упр.№ 13 стр. 199

Комментирование оценок.
15