Разработка урока Определение,выраженное именем прилагательным
7 класс Русский язык в казахских классах
Грамматическая тема: Определение, выраженное именем прилагательным
Лексическая тема: Давайте жить, любить и восхищаться!
Цель: повторение и обобщение знаний, умений, навыков учащихся определять
грамматические признаки имён прилагательных
Задачи:
Образовательные:- формирование и закрепление умения правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Развивающие: - формировать умение оценивать свои учебные действия и их результаты;
- развивать логическое мышление, умение анализировать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитание умения любоваться красотой мира, любовь к жизни.
Оборудование: тесты, интерактивная доска,
Тип урока: обобщение
Структура урока
I. Организационный момент.
II.Сообщение темы
III.Мозговая атака (Заполнение графы «Знаю»)
IV.Постановка цели
V. Минута поэзии. (Проверка домашнего задания)
VI.Повторение и закрепление по слайдам
VII.Словарная работа
VIII.Обобщение
А) тестовая работа
Б) Заполнение графы «Узнал»
IX.Задание на дом
Х.Комментирование оценок
А) Самооценка учеников
Б) Оценка учителя
Ход урока
1.Организационный момент.
А)- Здравствуйте, ребята. Обычно люди говорят при встрече это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Давайте поздороваемся со всем миром и пожелаем всем здоровья.
-Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, кедр и дубок!
Мы живём в краю родном –
Мы вас всех приветствуем!
Б)психологическая зарядка (Повернитесь к соседу справа, улыбнитесь, повернитесь к соседу слева, улыбнитесь. Теперь с хорошим настроением начнём урок)2. Охарактеризуйте наступивший день (Ассоциация).
Чудесный, прелестный,чудесный, светлый,трудный, интересный, мутный, бледный, мрачный, прозрачный, великолепный, янтарный, весёлый.
Что общего в словах? (Относятся к одной части речи)
Грамматическая тема сегодняшнего урока “Имя прилагательное”.
Все мы знаем, что в нашей школе проходит декада русского языка и литературы. Назовите тему декады .(,,,)А как вы думаете, что прекрасно в этом мире?
- Прекрасно то ,что солнце светит
- Прекрасно то ,что весна пришла, зеленеет трава
- Прекрасно то ,что мама рядом
- Прекрасно то ,что у меня есть друзья и они меня любят и понимают
- Прекрасно то ,что мы умеем говорить , писать и читать, учимся в этой школе
- Прекрасны горы, моря и океаны
- Прекрасно рисовать картины, писать стихи
Так давайте жить, любить и восхищаться этим прекрасным миром
Лексическая тема: Давайте жить, любить и восхищаться!
3. “Мозговая атака”. Что нам уже известно по грамматической теме? (Заполнить графу “Знаю”)
Знаю Хочу знать Узнал
Вывод: мы с вами знаем уже многое, но ещё не всё. (Заполнить графу “Хочу знать”)
4. Минута поэзии. (Проверка домашнего задания)
Найдите и назовите в тексте стихотворения прилагательные.
5. Повторение и закрепление по слайдам
А) Вопросы по теории
1.Что такое имя прилагательное?2.Какие категории имеют имена прилагательные?3.От чего зависит род, число, падеж прилагательного?4.Словосочетания какого вида мы рассматривали в этой теме?5.Какую синтаксическую функцию выполняют прилагательные?6.Что такое склонение?7.Как образуются прилагательные?8.Для чего нужны прилагательные?Б) Практическая часть
1. Составьте словосочетания. Найдите в них главное и зависимое слово. Измените главное слово. Как изменится зависимое?Большая страна, ……..…. село,.………. поселок, ………… города.Глубокий пруд, …………. река, …………… море, …………… озера.Холодный край, …………..страна, ….……… место, ………….. ветер, ………… погода.
2.Просклоняйте словосочетания:Чистый свежий воздух Глубокое синее мореТёплая весенняя погодаДождливые осенние дни
3. Допишите окончания. Поставьте вопросы к прилагательным, определите их род, число. Разберите по членам предложения.
Утро
Как прекрасно весенн… утро! Утренн… роса блестит на траве. Старый дуб высок и могуч.Лёгк… ветерок шумит над деревьями.Показалась зелёненькая травка. Утром воздух свеж… и чист…
4. Разберите слова по составу
Дождливый
Весенний
Набережный
Пришкольный
Разноцветные
6.Словарная работа.
Учебник 7 кл. стр.198,упр.4.Чтение диалога. Работа со словами эгоист, альтруист
7.Обобщение.
А)Выполнение тестовых заданий по теме.( 5 мин)
1.Закончи утверждение:
Часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? называется
А) существительным Б) прилагательным
В) глаголом Г) местоимением
2. Имя прилагательное связано:
А) с существительным Б) с предлогом
В) с глаголом Г) с местоимением
3. Имя прилагательное изменяется поА) числам, родам, временам; Б) числам, родам, падежам;
В) родам, падежам, лицам; Г) родам, лицам, числам
4. Найди имя прилагательное, имеющее в составе приставку, корень, суффикс, окончание:
А) заботливый Б) желтенький В) прибрежный Г) праздничный
5. В каком из словосочетаний прилагательное употреблено в прямом смысле
А) золотое сердце Б) золотой браслет
В) золотой характер Г) золотые руки
6. В каком словосочетании имя прилагательное употреблено в переносном значении:
А) горячий кофе Б) горячий суп В) горячий спор Г) горячий утюг
7. В каком предложении слово учительская является существительным?
А) Учительская профессия очень сложна.
Б) Учительская книга нашлась на самой высокой полке.
В) Учительская речь на собрании была краткой.
Г) Летом учительская была отремонтирована.
8.Определи падеж имени прилагательного в предложении.
Корни яблони тянут из земли питательные вещества.
А) И. п. Б) Д. п. В) В. п. Г) П. п.
9. Укажи имя прилагательное в форме предложного падежа:
А) по зимней дороге Б) на нижней полке
В) вечерние сумерки Г) у заднего колеса
10. В окончании какого имени прилагательного на месте пропуска пишется буква и?
А) на горяч_м песке Б)по свеж_й траве
В) зимн_м лесом Г) в дальн_ю поездку
Б) Заполнение графы «Узнал»
8.Домашнее задание:
1.Эссе “Пришла весна” или “Весенний праздник доброты”
2.Просклоняйте 7 словосочетаний “прилагательное + сущиствительное”
9.Комментирование оценок
А) Самооценка учеников
Каждый оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. Кто как усвоил тему «Имена прилагательные»?
- На доске на цветных листах 2 пословицы.
На зеленом: «Дело мастера боится» (вы уверены в своих знаниях)
На жёлтом: «Добрый разум не наживают разом» (Есть пробелы небольшие, надо ещё поработать)
- Выбираем ту пословицу, которая соответствует вашим знаниям, и поднимаем полоску соответствующего цвета.
Б) Оценка учителя