Урок литературного чтения на тему А.Митта — Шар в окошке для 2 класса

Дата: Урок: литературное чтение
Тема: А. Митта.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: изучение нового материала
ТДЦ обучающая: познакомиться с произведением А.Митта «Шар в окошке».
развивающая: развивать навыки выразительного чтения.
воспитывающая: воспитывать умение ценить дружбу.
Оборудование: учебник, тетрадь, иллюстрации.


Этапы
урока
Содержание учебного материала

Орг. Момент








Проверка домашнего задания

Изучение нового материала











































Закрепление




















Итог урока
Учитель входит на урок с воздушным шариком в руках.
- Как вы думаете, зачем воздушный шарик появился на уроке литературного чтения?
Дети высказывают предположения по данному вопросу.
- Правы ли вы, мы выясним это в ходе урока.
Игровая ситуация.
- Ой, а к шарику прикреплен конверт. Что же в нем?
Один ученик вытаскивает рисунки, а на конверте находит задание.

Пересказ 2 части произведения «Почему». Озвучивание записанных пословиц.



1. Загадка.
По первым буквам данных слов отгадайте слово. На доске рисунки: дятел, рысь, радуга, улитка, жук, бабочка, аист. (Дружба) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Объясните значение этого слова. Что такое дружба?
Вывод. Дружба – это умение сочувствовать, сострадать, сопереживать, проявление заботы, внимания, отзывчивости, желание помочь, защитить в случае необходимости. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Работа с поисковой таблицей. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Найдите слова-синонимы, то есть близкие по значению к слову “дружба”, подчеркните слова простым карандашом.
Проверка. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Друг, дружить, дружный. Эти слова еще не раз будут звучать сегодня на уроке.
3. Работа с текстом.
- Прочитайте название произведения, с которым мы будем знакомиться и его автора: А. Митта “Шар в окошке”. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Первичное восприятие: читает учитель.
Перед чтением: - Послушайте произведение, а после чтения постарайтесь ответить на вопрос: Почему автор назвал произведение “Шар в окошке”?
После чтения:
- Почему же автор А. Митта назвал произведение “Шар в окошке”? - А сейчас мы будем работать в группах. Каждая группа будет моделировать обложку этого произведения, используя схемы жанров, которые находятся у вас на партах. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Проверка. Старший защищает модель обложки, составленную группой. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вторичное восприятие (дети).
Перед чтением:
- Прочтем рассказ еще раз и попробуем ответить на вопрос. - Почему Коле стало хорошо?
После чтения:
- Что же случилось с Колей? (Коля заболел) - Какое настроение было у больного? (грустное, он скучал) - Почему же Коле стало хорошо?
4. Самостоятельная работа по карточкам.
- Какие друзья у Коли? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к карточкам. Задание № 2. Выбери нужное. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли.
На доске: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Верные, равнодушные, находчивые, веселые, трусливые.
5. Словарная работа.
- Что значит верные друзья? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
У композитора В. Шаинского есть песня, в которой есть прекрасные строки:
“Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот что значит настоящий, верный друг”.
- А что значит находчивый? (умеет найти выход из любой ситуации) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

1. Самостоятельное чтение.
- Одна из задач нашего урока: научиться подробному пересказу. Чтобы облегчить эту работу, попробуем весь текст разделить на смысловые части.
Перед чтением: - Для этого прочитайте текст самостоятельно и попробуйте определить, на сколько частей можно разделить рассказ?
После чтения: - На сколько частей вы бы разделили рассказ? Нас предлагают разделить на 3 части.
На доске: Тетрадь с. 18 №3. (Работа в тетради.)
- О чем говорится в первой части? Определим границу этой части.
А) прочитайте эту часть. Б) Какова главная мысль этой части? (Запишем заголовок в тетрадь) В) пересказ этой части.
То же со второй и третьей частями.
1 часть. Коля заболел. 2 часть. Шар в окошке. 3 часть. Коля и друзья. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- А кто попробует пересказать весь текст?
2. Выборочное чтение.
- Прочтите последнее предложение. Как вы его понимаете? (Человеку горе, беду легче пережить, когда друзья рядом)

Игра “Собери слова”. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Какое предложение можно составить из слов? (Человек без друзей, что дерево без корней) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - Что получилось? (Пословица) - Как вы понимаете эту пословицу? - А у кого из вас есть верный друг? - Расскажите о нем. Что вам в нем нравится?
Оценивание.
Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему «Мой лучший друг».

Инклюзив.
Читать произведение «Шар в окошке».
Дом.задание: придумать другое название произведения «Шар в окошке».



Шар в окошке.
 
Коля заболел. Лежит в постели, на шее компресс, в ушах вата, нос от капель щиплет. И никто к нему в гости не придёт. Нельзя, заразиться могут.
Лежит Коля, глядит в окно. А что с третьего этажа увидишь лёжа! Только небо. Редко когда самолёт пролетит, да и то только слышно бывает, а не видно.
И вдруг видит Коля: красный шарик поднялся! К самому окну. Поднялся и встал у стекла. Постоял, стал дёргаться. Вверх - вниз, вверх - вниз. Что такое? Не поймёт Коля.
Пригляделся: на шарике рожица нарисована. Тогда Коля догадался: «Это, наверное, Миша придумал». Стало Коле хорошо. Кажется, пустяк - шарик в окошке, а Коля лежит и представляет себе, как Миша за верёвочку дёргает.
А рядом, наверное, Катя стоит и смеётся. И все ребята, наверное, стоят, советы дают.
Хорошо, когда о тебе друзья помнят!